Воздушные спасатели Франции

Французская госслужба традиционно считается образцовым бюрократическим институтом. Здесь довольно высоки профессиональные требования и образовательный ценз. Удачную карьеру чиновнику невозможно построить без Сорбонны за плечами, как и пилоту вертолета — устроиться в МЧС без огромного налета, основательных психотестов и выраженной социальной мотивации. Мы уже писали в декабрьском номере 2008 года о практике строгого отбора в легкую авиацию сухопутных сил Франции (ALAT). Для работы пилотом в вертолетной службе гражданской безопасности (GHSC) уровень подготовки должен быть еще выше.

Суровый отбор

GHSC — небольшая организация по сравнению с другими государственными службами: в ее состав входит всего 300 действительных членов (к примеру, в рядах ALAT состоит 1200 человек). Экипажи GHSC работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю и готовы приступить к действию по первому требованию. По словам генерала Гауссереса (Gausseres), главы вертолетной службы, «в силе GHSC нет ничего удивительного, ее источник — в качественно отобранном и обученном персонале», притом что такая работа — «это истинное призвание». Помимо безупречной квалификации пилота кандидаты должны иметь внутреннюю потребность служения людям. Кандидат должен обладать 8-летним опытом работы в качестве профессионального пилота, иметь 2500 полных летных часов, из которых 200 совершены в ночных условиях (опыт полетов по правилам визуальных полетов и по приборам ночного видения), и быть не старше 43 лет. Не удивительно, что большинство пилотов службы гражданской безопасности являются бывшими военнослужащими.

Независимо от наличия опыта военной службы все кандидаты должны отвечать четким психологическим критериям. После изучения досье кандидатов их вызывают на отборочную комиссию, которая проходит на базе в Ниме, где специалисты в области военной авиации проводят психологическое тестирование. Здесь выявляют уровень умственно-психических способностей пилота, связанных с поведением в нестандартных ситуациях и самоконтролем. Иногда во время операций возникают такие ситуации, когда персоналу необходимо сделать выбор между спасением жизни потерпевшего и собственной жизнью — третьего не дано. Во избежание «синдрома сенбернара» — стремления спасти кого-то любой ценой, невзирая на отсутствие возможностей, — экипажи должны обладать необходимой гибкостью. База одновременно является командным центром, центром технического обслуживания и учебным центром всей вертолетной службы и инструктирует весь персонал службы гражданской безопасности, равно как и персонал иных служб, с которыми она осуществляет сотрудничество. Помимо полугодового курса практического обучения пилотированию EC 145 (вертолет, эксплуатирующийся службой с 2002 года) пилоты должны пройти курс выживания на воде и в горной местности. Такое обучение пилоты проходят после закрепления базой. Ежегодно проводится проверка квалификации пилотов. Что касается бортинженеров и персонала служб, сотрудничающих с GHSC, то для них применяется одинаковая процедура: ежегодно проводится курс по обучению технике работы с лебедкой, так как находящимся на земле в сложной ситуации может потребоваться безупречный навык.

Трудности спасения

Спасая ежегодно порядка 10 000 человек, то есть одного человека в час, вертолетная служба гражданской безопасности доказывает невероятную эффективность использования вертолетной техники в спасательных целях. GHSC, официально учрежденная в 1957 году, обладает инфраструктурой и специалистами, необходимыми для выполнения операций в опасных условиях, часто сопряженных с трудностями и риском для жизни.
Однако четко отлаженный механизм службы не гарантирует 100-процентный успех спасательных операций.

Вечером 4 апреля 1991 года катамаран Juliante потерпел крушение у берегов полуострова Крозон; на борту находились 4 человека. На следующее утро потерпевшее бедствие судно, отнесенное течением более чем на 20 км, было обнаружено сигнальной станцией, расположенной на мысе Ра. По тревоге была поднята группа Dauphin Dragon 29 с двумя подводными спасателями на борту. Прибыв на место, экипаж обнаружил единственного пассажира потерпевшего бедствие судна. После 12 часов, проведенных в воде, мужчина был поднят на борт вертолета. Остальные члены экипажа все еще находились внутри катамарана. Пока подводные спасатели пытались их вытащить, Dragon вернулся на берег, чтобы доставить на место происшествия медицинскую группу и еще одного подводного спасателя. Продолжающийся шторм отнес двух подводников от перевернутого катамарана, так что их самих пришлось спасать. Они были незамедлительно доставлены на борту вертолета на судно государственного флота, где им была оказана первая медицинская помощь. Несмотря на мобилизацию и оперативность реагирования, экипаж катамарана спасти не удалось.
Это трагически завершившееся происшествие — пример нежелательного исхода спасательной операции (начиная с 1957 года было спасено 224 000 жизней). И в то же время он показателен с профессиональной позиции — спасти людей было нельзя, а дальнейшие попытки были чреваты гибелью спасателей.

Преимущества

Служба GHSC, которая с 1955 года входит в состав Министерства внутренних дел, обладает всеми преимуществами четко организованной административной структуры, играющей одну из ключевых ролей при возникновении экстренных ситуаций. В период беспорядков в пригородах, имевших место в ноябре 2005 года, полиция и местная жандармерия привлекала вертолетную службу к участию в действиях по контролированию нарушителей порядка с использованием вертолетов, оснащенных приборами ночного видения. Под руководством Министерства обороны и гражданской безопасности (DDSC) и с помощью COGIC1 (Оперативный центр межведомственного управления по чрезвычайным ситуациям) действия всех трех служб были скоординированы для выполнения единой задачи в течение нескольких часов.

Базы по всей территории Франции
Сильной стороной вертолетной службы является ее прозрачная внутренняя организационная структура. Отряды службы (в общей сложности 22 базы) рассредоточены по всей территории Франции (одна из баз находится в Пуэнт-а-Питре) и подчиняются префекту соответствующего региона. В целях оптимизации эффективности деятельности службы в период пиковой нагрузки (между маем и сентябрем и в период школьных каникул) были созданы 7 сезонных подразделений: в Шамони и Альп д’Юэз (зимний период) и в Куршевеле, Альп д’Юэз, Гаварни, Лакано и Шамони (летний период).

Такая расстановка сил облегчает быструю мобилизацию необходимых ресурсов. Так, во время наводнения в Ниме, произошедшего в 2002 году, когда стихийное бедствие достигло угрожающих масштабов, префект региона смог воспользоваться помощью баз, расположенных в Марселе и Монпелье.

Идеальная интеграция с местными структурами

Другим преимуществом службы GHSC является ее взаимосвязь с местной жандармерией, управлением пожарной безопасности и полицейскими службами, а также со службой скорой помощи Samu (Service d’Aide Médicale d’Urgence) и антитеррористическим подразделением Raid (Recherche Assistance Intervention Dissuasion, буквально: «поиск, содействие, вмешательство, сдерживание»). Оперативный центр пожарно-спасательной службы CODIS2 (Centres Opérationnels Départementaux d’Incendie et de Secours) — главный дирижер всего служебного комплекса — осуществляет руководство с самого начала операции. Если требуется медицинская помощь, обнаружен лесной пожар или ведется поиск пропавшего человека, республиканская служба спасения CRS (Compagnie Républicaine de Sécurité), пожарная служба и местная полиция используют ресурсы вертолетной службы, включая ее пилотов, бортинженеров и сами вертолеты. На практике это означает экстренное реагирование и оказание помощи в течение часа. В 2006 году благодаря быстрому вмешательству GHSC удалось спасти 10 269 человек и провести более 16 000 операций.

Привлекательная модель

Об опыте GHSC говорят статистические данные: в 2006 году было проведено 19 993 операции с использованием лебедки, 11 785 спасательных операций, 294 тушения лесных пожаров и 374 полицейские операции. Этот перечень, иллюстрирующий потенциал GHSC, содержит в себе все, что требуется для привлечения зарубежных стран. Но пока подобный опыт пытается перенять лишь исторический партнер Франции — Алжир. В этой стране уже существует Управление гражданской защиты, и в настоящее время рассматривается вопрос об обучении будущих пилотов службы гражданской безопасности, которые прошли подготовку во Франции.

Фотограф: Кристоф Кермаррек (Christophe Kermarrec) и Реми Мишлен (Rémy Michelin)

Русский текст: Владимир Орлов

ПАРТНЕРЫ АВИ