Спасение: красота по-американски

Ураган «Катрина», пронесшийся в конце августа 2005 г. по побережью американских штатов Флорида и Луизиана, был, пожалуй, одним из самых мощных и разрушительных в истории. Однако общественное внимание в те дни было более всего сфокусировано на политике и социальных проблемах. Застраховавшись от террористических угроз после 11 сентября, федеральное правительство США оказалось бессильным перед мощной альтернативной угрозой. События, последовавшие после урагана, подтвердили старую истину: наша цивилизованная жизнь с привычным бытом может за одну ночь ввергнуться в хаос, как тысячи лет назад. И вот тут, как всегда, начинается самое любопытное — пир борьбы за существование, который ужасен и неотразим. В репортажах СМИ это не было отражено — там было представлено большое героико-драматическое шоу. Только профессионалы МЧС, военные в горячих точках и врачи скорой помощи знают, каковы эти пограничные ситуации на самом деле, без пафоса. Вероятно, именно это переживание многих из них держит на такой экстремальной работе годами. Одной склонностью к риску это не объяснишь. Это вообще практически не поддается проговариванию.

Поэтому если в подобных событиях и есть какой-то пафос и смысл, то это пафос разрушения, остановки жизни и последующего за этим возрождения. Вот этот момент долгожданной помощи наиболее притягателен. И это, как всегда, было чертовски красиво, когда над затопленным городом появились группы вертолетов береговой охраны, вселяя в людей уверенность, что они будут спасены. Потом спасенных снова ожидали хаос и отчаяние, но это уже другая история.

Как показывают трагические события в различных уголках мира, единственной эффективной спасательной платформой остается вертолет. Когда нет ни дорог, ни связи, ни электричества, только вертолет способен первым прийти на помощь. В спасательных операциях по оказанию помощи пострадавшим от одного из самых разрушительных ураганов последнего времени «Катрина» винтокрылые машины принимали самое активное участие.

На помощь пострадавшим были брошены войска 82-й Воздушно-десантной дивизии из форта Брэгг (2700 десантников и 82-я авиационная бригада), а также национальная гвардия: 27 000 человек и 4 пехотных дивизий из форта Хууд, штат Техас. Кроме непосредственно авиации береговой охраны общая численность вертолетов, принимавших участие в гуманитарных мероприятиях вдоль побережья Мексиканского залива, составила 139, в том числе 78 от Министерства обороны и 61 от Национальной гвардии. Были привлечены даже специальные части, которые никогда не привлекаются для решения подобных задач. Так, в помощь пострадавшему городу были выделены вертолеты HS-75 противолодочной эскадрильи «Изумрудные рыцари», базирующиеся на авианосце класса Nimitz «Гарри Труман».

Для организации спасательных операций было создано специальное объединенное командование (Joint Task Force Katrina), которое возглавил командующий 1-й армии из форта Гиллем генерал-лейтенант Рассел. Базировалось объединенное командование в Кемп Шелби.

Наибольшая доля воздушных работ пришлась на национальную гвардию — 74%. Основные задачи, которые выполняли вертолеты: снабжение (поставка продовольствия и материально-технических средств и транспортные перевозки населения и военнослужащих); поиск и спасение людей в зоне бедствия.

По своим масштабам это была беспрецедентная вертолетная спасательная операция. Только за один день 3 сентября Национальная гвардия совершила 785 вылетов, больше, чем за последние три месяца. Было перевезено 12 854 военнослужащих, эвакуировано 11 000 человек, доставлено 39 013 тонн грузов. По словам самих американцев, это была крупнейшая операция, после землетрясения в Сан-Франциско в октябре 1989 г.

Вот лишь несколько примеров успешного применения вертолетов. 

За период с 30 августа по 1 сентября 7 вертолетов (UH-60 Black Hawk и CH-47 Chinook) из состава Национальной гвардии СВ штата Флорида эвакуировали 597 человек. Кроме того, 1 сентября эти же экипажи перевезли еще и 1824 галлона воды и почти тонну продовольствия. 6 сентября 5 вертолетов СН-47 Chinook из 5-го батальона 159-го АП, базирующегося в форте Эстус, в течение нескольких часов спасательной операции сняли с моста, окруженного водой, 34 человека.

Не остались в стороне и вертолетчики соседних стран. Канадские ВВС прислали свои 2 вертолета СН-146 Griffon на помощь береговой охране, которые работали в районе Великих американских озер.

В спасательных операциях активное участие принимали и гражданские вертолеты. За несколько часов, после первого удара стихии, американское отделение Eurocopter мобилизовало 2 вертолета вместе с летным и техническим составом. Начиная с 30 августа вертолеты ЕС135 и ЕС120 активно работали в заливе в районе штатов Луизиана и Миссисипи.

Американские вертолетчики осуществляли медицинские перевозки (медикаменты, врачи, пострадавшие) и скорую медицинскую помощь. Только за 1 сентября «малышка» ЕС120 снял с университетской крыши в Новом Орлеане 66 человек. Несмотря на то, что полеты выполнялись в сложных погодных условиях (видимость менее 800 м), задача была успешно выполнена.
По мере увеличения присутствия военных вертолетов полеты гражданских машин были перенесены вдоль берега Миссисипи, где была необходимость в доставке по воздуху людям, оказавшимся в изоляции, воды и пищи.

Спасательная операция снималась и фотографировалась с бортов военных вертолетов и вертолетов телекомпаний многочисленными операторами и фотографами. Телеграфные агентства обошли кадры: кадеты Военно-воздушной академии поднимают пострадавшего на борт UH-60, зависшего над черной блестящей поверхностью воды, буквально вдавленной ураганным потоком воздуха от вращающихся лопастей. Профессиональный фотограф был спущен на страховочном тросе из вертолета, чтобы сделать свои потрясающие снимки. Американцы даже в такие моменты не забывают о том, как важно все правильно и красиво запечатлеть. Сами вертолетчики береговой охраны снимали не переставая. Так появились кадры спасения афро-американской семьи вертолетчиками HH-65C из подразделения береговой охраны Атлантик-Сити и транспортировка парамедиками пожилой женщины из полевого госпиталя Национальной гвардии в Билокси в больницу города Мобил, куда переправлялись критические пострадавшие.

Разумеется, вертолетчикам пришлось выполнять и чисто военные функции. Группы мародеров грабили продуктовые и ювелирные магазины, взламывали склады техники. Наземные стражи порядка неоднократно встречали вооруженное сопротивление. На борьбу с бандами мародеров был брошен спецназ, но даже его силами, оснащенными спецтехникой и вертолетами, разбой долго не удавалось остановить: продолжались нападения на магазины и угоны автомобилей. Помимо грабителей город терроризировали морские хищники: на затопленных улицах были замечены акулы. В итоге в двух центральных районах Нового Орлеана был введен комендантский час. Горожанам было запрещено возвращаться в свои жилища — путь в опасные кварталы преграждали кордоны Национальной гвардии и гражданской полиции.

И конечно же, вертолетный флот выполнял наряду с наземными службами и самую печальную миссию — эвакуацию тел погибших. Был вполне обоснованный страх перед эпидемиями: на затопленных улицах Нового Орлеана полиция и репортеры видели несчетное количество тел, но первое время никто не пытался их извлечь, спасатели просто отгоняли тела в сторону: пока сотни живых людей терпели бедствие, они не могли тратить время на трупы.

Наблюдатели отмечали, что справиться с природным бедствием, «самым страшным из всех, что когда-либо переживала Америка», спасателям и военным помогали команды волонтеров. Однако критики утверждают другое: государственная власть принялась за ликвидацию последствий урагана чересчур медлительно и не позволила частным лицам, компаниям и благотворительным организациям предоставить помощь быстрее, как они того хотели.

Губернатор Луизианы Кэтлин Бланко приняла на себя «чрезвычайные полномочия» на время ЧП. Возглавляемое ею местное министерство внутренней безопасности не дало Красному Кресту и Армии спасения разрешения на поставки в город воды, продовольствия, медикаментов и другой помощи жертвам урагана, укрывшимся на луизианском стадионе «Супердом» и в Конгресс-центре. Также ей потребовалось несколько дней, чтобы просто подписать разрешение врачам с лицензиями из других штатов оказывать медицинскую помощь пострадавшим.

Федеральное агентство по борьбе с чрезвычайными ситуациями издало 29 августа грозный пресс-релиз, озаглавленный «Убедительная просьба ко всем не предпринимать никаких действий по содействию регионам, затронутым ураганом». Агентство хотело удостовериться в том, что все спасательные операции будут скоординированы, и этому плану они следовали. В итоге, когда магазин Wal-Mart прислал три грузовика с водой, агентство по чрезвычайным ситуациям не пустило их в зону бедствия. Также сотрудники агентства не позволили береговой охране доставить тысячу галлонов дизельного топлива и, наконец, перерезали окружную линию коммуникаций на случай чрезвычайных ситуаций. Линия была восстановлена шерифом округа, который поставил вооруженных охранников, чтобы защищаться от сотрудников агентства по чрезвычайным ситуациям. Также власти Нового Орлеана отклонили предложение Amtrak, государственного железнодорожного перевозчика.

То же творилось и с воздушным транспортом: компании и частные лица, владельцы вертолетов и самолетов из других штатов, настойчиво предлагали свою помощь. В частности, по сообщению South Florida Sun-Sentinel, около 500 флоридских пилотов вызвались принять участие в операциях по спасению жертв урагана «Катрина», перевозке спасателей и доставке гуманитарной помощи. Почти никому не было дано разрешение, за исключением отобранных корпоративных заказчиков, которые также добровольно вызвались оказать посильную помощь. Таким образом, к паре вертолетов ЕС присоединились еще 2 — ЕС120 и AS350B3, принадлежавших этим компаниям.

Любопытно, что сотни пожарных, съехавшихся в Атланту, задерживались там работниками агентства по чрезвычайным ситуациям в течение нескольких дней для прохождения тренингов на предмет отношений в общинах и сексуальных домогательств. Такая политкорректная забота о благе ближнего уже никого не удивляет, однако, по правде сказать, подобное беспокойство не может быть лишним. Как показывает практика, чрезвычайные ситуации подчас становятся полем злоупотребления для самих спасателей.

Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США ежедневно тратило на ликвидацию последствий урагана «Катрина» $500 млн. Ущерб, который нанесла катастрофа индустрии США, оценивается в $25 млрд. Финансисты назвали «Катрину» «самым дорогим ураганом» за всю историю Соединенных Штатов.

Ураган стал и одной из самых страшных человеческих катастроф. Число жертв стихии составило более 1,5 тыс. человек.

ПАРТНЕРЫ АВИ