Ми-171А2. Перевоплощение легенды

В прошлом году на  выставке HeliRussia произошло одно событие, которое, без сомнения, привлекло к себе внимание всего вертолетного сообщества нашей страны и не только.

ОАО «Вертолеты России» провели первую презентацию глубоко модернизированного вертолета Ми-171А2. И для всех, кто не понаслышке знаком с состоянием дел в отечественном вертолетостроении, этот показ стал еще одной отправной вехой в возрождении российской винтокрылой техники.

По предвиденным обстоятельствам

Дело все в том, что на сегодняшний день основной машиной в производственной программе отечественного вертолетостроения был и остается вертолет типа Ми-8/17 в многочисленных модификациях и вариантах применения и оснащения. Конечно, это не случайно, так как более надежной и неприхотливой машины трудно отыскать в рядах ее конкурентов. Поэтому тысячи таких вертолетов эксплуатируются как коммерческими авиакомпаниями, так и военными и силовыми структурами многих стран мира.

Однако время не стоит на месте и задачи, ставящиеся перед винтокрылами все более и более усложняются. А наш заслуженный Ми-8 все же проектировался очень давно, по советским нормам и правилам, которые и тогда и сейчас отличаются от международных. Именно поэтому перед разработчиками встал вопрос не простого модифицирования уже имеющегося аппарата, а создание программы глубокой модернизации, которая и была начата в 2009 году с проекта Ми-171А2.

В течение нескольких лет был проведен анализ соответствия агрегатов, систем и элементов конструкции сегодняшним отечественным и международным правилам и требованиям и разработан план по приведению их в полное соответствие к новым реалиям. Помимо этого, в процессе работы постоянно проводились встречи с потенциальными покупателями и эксплуатантами нового вертолета, максимально учитывались их предложения и пожелания. Результаты такого сотрудничества оказались весьма плодотворны. Всего в конструкцию машины будет внесено более 100 различных нововведений, которые позволят улучшить летно-технические характеристики вертолета, усовершенствовать систему эксплуатации, снизить стоимость летного часа и многое другое.

Все последующие модификации вертолетов Ми-8/17 будут теперь создаваться на базе Ми-171А2. Сейчас разработка новой машины ведется на базе выпускаемого УУАЗ вертолета Ми-171А1. По программе испытаний Ми-171А2 Улан-Удэнский авиационный завод изготовит два планера вертолета Ми-171А2. Сборка вертолетов будет осуществляться на ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля».

На выставке HeliRussia-2012 была показана гражданская версия вертолета, который будет первоначально сертифицирован в России, но уже сейчас ведется проработка возможности сертификации его и по зарубежным нормам. Планируется, что сертифицированный по нормам АП-29, вертолет Ми-171А2 станет базой для разработки и производства вертолетов для государственной авиации. Сегодня разработчик вертолета ОАО «Вертолеты России» ведет переговоры с рядом отечественных министерств и ведомств по формированию соответствующих обликов модификаций вертолетов на базе Ми-171А2.

Воплощение лучшего

Как уже говорилось выше, разрабатываемая машина будет иметь массу самых разнообразных технологических новшевств. Это позволит существенно расширить поле ее деятельности и, конечно, повысит безопасность самого летательного аппарата. Затронуты будут практически все основные агрегаты вертолета. В первую очередь, это коснется «сердца» машины.

Ми-171А2, как, скорее всего, и его последующие модификации будет оснащаться двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, которые отличаются от ранее устанавливаемых на Ми-8/17 двигателей серии ТВ3-117ВМ и его модификаций. Они будут иметь повышенную мощность и дополнительные режимы, так как

двигатель ВК-2500ПС-03 является гражданской версией двигателя ВК-2500П, которыми оснащаются ударные вертолеты Ми -28Н и Ка -52. Трансмиссия вертолета также усилится в связи с повышенной мощностью силовой установки. Модифицированные двигатели ВК-2500 будут обладать повышенным ресурсом и оснащаться цифровой системой регулирования типа FADEC. На них установят еще и пылезащитные устройства повышенной эффективности с увеличением степени очитки воздуха с 75 до 95%. Эта модификация двигателя ВК-2500 также отличается повышенной автономностью и позволяет осуществлять высотный запуск двигателей до высоты 6000 м. И помимо всего, вертолет оснастят вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G.

Значительные изменения будут привнесены в конструкцию и технологию изготовления несущей системы вертолета. В частности, модернизация несущей системы увеличит тягу несущего винта вертолета, ресурс лопастей несущего винта и крейсерскую скорость.

При изготовлении лопастей несущей системы вертолета из композиционных материалов внедрены технологии, которые уже апробированы на вертолете Ми-38. На вертолете также установят Х-образный рулевой винт.

Все эти нововведения позволят увеличить ресурс отдельных элементов в 2-3 раза и обеспечить 10-процентный запас устойчивости путевого управления.

Коренным образом преобразится и электронная «начинка» новой машины

На Ми-171А2 будет установлен комплекс бортового оборудования КБО-17 разработки ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», входящего в состав ОАО «Концерн «Авиаприборостроение». Комплекс реализует принцип так называемой «стеклянной кабины». В состав КБО-17 входят четыре жидкокристаллических дисплея размером 6х8 дюймов, на которые выводится пилотажно-навигационная информация и данные бортовых систем. На центральный 15-дюймовый индикатор транслируются данные от внешней оптической системы обзора, которая охватывает переднюю и нижнюю полусферы вертолета. В новом комплексе также есть двухканальный цифровой автопилот ПКВ-171А, современные средства связи и навигация GLONASS/GPS. На вертолете планируется установить вертолетный лазерный радар, который обеспечит распознавание провода диаметром 5 мм с расстояния в 1000 м, что существенно повысит безопасность полета на малых высотах.

Использование КБО-17 позволит перейти на двухчленный экипаж, а также значительно сократить количество потолочных пультов — с семи до трех.

Что еще немаловажно, новое электронное оборудование позволит создать в салоне вертолета достаточно комфортные условия. Режим климат контроля будет обеспечивать на борту температуру +15 градусов С при температуре окружающего воздуха -50 градусах С мороза и температуру на борту +22 градуса С при температуре окружающего воздуха +40 градусов С.

И наконец, новое бортовое круглосуточное оборудование в дальнейшем сможет обеспечить создание поисково-спасательной и военной версий Ми-171А2.

Одними из важнейших задач при создании модификации или нового вертолета является снижение затрат в эксплуатации, а также увеличение ресурса планера, агрегатов, систем и комплектующих. И, нужно сказать, что над их решением разработчики Ми-171А2 потрудились на славу! Если говорить о снижении затрат на эксплуатацию, то оно планируется быть достигнутым за счет нескольких основных нововведений. Это пересмотр объема и периодичности работ по техническому обслуживанию, реализация комплекса конструктивных мероприятий и оптимизации методов технической эксплуатации. При реализации такого подхода, обслуживание одного часа полета снизится до 8-10 человеко-часов, при нынешних 20. А это меньше, чем вдвое! Примерно во столько же раз планируется увеличение ресурса «жизни» самого вертолета, по сравнению, скажем, с Ми-171.

Итак, наверное, можно уже смело говорить, что эпоха легендарных Ми-8 постепенно клонится к закату. Однако, если им на смену придут такие винтокрылые машины как Ми-171А2, российское вертолетостроение не только ничего не потеряет, но и усилит свое влияние на всем мировом рынке. И ждать осталось не долго. Первые поставки вертолетов Ми-171А2 запланированы уже в конце 2014 года. А военная модификация Ми-171А2 может быть создана приблизительно в конце 2015 или начале 2016 гг.

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ