GPWS и репутация российских вертолетов

16 октября в конференц-зале бизнес-отеля «Аэростар» состоялось совещания на тему: «Первые итоги внедрения на вертолетах системы GPWS/СРПБЗ», созванного по инициативе Ассоциации Вертолетной Индустрии в связи со вступлением в силу с 01 июля 2012 изменений (пункт 5.76) в приказ Минтранса России от 31.07.2009 №128. Напоминаем, что данный пункт, внесенный в ФАП 128 («Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации») обязал всех операторов, использующих вертолеты взлетной массой свыше 5700 кг. для коммерческих полетов по ППП, оснастить данные машины системами раннего предупреждения сближения с землей (требование не различает самолеты и вертолеты).

Главной проблемой при введении этой нормы, обязывающей эксплуатантов устанавливать баснословно дорогое оборудование, стал ее обязательный характер, что одномоментно ограничило эксплуатацию всего парка российских вертолетов, уже сертифицированных по ППП. Собственно, поводом к совещанию послужил целый ряд скандальных локаутов российских операторов после введения в действие пункта 5.76 при взаимодействии с заказчиками вертолетных услуг: кто-то из операторов получил отказ в участии в иностранном тендере, две компании сообщили о потере контрактов внутри страны и практически все участники рынка предоставили факты заметного снижения объемов коммерческих полетов и, как результат, — критического падения объемов выручки. Операторы, которые в соответствии с новыми требованиями оснастили к 1 июля свои вертолеты системами GPWS/СРПБЗ, экспертно оценили снижение безопасности полетов. Нарекания вызвали не только особо опасные расхождения между реальными и электронными данными по подстилающей поверхности, но и интерфейс самого оборудования, усложнившего работу пилотов.

По мнению эксплуатантов, ущерб был нанесен конкурентным преимуществам и репутации самого российского парка вертолетов. Сегодня за рубежом и в России традиционные заказчики авиауслуг с использованием российской техники вынуждены выбирать ВС зарубежного производства, не имеющих ограничений по ППП.

Ход обсуждения на совещании получился по-настоящему интригующим. Ни одна законодательная норма не обходится без выгодополучателя. Обычно эту роль в России исполняют сами ведомства или подведомственные ФГУПы. Выгодополучателями данной нормы оказались коммерческие разработчики и производители оборудования, и именно в их адрес на совещании прозвучало наибольшее количество критических замечаний от эксплуатантов.

При этом известно, что вопрос с установкой системы GPWS/СРПБЗ на российские воздушные суда был одобрен руководством Минтранса и Росавиации: это была обстоятельная работа, громко анонсированная в медиа, заявленной целью которой было достижение нового уровня безопасности полетов в РФ. Однако, как обычно, вертолеты приравняли к самолетам, и внедренная система оказалась на грани дискредитации.

Ассоциация Вертолетной индустрии с первого дня, как Минтранс представил эту норму на рассмотрение, выступила с требованием ее корректировки в отношении вертолетной техники, однако в министерстве мнение профессионального сообщества было проигнорировано.

Даже после представительной дискуссии 16 октября, создается впечатление, что разработчики этой нормы так до сих пор и не прониклись остротой проблем внедрения системы GPWS/СРПБЗ на вертолетах и сводят их решение к набору косметических мер.

По результатам совещания от 16 октября его участники постановили издать итоговую резолюцию и направить ее уполномоченным органам в области гражданской авиации, с указанием на актуальность решения следующих задач:

  • В настоящее время не определен порядок сбора, анализа и форматирования данных для баз данных искусственных препятствий, а также не определен порядок согласования высотного строительства. В условиях данной правовой неопределенности использование на вертолетах систем предупреждения о близости земли (GPWS) с функцией оценки рельефа местности в направлении полета, информация получаемая пилотом от такой системы может отличаться от достоверной, что в свою очередь может повлиять на безопасность полета.
  • Учитывая сложившуюся ситуацию, а  также рекомендации ИКАО и специфику использования оборудования GPWS с функцией раннего предупреждения на вертолетах, предложить Минтрансу России  рассмотреть вопрос об изменении пункта 5.76 ФАП-128 в части исключения из требования данного пункта такое воздушное судно, как вертолет.
  • Существует объективная потребность в пересмотре условий эксплуатации для вертолетов, оборудованных системами раннего предупреждения о приближении земли, в части их расширения.

ПАРТНЕРЫ АВИ