Эффективность. Цель одна, дороги разные

Кто бы что ни говорил, а ключевым параметром для вертолетных операторов является стоимость эксплуатации воздушных судов. Именно от нее, как от нулевой отметки отталкивается любой рачительный эксплуатант. Эксплуатационная экономика — проблема номер один вертолетной отрасли. Довольно трудно найти тех, кто об этом не думает, не предпринимает определенных действий, чтобы снизить текущие затраты и увеличить время эффективной жизни вертолетной техники. Правильность подобного утверждения подкрепляется действиями производителей, предлагающих все новые и новые варианты послепродажного обслуживания, делающие эксплуатацию техники более комфортной и, хочется верить, менее затратной.

И это наиболее наглядное поле для конкуренции участников рынка. У кого из разработчиков нет стратегии оптимизации постпродажного обслуживания как в целом для летательных аппаратов, так и отдельных его агрегатов — у того нет надежного будущего на рынке.

В начале нынешнего года тема послепродажного обслуживания, кажется, вошла в резонанс с рыночными вызовами. Во всяком случае, ее, в канун международных авиационных форумов года, стали активно продвигать иностранные двигателестроительные компании. В российских высокотехнологичных секторах экономики послепродажная тематика также заявлена одним из главных вопросов. Как пример, ее обсуждение на апрельском Международном Форуме Двигателестроения (МФД-2018) и, конечно же, на HeliRussia 2018, где эта тема впервые нашла свое отражение в деловой программе.

Новые сервисы для больших и маленьких

Стремление к снижению эксплуатационных затрат вертолетной техники заставило авиадвигателистов разрабатывать новые сервисы для вертолетных операторов. В начале 2018 года производитель авиационных газотурбинных двигателей Pratt & Whitney Canada (P&WC) представил широкой публике комплекс из шести новых услуг. Один из результатов его применения — на рынке подержанных вертолетов AW139 эксплуатанты теперь имеют возможность получить 500-часовую/годичную гарантию на двигатель по новой сертифицированной программе подержанных двигателей P&WC PW206, PW207 и PT6C. Это особенно ценно для компаний, имеющих до пяти вертолетов.

Тема поддержки небольших вертолетных операторов постепенно выходит на первый план в работе многих производителей вертолетной техники. К слову, в настоящее время 1800 клиентов, или 72 процента клиентов вертолетных двигателей французской компании Safran Helicopter Engines (ранее известной как Turbomeca), эксплуатируют менее пяти вертолетов. С увеличением разработки новых легких вертолетов, таких как Bell 505, работающих на Safran Arrius 2R, это число, как ожидается, удвоится в течение следующих 10 лет. В этой связи, признавая особые потребности более мелких эксплуатантов в сочетании с увеличением количества легких вертолетов меньшего размера, Safran расширяют свою сеть поддержки, предлагая лучший в своем классе сервис, адаптированный для операторов малого флота.

Как пример, в нынешнем году компания представила новую услугу E-Spares, позволяющую заказывать запчасти и инструменты онлайн. Этим компания добавляет очередное решение к своему клиентскому порталу EngineLife в стремлении ответить на максимальное число потребностей клиентов. При этом, как говорят специалисты, по простоте использования сервис походит на большинство торговых интернет-площадок.

Без бумаги можно стать лидером

Правда, стоит сказать, что E-Spares — это всего лишь часть большого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение удобства работы вертолетных операторов. Как пример, в сентябре 2017 года компания запустила онлайн-сервис технических публикаций для всего диапазона двигателей. Известный как Web IETP (интерактивные электронные технические публикации), он круглосуточно доступен на всех компьютерах, через iOS, Windows и Android устройства. Теперь каждый вертолет, оснащенный двигателем Safran, имеет полный набор технических публикаций, охватывающих задачи технического обслуживания первого и среднего уровня. Он включает, среди прочего, руководство по техническому обслуживанию, книгу по устранению неполадок, каталоги запасных частей и инструментов и сервисные бюллетени. Ожидается, что конечным результатом станет повышение безопасности и сокращение эксплуатационных расходов.

Во всяком случае, именно так позиционирует свои решения Safran Helicopter Engines, что само по себе есть ни что иное, как стремление стать предпочтительным производителем двигателей в мире. Ведь и без того у компании более 2500 клиентов в 115 странах мира.

Таким образом, вполне логичным можно считать продвижение, разработанного в партнерстве с IBM высокозащищенного веб-приложения BOOST, очередного инновационного продукта, которое предназначено для управления обслуживанием двигателей. Представленное в 2012 году, приложение обрело вид тестовой версии уже через два года. А в течение 2015 года была запущена серия тестовых этапов с первой партией из шести клиентов. Сегодня клиенты компании уже могут переходить на полностью безбумажное управление своими двигателями, используя BOOST, делая это с одобрения Safran и Европейского Агентства по авиационной безопасности.

Главное — это обмен информацией

О новых подходах к послепродажному обслуживанию вертолетной техники в России речь шла еще в 2013 году. Тогда были озвучены направления деятельности холдинга «Вертолеты России» по сервисной поддержке и послепродажному обслуживанию вертолетов. Среди них создание специальных департаментов, задача которых не только следить за выполнением технической части работ, но и наладить обмен информацией с эксплуатантами. Последнее направление считалось наиболее ответственным. Причину такого положения тогда озвучил директор по сервису «Вертолетов России» Алексей Мишенин. «Мы вынуждены констатировать, что сегодня уровень информированности обо всех вертолетах, которые были выпущены ранее, а нередко и о тех, которые сейчас выпускаются, недостаточный», — сказал он.

Примером развития направления стала новая концепция холдинга «Вертолеты России» по развитию услуг послепродажного обслуживания российской техники в Индии, где эксплуатируется около 400 отечественных вертолетов. Представленная в 2017 году, она основана на принципе «одного окна», который направлен на выстраивание стратегических отношений с эксплуатантом и подразумевает заключение долгосрочных соглашений, а также переход на формат работы по контракту «жизненного цикла». Подобный поход к послепродажному обслуживанию в Индии является пилотным проектом российского холдинга, который впоследствии планируется использовать для работы с другими иностранными заказчиками.

Самое интересное еще впереди

Несомненно, использование новых концепций, принципов работы также требует разработки современных методов контроля и оценки их эффективности. В конце концов, это видно на примере деятельности многофункциональных центров по предоставлению населению России услуг, которые ранее граждане получали в различных организациях. Одной из проблем в этом случае стало переполнение системы запросами, что объективно вызывало появление очередей. Кроме того, выявились проблемы взаимодействия, передачи информации между различными организациями, вошедшими в систему. Надо отдать должное организаторам сервиса, большинство недостатков разрешается в текущем режиме, другие минимизируются путем настройки системы логистики проекта. Причем, несмотря на некоторые различия реализации идеи в различных регионах, она доказывает свою эффективность.

Примерно то же самое происходит и в отношении систем послепродажного обслуживания вертолетов в разных странах у разных компаний. Судя по тому объему информации, которую готовят и предлагают для обсуждения и внедрения участники вертолетной отрасли, ситуация все еще находится на стадии мозгового штурма. Операторы и производители ищут способы предоставления нужных данных и услуг друг другу в нужное время. Причем, не всегда они оказываются оптимальными.

Как пример, в сентябре 2017 года компания Airbus Helicopters продемонстрировала спутниковую передачу данных с оффшорным нефтегазовым оператором. После чего у гостей сразу же появился вопрос: «Значит ли это, что все вертолеты будут передавать данные в режиме реального времени в будущем?». На что руководитель департамента поддержки и сервиса Airbus Helicopters Стефани Боннефой-Фурье отреагировала предельно понятно: «Мы не используем технологию ради технологии, передача данных должна отвечать требованиям, а средний полет длится 40 минут, так что в большинстве случаев вы можете подождать».

«Мы учтем полученные наработки при организации глобальной системы ППО «Вертолетов России», — заметил на этот счет заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию холдинга «Вертолеты России» Игорь Чечиков.

Как видно, реальное снижение стоимости эксплуатации вертолетов пока еще остается биномом Ньютона для многих производителей. Хотя и сейчас, и вчера этот параметр оказывает очень серьезное влияние на распространение в мире вертолетов той или иной марки. Если, конечно, в дело не вмешивается политика.

ПАРТНЕРЫ АВИ