Вертолеты в системе медицинской эвакуации

6 декабря 2016 года в Москве в рамках 26-й международной выставки «Здравоохранение, медицинская техника и лекарственные препараты» состоялся круглый стол «Вертолеты в системе медицинской эвакуации». Организаторами круглого стола выступили компания «Русские Вертолетные Системы» и холдинг «Вертолеты России» совместно с компанией «Мобильная медицина».

Профессиональное мероприятие включило в себя 4 доклада и собрало делегатов со всей России. Также самый живой интерес вызвала прямая трансляция из зала на сайте Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ).

О важности развития санитарной авиации, призванной обеспечить граждан России доступной и своевременной медицинской помощью, говорилось не раз. Ежегодно эта тема обсуждается в ходе Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia на круглом столе «Санитарная авиация и медицинская эвакуация». Совсем недавно, 1 декабря 2016 года, Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию снова привлек внимание к важности развития санитарной авиации и подчеркнул, что для этих целей в бюджете на следующий год выделено 3,3 млрд. рублей. По словам Президента, программа развития санитарной авиации должна охватить 34 региона.

Открывая работу круглого стола, с приветственным словом к участникам обратился заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Михаил Богатырев. Он обратил внимание на то, тренды развития санитарной авиации Минпроморга совпали с деятельностью Минздрава, что дает синергетический эффект и предоставляет дополнительные возможности для более эффективного роста индустрии в целом.

Начальник отдела экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации Управления организации медицинского обеспечения в ЧС Штаба ВЦМК «Защита» Минздрава России Ольга Гармаш выступила с докладом на тему «Санитарная авиация в России: современное состояние и перспективы развития». Она отметила, что еще в 2013 году Владимир Путин поставил задачу по обеспечению оперативной медицинской помощи, при том, что сама работа по развитию в России санитарной авиации идет уже более 10 лет. Вертолеты в этой системе незаменимы: их использование позволяет сократить время начала оказания пациентам квалифицированной медицинской помощи в 4-5 раз.

Ольга Гармаш рассказала, что в наши дни общество сталкивается с повышенной опасностью жизни и здоровью граждан: это связано как с техногенными и природными, так и с антропогенными факторами — к которым относится террористическая деятельность и локальные военные конфликты. Такая ситуация, в свою очередь, накладывает повышенную нагрузку на институты здравоохранения, штат которых, как отметила Ольга Гармаш, не расширяется.

Сложность повсеместного внедрения вертолетов в санитарной авиации, по словам Ольги Гармаш, связана с рядом факторов. В частности, внедрению по всей стране единой системы не способствует различная плотность населения. Западный опыт может быть внедрен только в тех регионах, которые имеют плотность населения сопоставимую с европейской, тогда как на ¾ территории страны необходимо внедрять иной опыт.

По словам Ольги Гармаш, в настоящее время санитарная авиация работает в 43 субъектах России (всего их, напомним, 85). Эта цифра недостаточна, хотя каждый год число вовлеченных субъектов растет. Количество воздушных судов санитарной авиации на сегодня составляет 154 единицы. При этом по сравнению с практикой санитарной авиации времен СССР количество вылетов значительно ниже. Серьезной проблемой является недостаточное финансирование программ санитарной авиации самими регионами, не имеющими на это достаточно средств. Ситуацию призвано исправить усиленное финансирование этой отрасли из федерального бюджета, которое упоминалось выше.

Заместитель начальника отдела холдинга «Вертолеты России» Олег Коновалов в своем докладе на тему «Применение отечественных вертолетов для нужд санитарной авиации» еще раз остановился на важности темы оказания своевременной медицинской помощи людям и дал обзор состоянию медицинского вертолетного парка в России. Его вывод совпал с выводами других специалистов: исходя из мировой практики парк медицинских вертолетов в нашей стране требуется увеличить.

Холдинг «Вертолеты России» уделяет значительное внимание вертолетам для санитарной авиации и ведет программы не только по разработке и производству современных моделей, но и по повышению доступности их для конечного потребителя. Важным шагом в этом направлении является совместная работа холдинга с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), с которой был недавно подписан контракт на поставку 27 вертолетов моделей Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-1 и «Ансат». Эти вертолеты впоследствии будут передаваться в лизинг в том числе медицинским учреждениям.

Говоря о порядке цен, Олег Коновалов познакомил участников круглого стола с ориентировочной стоимостью владения медико-эвакуационными вертолетами по условиям лизинга ГТЛК. Так, вертолеты типа Ми-8/17 обойдутся заказчикам в 3,9 млн. рублей в месяц при лизинге на 10 лет, ставка аренды вертолета «Ансат» составит 2,3 млн. рублей при тех же условиях. В обоих случаях аванс на лизинг воздушного судна не требуется, а государство может субсидировать часть потраченных средств.

Представитель Научно-практического центра экстренной медицинской помощи (НПЦ ЭМП) Вячеслав Махнев выступил с докладом «Опыт применения легких медицинских вертолетов фирмы „Еврокоптер“ в повседневной деятельности и при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций на административной территории города Москвы и Московской области». Он рассказал о моделях вертолетов компании Eurocopter (ныне Airbus Helicopters), которые используются в НПЦ ЭМП, поделившись информацией об их преимуществах и особенностях.

Вячеслав Махнев остановился на рабочих практиках и достижениях НПЦ ЭМП. С 1995 года центр накопил богатый и разносторонний опыт применения вертолетной техники для медицинской эвакуации в городских условиях, выполнив на сегодняшний день 8,307 вылета, больше 80% из которых пришлись на эвакуацию пострадавших в ДТП.

К значительным достижениям НПЦ ЭМП Вячеслав Махнев отнес проработанную систему фильтрации вызовов на уровне диспетчерской службы, которая минимизирует количество «пустых» вызовов вертолетов, одновременно не снижая оперативности организации вылета, а также полный охват территорий Москвы (включая Новую Москву) с взаимозаменяемостью вертолетов. Также Вячеслав Махнев поделился опытом налаживания эффективного взаимодействия с наземными бригадами, включая передачу больных от бригады СМП на вертолеты на удаленных территориях и организацию посадки нескольких медико-эвакуационных вертолетов на точки ЧП.

В завершение своего доклада Вячеслав Махнев рассказал о точке зрения медицинских специалистов на специализированную вертолетную технику. По его словам, главной задачей при разработке медицинских вертолетов является создание нормальных условий для оказания экстренной медицинской помощи медицинским персоналом в полете и поддержании комфортных условий для эвакуируемых. Вместе с выходом на рынок медицинской версии вертолета «Ансат», который отвечает современным требованиям, российские производители сделали серьезный шаг в поддержке санитарной авиации России.

Генеральный директор компании «Русские Вертолетные Системы» («РВС») Алексей Зайцев представил на круглом столе доклад на тему «Вертолетные услуги санитарной авиации на примере проекта HeliMed».

Как было не раз замечено в ходе круглого стола, наряду с вертолетной техникой для развития санитарной авиации важна и наземная инфраструктура: в первую очередь — вертолетные площадки. Участники дискуссии согласились, что в идеале, любое центральное медицинское учреждение должно иметь место для посадки вертолетов. К сожалению, сейчас даже в Московском регионе, этому критерию соответствует не каждая больница, а в целом, ситуация с покрытием России вертолетными площадками не равномерна.

Медицинская авиационная служба HeliMed — дочернее подразделение компании «РВС», которая, помимо всего прочего, выступает в роли опытного девелопера вертолетных площадок и имеет внушительное портфолио реализованных проектов. Алексей Зайцев акцентировал внимание на функционирующих площадках на территории Москвы и рассказал о возможностях компании реализовать проекты практически любого формата и сложности по всей стране. По его словам, базовая вертолетная площадка обойдется заказчику ориентировочно в 800 тысяч рублей; площадка, оборудованная по более высокому классу — в 2 млн. рублей, а большинству медицинских учреждений подойдут посадочные площадки в диапазоне 4 — 5 млн. рублей.

Сама медицинская служба HeliMed ориентирована на предоставление услуг по обеспечению санитарных перевозок для нужд системы здравоохранения Москвы и области. До конца года компания ожидает поставки вертолета «Ансат» в медико-эвакуационном варианте, а ввод в эксплуатацию этого вертолета, по словам Алексея Зайцева, произойдет даже раньше, чем начало применения аналогичного вертолета Республике Татарстан.

В ходе круглого стола докладчики ответили на многочисленные вопросы, которые продемонстрировали высокий интерес собравшихся к теме санитарной эвакуации.

Круглый стол «Вертолеты в системе медицинской эвакуации» подвел итоги года и стал отправной точкой в выработке подходов к развитию санитарной авиации на обозримую перспективу. Участники мероприятия отметили, что именно в 2016 году диалог между представителями вертолетной и медицинской индустрий вышел на новый уровень, а с государственной поддержкой перспективы реализации программы развития санитарной авиации в России до 2020 года выглядят более чем реалистичными.

 

Теги записи: , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ