Офшорный ветер надежды

Еще совсем недавно на очередной выраженной волне кризиса ключевые компании-операторы, обслуживающие нефтедобычу, находились в состоянии близком к панике. Тогда некоторые из них выражали готовность работать на любых условиях, со значительном дисконтом и на коротких контрактах. Однако в течение этого года ситуация начала меняться.

Еще в прошлом году наметились две тенденции исхода для операторов — на региональные рынки и в смежные сектора экономики. Из благословенного Мексиканского залива «крупняки» начала переводить свою операционную деятельность в направлении Тихого Океана, Бразилии и Африки. Всплеск активности в секторе морской энергетики вызвал движение жизненных соков в слегка усохшей вертолетной отрасли.

В поисках работы на периферии

Американская компания PHI выкупила полный пакет акций канадской HNZ Group, участвующей в офшорных операциях в Тихом океане. Высокая стоимость сделки ($188,8 млн.) позволяет заявлять о серьезности намерений компании.

Также американцы планируют приобрести офшорный бизнес HNZ в Новой Зеландии, Австралии, на Филиппинах и в Папуа-Новой Гвинее. Как отметил председатель и главный исполнительный директор PHI Аль А. Гонсулин, приобретение является важной частью плана по диверсификации деятельности и расширению международного охвата.

А ведь всего год назад PHI несла существенные финансовые потери. В связи с падением активности офшорные доходы компании упали на 19%. Компания тогда заявила, что продолжает предпринимать необходимые шаги «для сохранения активов и финансового здоровья». А сама избирательно расширяла операции на Ближнем Востоке, в Западной Африке, Тринидаде, Канаде и Австралии.

А тем временем канадская CHC Group двинулась в Бразилию. Компания получила контракт на поддержку операций бразильского нефтяного магната Statoil. Миссия в зоне BM-S-8 нефтегазоносного бассейна «Сантос» включает один Sikorsky S-92 и рассчитана на два года.

И вот это уже весьма примечательно. Парк тяжелых вертолетов совсем было поставили на прикол. Но снова начинают его использовать.

Бразильский оператор Omni Táxi Aéreo выиграл контракт на обслуживание буровых установок Dommo Energia на месторождении Tubarao Martelo. Это к югу от бассейна Кампос. Один S76C++ будет выполнять по шесть рейсов в неделю из аэропорта Кабо-Фрио с нефтяниками и газовиками. Также оператор будет отвечать за медицинскую эвакуацию сотрудников Dommo из аэропорта Макаэ.

Кстати, в январе 2018 года Omni Taxi Aereo возобновила офшорные операции H225. А после отмены запрета на полеты вертолетов этого типа Airbus планирует увеличить возможности сборочной линии H225 в Мариньяне. Там рассчитывают в ближайшие пять лет поставить на рынок более 100 тяжелых машин. В этом году 13, а далее до 30 вертолетов в год. Правда, не в офшорной комплектации. Отсутствие заказов в морском секторе пока компенсируется запросами сектора ПСО. Но недавно прозвучавший отказ от программы Х6 тихо, но верно говорит о перспективе ближайшего «воскрешения» Супер Пумы.

Южноафриканская Titan Helicopter Group завершила сделку с Lobo Leasing Group (базируется в Дублине) по получению в лизинг AW139 в офшорном исполнении. Средний двухмоторный вертолет будет использоваться для транспортировки персонала специальных рудодобывающих морских судов, а также поисковых и аэромедицинских операций у побережья Намибии.

Французская HeliUnion взяла в лизинг такой же вертолет. Этот будет использоваться для поддержки офшорных операций у побережья Габона. Как заявил президент компании Жан-Батист Олри, AW139 теперь становится одним из самых востребованных типов в нефтегазовой отрасли. К слову, в настоящее время HeliUnion оперирует восемью таким машинами в Азии и Африке.

Региональный фактор очень важен, потому что в регионах с низкой экономической базой легче возвращаться к объемам за счет более низких издержек. На традиционных полях пока по-крупному рассчитывать не на что. Но благодаря долгожданному восстановлению отрасли заинтересованность отраслевых заказчиков снова возвращается. Причем восстановление идет параллельно с ростом цены на нефть и активизацией добычи через переключение внимания на другие возможности.

Паруса офшорной индустрии наполняются морским ветром

Новый пятилетний прогноз британских аналитиков из Westwood Global Energy Group заявляет о начале восстановлении рынка после трехлетнего пике. Несмотря на ряд непростых лет, отчетливо просматриваются перспективы роста поставок вертолетов для офшорного сектора за счет увеличения спроса на возобновляемые источники энергии.

Ожидается, что в период между 2018 и 2022 годами на закупки морских вертолетов мир потратит $16 млрд. при среднегодовом темпе роста закупок в 1%. Но даже такое скромное восстановление ожидает лишь сумевших реструктуризировать и реорганизовать свой бизнес операторов.

Westwood прогнозирует заметные изменения в географической ориентации, рост предпочтений более эффективным вертолетам и новым вариантам использования. В 2017 году глобальный вертолетный парк использовался лишь вполсилы (загрузка 54%). Это связано с падением спроса и увеличением поставок по ранее сделанным заказам. Нефтяным компаниям вертолеты требовались меньше. В результате многие были поставлены на прикол.

В сегменте больших вертолетов заземление H225 в 2016 году привело к переключению на другие модели. Ограничения сняты, но более сотни машин еще не летает. А их будущее диктуется скоростью восстановления нефтегазового рынка и предпочтениями операторов.

Заглядывая вперед, Westwood прогнозирует рост использования среднего и тяжелого вертолетного парка до 59%. Причем, за счет новых регионов. Таких, как Средиземноморье, Восточная Африка и Гайана, а не традиционные глубоководные районы (Нигерия, Ангола, Мексиканский залив и Бразилия). Это географическое расширение потребует создания новых баз и перераспределения неиспользуемых вертолетов.

Большого роста численности персонала в разведке и добыче нефти и газа не планируется. В течение этого периода будет пробурено 9896 шельфовых скважин. Это на 12% меньше, чем в 2013-2017 годах. Спрос на перевозки в некоторых регионах упадет. К примеру, в Латинской Америке в период кризиса вертолетная активность сократилась почти вдвое. И восстанавливается только за счет активности в Бразилии.

Возможности роста существуют в других отраслях. Особенно в сегменте выработки электроэнергии. В течение 2018-2022 годов в мире появится почти 6000 новых ветрогенераторов, что доведет их общее число до 10000. Установки новых поколений становятся более конкурентоспособными, а проекты удаленных от берега кластеров охотно поддерживаются инвесторами.

По прогнозам Westwood, расходы на вертолеты в этой сфере будут расти самыми высокими темпами (обещают по 39% в год!) и достигнут $119 млн. Кто первым из операторов подключится к поддержке инфраструктуры и логистики, тот и получит максимальную выгоду.

Прогнозы прогнозами, а пока нефтегазовая отрасль потихоньку оправляется от спада, растет реальный интерес к обслуживанию морских ветряков. Milestone Aviation Group отмечает, что мировая выработка электроэнергии за счет ветра прирастает на 25% ежегодно. А к концу века сравняется с выработкой тепловыми электростанциями.

В прошлом году только в Европе установили 560 морских ветрогенераторов. Их операторы уже поняли, что наиболее эффективным методом доставки обслуживающего персонала являются вертолеты. Для таких полетов требуются высокая квалификация пилотов. Вертолет должен зависнуть над ветряком и благополучно спустить людей и грузы при ветре 25 узлов (12,8 м/с). Это еще один острый вопрос, но он решается.

Датская Uni-Fly провела на сегодняшний день более 50 тысяч таких миссий. В партнерстве с CHC компания предоставляет услуги для ветряной электростанции Hornsea Project One, строящейся у побережья Великобритании. По завершении строительства в 2021 году ферма из 174 ветряков будет способна запитать один миллион домов. А использует Uni-Fly AW169 со специальной конфигурацией для подобных миссий.

В прошлом году страны ОПЕК и государства, участвующие в соглашении по сокращению добычи, продлили его действие до конца 2018 года. Нигерия и Ливия обязались сохранить объемы добычи на прежнем уровне. «Сланцевая» революция в США также не способствует подвижкам в морской добыче.

Ожидать начала офшорного бума в самое ближайшее время не приходится, однако операторы вполне смогут рассчитывать на небольшой рост, а такая ситуация намного лучше падения. Можно более-менее спокойно строить планы на будущее.

ПАРТНЕРЫ АВИ