Иракские «восьмерки»

Куда только не заносило наши «восьмерки» (так любовно называют вертолеты Ми-8/17,) и везде они не на словах, а на деле доказывали свою незаменимость.

На этот раз разговор пойдет об Ираке. Мы сознательно не будем затрагивать сегодняшнюю политическую реальность страны Междуречья — кто за кого, кто оккупант, кто освободитель. Для нас важен достоверный опыт боевого применения наших вертолетов в условиях еще одной современной войны.

Итак, Ирак. Басра (по-арабски Бассора) — второй по величине город. Административный центр на юго-востоке Ирака, в переводе с арабского означает «мягкий белый камень», который использовался в качестве материала для построек. Басра — главные нефтяные ворота страны, крупнейший транспортный узел, морской торговый порт и центр добычи и переработки нефти (до 2 млн баррелей в день, из них 1,5 млн — на экспорт). В 1980-1987 годах Басра сильно пострадала, особенно порт, от иранских артиллерийских обстрелов в ходе ирано-иракской войны. В 2003 году американские войска в очередной раз разбомбили город и международный аэропорт… Но почему Басра? Венеция Востока, получившая свое второе название за многочисленные каналы с живописными мостами, стала символом возрождения и точкой отсчета новой истории иракских ВВС. Здесь в ходе проведения операции под кодовым названием «Атака кавалеристов» по вытеснению с улиц прекрасного восточного города формирований «Армии Махди», проиранской «Бригады Бадра» и местной группировки партии «Фадила» иракские вертолетчики впервые вели самостоятельные боевые действия. Авиационная база в международном аэропорту Басры, расположенном в 12 км от города, превратилась в центр авиационной поддержки операций, проводимых иракскими силами безопасности (ИСБ). Иракские вертолеты совместно с авиацией коалиционных войск работали по обеспечению боевых действий ИСБ.

Вместе с иракскими вертолетами на авиационной базе «уживаются» американские — Black Hawk и Apache, британские самолеты Tornado CR4, вертолеты из состава объединенных вертолетных сил Lynx (выполняют задачи наблюдения и воздушной разведки) и Merlin (осуществляют перевозки войск). Британцы в конце прошлого года (сентябрь 2007 года) перебрались из дворца Басра в аэропорт, возложив задачи по обеспечению безопасности на ИСБ. Сегодня уже привычной для «послевоенной» Басры стала следующая картина. Международный аэропорт «Бирбара». Раннее утро, пока температура еще ниже + 40 °С. Взлетает пара Ми-17 из состава 4 ВЭ ВВС Ирака и уходит на задание. Так начинается повседневная боевая работа иракских вертолетчиков…
Почти три десятка лет назад, в 1980 году, Ирак занимал 6-е место в мире по численности парка ВВС: около 1000 ЛА, из них более половины — вертолеты.

БЫЛО (состав вертолетов ВВС Ирака на 1999 год)

 

Производитель Вертолет 

Количество

Aerospatiale SA318C

                     SA321

                     SA330G

                     SA341H

                     SA342K/L

29

8

15

9

53

Agusta A109

2

Agusta-Sikorsky AS-61A

4

Bell 214ST

39

Hughes 300C

28

MBB     BO105C

30

MBB-Kawasaki        BK117

26

McDonnell Douglas 500D

                                  500E

                                  530F

50

60

24

МВЗ                          Ми-2

                                  Ми-4

                                  Ми-6

                                  Ми-8

                                  Ми-10

                                  Ми-17

                                  Ми-24

10

15

15

50

3

20

20

Итого: 7 производителей, 21 тип   

510 ед.

Примечания:
1. Реальное техническое состояние вертолетов определить достаточно трудно. По оценкам, в исправном состоянии находилось около 120 ед.
2. Вертолеты советского производства составляли основу парка — 133 ед. (26%), в основном средние и тяжелые машины.

В 2003 году ВВС Ирака были полностью уничтожены — ни самолетов, ни вертолетов, ни инфраструктуры, ни оборудования, ни личного состава. Возрождение иракских ВВС, включая вертолетные подразделения, начиналось практически с нуля. Понятно, что без участия коалиционных войск речи о возрождении быть не могло. Попробуем восстановить хронологию:

  • 18 ноября 2005 года в рамках командования многонациональных сил по передаче ответственности Ираку была образована команда передачи коалиционных ВВС (CAFTT) со штаб-квартирой в Багдаде. В CAFTT вошли группы посредников (MiTT) из состава высшего командования и иракских эскадрилий, а также учебная 770-я эскадрилья, предназначенная для обучения личного состава ВВС Ирака тактическим приемам и способам самостоятельного выполнения задач.
  • Март 2006 года. Оперативные отделения штабов иракских ВВС перешли в состав командования наземных сил Ирака в Багдаде. Это ключевой момент создания новых вооруженных сил. Совместные штабы взяли на себя функции формирования и размещения иракских воздушных сил в соответствии с интересами страны. Перед ними была поставлена задача подготовки собственных авиационных сил к выполнению боевых задач на всей территории страны с управлением через совместные оперативные центры. Все действия иракской авиации интегрированы в планы авиации коалиции.
  • Конец марта 2008 года. «Атака кавалеристов» стала первым боевым крещением иракских ВВС. В ходе операции было переброшено из Багдада в Басру 3400 солдат и эвакуировано 111 раненых, доставлялись также боеприпасы, медикаменты, запасы материально-технических средств и продовольствия. «Атака» стала первым опытом совместных боевых действий СВ и ВВС специального назначения ИСБ.

Как и тридцать лет назад, основу иракских ВВС составляют вертолеты российского производства, которые стали настоящей иракской рабочей лошадкой для перевозки грузов и транспортировки войск, а также оказания медицинской помощи и эвакуации раненых в самых сложных условиях. Кроме того, они используются для разбрасывания листовок над районами с боевиками. Сопровождение (эскорт) Ми-17-х осуществляют вертолеты UH-1 Huey, вооруженные пулеметами и РПК, установленными в проемы дверей. Сегодня иракские вертолеты выполняют весь спектр боевых задач днем: разведку, наблюдение, перевозку войск на поле боя и, наконец, с появлением наших Ми-17 и Ми-171 — непосредственную поддержку войск и подразделений специального назначения. Если в январе 2007 года интенсивность полетов составляла 50 вылетов в неделю, то в октябре 2008 года — выросла до 231 вылета в неделю. Полеты вертолетов в Ираке — это не обзорная воздушная прогулка по солнышку. Это чудовищные природно-климатические условия, невыносимая жара (указатель температуры воздуха показывает +65 °С), пыль забивается в любые щели, и песок, словно наждачная бумага, «пожирает» обшивку планеров, проточную часть двигателей, лопасти винтов, электропроводку и, наконец, активное огневое противодействие. В результате — потери. 3 марта 2008 года в катастрофе Ми-17 погибли все 8 человек, находящихся на борту.

ВВС Ирака используют 4 основные базы: Басра, Таджи (Taji) на 27 км северо-западнее Багдада, Киркук и Аль-Мутанна (рядом с Багдадом). На вооружении — около 50 ЛА, в том числе вертолеты: Bell 206 Jet Ranger, UH-1H Huey II, Ми-17, Ми-171, а также самолеты: Sama CH2000, Beechcraft King Air 350, Cessna 172 Sky hawk, Cessna 208 Caravan и C-130E Hercules. В составе ВВС образовано вертолетное крыло, куда вошли 4 вертолетные эскадрильи: 12-я ВЭ, 2-я ВЭ, 4-я ВЭ и 15-я ВЭ.

СТАЛО

Обозначение

Базирование

Задачи

Состав

12-я ВЭ

Таджи

Учебно-тренировочной  

подготовки

4 Bell 206 JR

Тренажеры:

2 Huey и

2 Bell 206

2-я ВЭ

Таджи

Аэромобильности, ВДВ

16 UH-1 Huey II (бывшие США)* 

4-я ВЭ

Таджи (основная база)

Басра (оперативная база)

Аэромобильности, ВДВ, огневой поддержки

и медицинской эвакуации 

13 Ми-17/171/8МТВ

15-я ВЭ

Таджи

Специального назначения

4 Ми-17**

 

12-я ВЭ предназначена для учебно-тренировочной подготовки экипажей, в том числе и воздушных стрелков.
2-я ВЭ обеспечивает аэромобильность войск (воздушно-десантных подразделений) на поле боя. 3 декабря в г. Киркук приземлился американский ВТС С-17, на борту которого находились 5 Bell 206 JR* (должны войти в состав 2-й ВЭ, в США они были переоборудованы из многоцелевого варианта — в учебно-тренировочный).

4-я ВЭ кроме обеспечения аэромобильности осуществляет непосредственную огневую поддержку войск на поле боя. Вооружение вертолетов Ми-17/171/8МТВ составляет 4 блока Б8В20 с НАР С-8 и 2 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм. Обычно экипаж вертолета состоит из 2 пилотов, бортового техника (из состава ВВС) и 2 воздушных стрелков (из СВ).

15-я ВЭ была сформирована на базе 4-й ВЭ для обеспечения подразделений специального назначения. 31 октября иракцы получили еще 4 новых Ми-17**. Командир 15-й ВЭ полковник Салам Хассан (Salam Hassan) заявил, что после завершения подготовки личного состава новые вертолеты будут использоваться в интересах подразделений специального назначения. По словам командира, вертолеты существенно помогут Ираку. Несмотря на то, что Ми-17 по своим размерам меньше американских СН-47F Chinook, они им ни в чем не уступают. Российские вертолеты используются для транспортировки войск и перевозки грузов, обеспечения операций воздушно-десантных и штурмовых операций. До конца года должны быть поставлены еще 22 Ми-17. В ближайшие 2-3 года количество вертолетов должно существенно возрасти. К 2020 году правительство планирует увеличить численность парка ВВС до 376 ед. В середине декабря Ирак заказал в США сразу 26 новых боевых вертолетов Bell 407 с оборудованием, вооружением, снаряжением, запасными частями и агрегатами на общую сумму $366 млн (заявка еще не получила добро в Конгрессе США).

Обучение. Интересно, что в качестве инструкторов на вертолетах Ми-17 работают американские вертолетчики. Американцы отзываются о наших вертолетах как о крепких, всепрощающих машинах многоцелевого применения. Один из инструкторов, капитан Джейсон Хок (Jason Hock), который раньше летал на вертолетах Huey, в интервью американскому журналу заявил, что «вертолет Ми-17 может находиться в воздухе дольше, чем человек способен летать на нем». Первоначальная подготовка летного состава проходила на Украине, последующие курсы по подготовке инструкторов на регулярной основе проводятся в Ираке. Инструкторы из авиабазы ВВС США Eglin (шт. Флорида) в течение года обучают всему спектру авиационных операций в трех категориях: 3-й уровень (работа под контролем), 5-й уровень (с незначительным контролем), 7-й уровень (самостоятельно). В программу обучения входит базовый английский язык, специализация и практические занятия. Американцы учат летчиков, воздушных стрелков, технический состав. Основное направление пилотов — подготовка и допуск к полетам по приборам и с использованием очков ночного видения (ОНВ), техников — обслуживание вертолетов и снаряжение авиационных средств поражения. В настоящее время очень мало иракцев могут летать в СМУ, тем более ночью. Цель обучения — круглосуточная поддержка СВ. США планируют «одолжить» Ираку старые ОН-58D Kiowa Warrior, которые подходят для ночного применения. Одна из наиболее острых проблем — набор нового поколения пилотов для увеличения личного состава вертолетных эскадрилий, потому как большинство иракских пилотов — в возрасте.
И тем не менее уже есть первые положительные результаты. Иракские вертолетчики самостоятельно планируют и выполняют задачи с минимальной поддержкой коалиционных сил. Настоящие задачи — создание подразделений специального назначения и ведение боевых действий всеми вертолетными подразделениями в ночных условиях с использованием ОНВ. Конечная цель — эффективная организация взаимодействия воздушных и наземных сил.

Вместо заключения

Ирак в очередной раз подтвердил высокое качество и эффективность наших «восьмерок». Сегодня, как и четверть века назад, основная тяжесть боевых задач приходится на российские винтокрылые лошадки. «Восьмерки» на деле доказывают свою незаменимость в самых сложных природно-климатических и оперативных условиях применения. Вертолеты легки в освоении, всего за два года иракские вертолетные силы сумели возродиться из пепла. Ми-8/17/171 удачно дополняют и взаимодействуют с американскими и британскими вертолетами. Российские вертолеты востребованы по всему миру. А вездесущие «восьмерки» всегда там, где не просто трудно, а очень трудно.

ПАРТНЕРЫ АВИ