В администрации президента состоялось совещание по перспективам региональной авиации

28 мая в Мраморном зале Администрации Президента Российской Федерации состоялось совещание под председательством помощника Президента Игоря Евгеньевича Левитина, посвященное перспективам развития отечественной региональной авиации. В дискуссии приняли участие представители профильных министерств, ведомств, Ассоциации Вертолетной Индустрии и ведущих эксплуатантов.

Основная повестка дня разделилась на 3 блока: настоящее и будущее воздушного парка, меры государственной поддержки и состояние аэродромной сети. Фактически, в рамках Указа Президента Российской Федерации №204 Правительством ведется разработка национального проекта, направленного развитие транспортной инфраструктуры, который позволит осуществлять перевозку не менее 140 миллионов пассажиров в год, что практически равняется населению Российской Федерации.

Стоит отметить, что проблемы региональной и местной авиации рассматриваются в единой связке. Специалистами было отмечено, что сегодня основная часть региональных перелетов осуществляется через аэропорты Москвы и виной тому нерентабельность других маршрутов в связи с низкой загрузкой региональных воздушных гаваней и отсутствием современных отечественных самолетов профильного класса, эксплуатация которых позволила бы расширить субсидии для перевозчиков.

Аэропорты и меры государственной поддержки

Участники дискуссии согласились, что в рамках новой программы необходимо внести корректировки в воздушное законодательство России и определить статус местным, региональным и магистральным авиалиниям. Планируется, что прямые субсидии аэропортам позволят создать систему льгот для компаний операторов отечественных воздушных судов. В свою очередь с компаниями должен быть согласован план создания маршрутных сетей и оптимизированы вопросы материально-технической базы.

Одна из основных проблем заключается в том, что аэропорты с пассажиропотоком меньше 300 тысяч человек в год, выполняя важную социальную функцию, остаются нерентабельными и требуют постоянной государственной поддержки.. При этом было отмечено, что 20 процентов от стоимости строительства нового аэропорта уходит на вопросы, связанные с безопасностью этих стратегических объектов и процент этих расходов постоянно растет.

Заместитель губернатора Красноярского края Андрей Недосеков, представляющий профильную рабочую группу государственного совета, сообщил, что в последние годы зафиксирован двукратный рост перевозок через Москву. В рамках Указа Президента в новой государственной программе планируется проведение реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов минуя Москву.

Согласно проведенному анализу, стоимость восстановления одной типовой взлетно-посадочной площадки на примере Красноярского края составляет 15 миллионов рублей. Важно понимать, что к этому национальному проекту привязаны и другие социально-значимые процессы. Так, например, чтобы провести диспансеризацию населения проживающих в отдаленных районах, некоторые их которых находятся на удалении более 1000 километров, зачастую рациональнее прибегать к воздушным перевозкам. Есть также необходимость принятия мер для сокращения стоимости воздушной перевозки.

Сегодня половина внутренних перевозок в Красноярском крае осуществляются вертолетами. В среднем загрузка вертолета составляет менее 50 процентов. По отдельным направлениям загрузка вертолетов типа Ми-8/17 составляет 24 процента. При этом стоимость летного часа составляет около 200 тысяч рублей.  На субсидирование перевозок выделяется 590 миллионов рублей в год. Развитие соответствующей инфраструктуры, которая бы позволила там, где это целесообразно, использовать самолеты для местных авиаперевозок (например, типа Ан-2), позволила бы сократить стоимость летного часа при большей загрузке.

В тоже время, использование вертолетной техники имеет свои преимущества: так, она намного более неприхотлива с точки зрения наземной инфраструктуры. Таким образом, возможно использование «комбинированных» перевозок, при которых часть авиаперевозок до местных аэродромов будет осуществляться вертолетами, так как возможности самолета существенно ограничены наличием соответствующей наземной инфраструктурой.

Необходимо выстроить логистические цепочки совместно с компаниями эксплуатантами воздушной техники для формирования маршрутной сети, с учетом использования как самолетной, так и вертолетной техники. Только в таких условиях можно говорить о сокращение затрат государства на субсидирование.

Воздушный парк

Основной «рабочей лошадкой» местной авиации остаются чуть более 500 самолетов Ан-2, серийный выпуск, которых давно прекратился, а парк судов для региональных перевозок прочно закрепился за иностранной техникой. По словам Заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Бочарова, на данный момент государством сформирован комплексный план по созданию и локализации многофункциональных судов разной пассажировместимости для обеспечения нужд широкого круга потребителей. Речь идет о самолетах Ил-114, L-610, L-410 и «Байкал». Все 4 самолета будут созданы в универсальной версии для изменения компоновки в зависимости от потребностей заказчика.

Все новое – это хорошо забытое старое

Тема развития отечественной авиационной отрасли в последнее время набирает темпы. Так в середине мая, на площадке 12-й Международной выставке вертолётной индустрии Helirussia 2019 состоялась дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли», где с представителями Минпромторга России, ФНС, ГТЛК и компаниями эксплуатантами обсуждалась тема актуальных налоговых льгот и методов стимулирования рынка. Участники мероприятия отметили сложность в прогнозе графика авиа-работ при необходимости финансировать постоянные расходы, разрыв потока операционных поступлений и платежей, а также потребность в инвестициях на пополнение оборотных средств. Активная кооперация государства и бизнеса позволит загрузить компании работой и лучше понимать ситуацию на рынке авиационных услуг.  

Что касается выбора аэропортов и взлетно-посадочных полос для реконструкции, то тут почти у всех участников авиационной отрасли наблюдается единодушие. Это будут те объекты советской воздушной транспортной системы, когда-то покрывающие самые отдаленные районы нашей необъятной родины.

В отрасли на лицо происходят изменения, каким будет результат этой работы на самом высоком уровне, мы увидим уже в самое ближайшее время.

Взгляд Ассоциации Вертолетной Индустрии

По мнению экспертов Ассоциации Вертолетной Индустрии, значимость вертолетов в вопросе развития региональной авиации будет расти. Сейчас для перевозок используются, как правило, вертолеты типа Ми-8/17. Однако уже сейчас холдинг «Вертолеты России» выводит на рынок две новые модели, которые, при соблюдении ряда условий, могут оказаться более выгодными в эксплуатации, и, как следствие, предложат более низкий по стоимости летный час. Эти вертолеты – Ми-171А2 и Ми-38. Первый является развитием моделей Ми-8/17 с высокой степенью автоматизации, второй – машина более высокого типоразмера, способная взять на борт большее количество пассажиров.

Беря в расчет необходимость поддержки авиапрома в вопросе внедрения самолетов для региональной авиации, следует помнить про возможности вертолетной техники, которая не требует дорогостоящих аэродромов и способна стать надежной опорой в региональной авиации.

Сердар Поллыев

Теги записи: , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ