Вертолеты над торосами

В Печорском море есть рукотворный остров Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», одноименная с залегающим под ней на российском арктическом шельфе углеводородным месторождением.  Платформа была построена не так давно и является совершенно уникальным современным сооружением со своей инфраструктурой, в том числе, и транспортно-логистической.

Всё в одном

В чем же уникальность этой платформы? Начнем с того, что Приразломное  единственное месторождение в Арктике, разрабатываемое в условиях замерзающего моря. Ледяной покров здесь сохраняется в течение 7 месяцев, а высота торосов достигает 2 м. И МЛСП «Приразломная» полностью приспособлена к работе в таких условиях и рассчитана на максимальные прогнозные ледовые нагрузки, которым может подвергнуться. Ее длина и ширина её составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет веса, превышающего полмиллиона тонн. Добычу нефти на Приразломном ведет «Газпром нефть шельф» дочерняя компания «Газпром нефти».

Для полноты картины, следует добавить, что уникальность «Приразломной» состоит еще и в том, что, в отличие от большинства других шельфовых проектов, здесь сосредоточены все основные процессы: бурение скважин, добыча нефти, ее подготовка до товарной кондиции, хранение и отгрузка на танкер.

Только вертолетом…

Наверное, никому не нужно доказывать, что организация морской добычи  процесс крайне сложный и ресурсоемкий. И дело не только в необходимости создания сложнейшего технологического комплекса  платформы, с которой ведется бурение, где живут и работают люди, занимающиеся разработкой месторождения. Не менее трудная задача  обеспечение бесперебойной работы логистической схемы, гарантирующей стабильное функционирование объекта. Особенно, если это приходится делать в сложнейших климатических условиях.

Весь «приразломный флот» способен справляться с такими задачами. Если говорить о водной его составляющей, то это два танкера-челнока («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов»), построенных специально под проект и имеющих усиленный ледовый класс Arc 6. И суда обеспечения ледокольного класса Icebreaker 6 «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов».

Безусловно, они выполняют огромный объем работы. Но все же следует помнить, что хотя морской транспорт относительно дешев, позволяет перевозить большие объемы, однако у него есть один существенный недостаток  он медленный. Поэтому для решения транспортных задач на шельфовых проектах, которые требуют оперативности, существует лишь один вариант  авиация.

На «Приразломной» логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 для полетов из Архангельска и Оренбурга в аэропорт «Варандей» последний пункт перед перелетом на базу и модернизированных вертолетов Ми-8 АМТ для полетов на саму платформу (удаленность 55 км). И, пожалуй, вертолеты являются самой существенной частью транспортной инфраструктуры проекта, его главными действующими лицами.
В воздушный парк проекта «Приразломное» входят четыре вертолета марки Ми-8 АМТ. Они предназначены для перевозки пассажиров и грузов, в том числе крупногабаритных грузов на внешней подвеске, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации пострадавших.

Ми-8АМТ сертифицированы для применения при температурах от -40 до +40 градусов. Вертолеты можно размещать под открытым небом, и они не требуют ангарного хранения, даже в суровых условиях Сибири или Арктики. Ми-8АМТ имеют и еще одно достоинство – улучшенными высотные характеристики при повышенной температуре воздуха и антиобледенительная система для воздухозаборников двигателей и лопастей винтов. 

Помимо этого, для работы на этом конкретном объекте, машины еще и модернизировали. Вместо скамей установили кресла, оборудованные 4-х точечными ремнями безопасности и обшитые износостойкой тканью. На борту Ми-8АМТ можно перевозить 16 человек. Было оборудовано багажное отделение с полками для размещения багажа и специальными приспособлениями для безопасного крепления грузов.

Напольное покрытие оборудовали световыми дорожками на случай аварийного покидания вертолета.

Машина также получила новое спасательное оборудование: 2 авиационных спасательных плота на 25 мест каждый с аварийными радиомаяками.

В вертолете установлены выдавливаемые окна по мировым требованиям безопасности.

Все эти преобразования крайне важны еще и потому, что Ми-8АМТ на «Приразломной» не только вахты возят, но и ведут ледовую разведку для танкеров.
Стоит также добавить, что «Газпром нефть шельф» стала первой компанией в истории работ на российском арктическом шельфе, танкеры которой принимают воздушные суда. Сертификация вертолётных площадок была проведена «Совкомфлотом» на обслуживающих месторождение «Приразломное» танкерах «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров».

Благодаря вертолётным площадкам танкерный флот проекта «Приразломное» теперь принимает людей и грузы, доставленные воздушными судами. В экстренных случаях площадки могут использоваться для эвакуации больных или пострадавших, что усиливает программу промышленной безопасности проекта. Площадки на танкерах «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» оптимизируют процесс и увеличивают скорость экстренного и аварийного реагирования.

Длина и ширина этих площадок составляют 25 м, площадь – 625 кв. м, они способны принимать воздушные суда с посадочной массой до 12 т. Сертификация объектов проведена в полном соответствии с требованиями Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ).

Во главе разлома безопасность

Сложные погодные условия, автономность и тяжелая работа выводят на первый план вопросы безопасности. На платформе работают вахтовым методом, прилетая с большой земли на месяц, и человек должен прибыть на МЛСП здоровым и трудоспособным. Первый предвахтовый медосмотр проводится централизованно в одной из клиник Архангельска, поэтому что-то скрыть, договориться со знакомым врачом или купить справку невозможно. Затем предполетный осмотр в лицензированном медицинском пункте на территории аэропорта Архангельска непосредственно перед вылетом на платформу  тест на алкоголь, проверка давления и температуры. И это не простая формальность. Ситуации, когда кого-то снимают с рейса по результатам осмотра, случаются регулярно: поднялось давление или начинается грипп  и дорога на «Приразломную» закрыта. После прилета на платформу  еще один осмотр и снова  общение с врачом, уже в виде предсменных допусков по здоровью к выполнению опасных видов работ.

Такой многоступенчатый контроль позволяет быть уверенными в том, что на «Приразломной» работают люди, не имеющие к этому медицинских противопоказаний. Конечно, он не защитит от сюрпризов: острое заболевание может проявиться уже на платформе. Специально для подобных случаев в «Газпром нефть шельфе» заранее отработали схему транспортировки больного в стационар специальным санбортом.

Также все, кто летит на «Приразломную», должны получить сертификат о прохождении специального тренинга по покиданию аварийного вертолета (HUET). Выталкиваемые иллюминаторы увеличенного размера и специальная конфигурация посадочных мест в салоне дают Ми-8 АМТ возможность в экстренной ситуации быстро покинуть кабину. Получасовой перелет проходит в специальных гидротермокостюмах  без них в вертолет садиться запрещено, исключений ни для кого не делается.

Одевается три слоя одежды: костюм на тело, термокостюм и герметичный костюм, который имеет позитивную плавучесть. Также у каждого есть система аварийного дыхания, которая обеспечивает возможность дыхания под водой до 60 секунд. Все это дает возможность покинуть вертолет на воде и под водой и не замерзнуть в ледяной воде до прибытия спасателей.

Оказавшись на самой платформе, любой человек сразу чувствует, что вопросы безопасности здесь на первом месте. Это особый режим и особые правила, которые необходимо строго соблюдать.

Приземляясь, сразу бросается в глаза, что здесь не просто стандартная бетонка на хелипаде, а натянута сетка, для более надежной фиксации вертолета. Посадка осуществляется под постоянным контролем сотрудника, отвечающего за противопожарную безопасность.
Кстати, стоянка вертолета на платформе запрещена, в течении 5-10 минут производится высадка пассажиров и посадка уже готовых и переодетых пассажиров, которые летят на материк и борт улетает назад в Варандей.
К этому стоит лишь добавить, что весь вахтовый персонал компании «Газпром нефть шельф» проходит специальный курс обучения правилам безопасности полетов вертолетом над морем и пребывания на морских нефтегазовых объектах. Курс составлен в соответствии с «Руководством по перелетам на вертолетах на морские установки», разработанным регистрами DNV (Норвегия) и Lloyd (Великобритания).

Однако на «Приразломной» беспокоятся не только о безопасности персонала, но и о «местных жителях». Экологии уделяется огромное внимание.

Так, для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие персонал на платформу, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте  не ниже 500 м. Кроме того, на «Приразломной» действует установка для защиты птиц, которая транслирует беспокоящие и тревожащие звуки, а также аутентичные голоса хищников и техногенные шумы, что не позволяет птицам гнездиться и образовывать постоянные стаи на защищаемой территории.

Дмитрий Гнатенко

 

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ