Вертолет как средство борьбы с фантомами

На наших глазах представления о современной войне стремительно меняются. Мы видим, как трансформируются традиционные театры военных действий и тактические приемы применения боевых вертолетов в свете современных форм глобального военного противостояния.

Летающие крепости для борьбы с танковыми колоннами по большей части отошли на второй план. Российской армией на том же Ближнем Востоке более востребован многоцелевой Ми-8АМТШ, чем исключительно ударные машины. Американцы много фантазируют про скоростные и штурмовые вертолеты будущего, но при этом модернизируют парк старых «Чинуков».

И США, и Россия, и Французский Иностранный легион последние 40 лет воюют почти исключительно с иррегулярными и полурегулярными войсками. Собственно, это общее посттравматическое поведение крупных держав после Второй Мировой войны. Все ключевые игроки, несмотря на риторику, избегают прямого столкновения с себе подобными. Выяснение отношений со времен Вьетнамской войны носит характер региональных гражданских конфликтов с участием членов Совбеза ООН.

Вертолеты в борьбе с повстанцами играют ключевую роль. Однако ВПК ведущих стран продолжают воспроизводить и нацеливаться на разработку техники «с большим запасом» для ведения боевых действий с серьезным противником. Это «поддержание планки» в значительной части виртуализирует вертолетную гонку вооружений, где наряду с реальными задачами конкретных родов войск, возникают фантомные цели и программы.

Производители рука об руку с заказчиками каждый по-своему продираются через эту противоречивую ситуацию, все ощущают некое переходное неустойчивое состояние между политикой, рынком и военной реальностью сегодняшнего дня, которое в любой момент может потребовать энергичных мобилизационных мер по любому из этих векторов.

Широкими мазками

Все крупные производители успешно развивают и продают специфичные ударные, тяжелые и средние транспортные, многоцелевые вертолеты, а также многочисленные военно-морские варианты. Но их разработка и продажа — крайне дорогостоящий (а также консервативный и медленный) бизнес, поэтому сложилась пара тенденций. Либо разрабатываются новые итерации существующих моделей, как поступил Boeing с AH-64 Apache и CH-47 Chinook, либо создаются современные версии, как это сделал Leonardo с AW159 Wilcat, заменив Lynx, а Sikorsky с CH-53K, сменившим CH-53A/D/G.

Позже появились вертолеты двойного назначения Airbus (H135M, H145M / UH-72A) и Leonardo (AW109LUH, AW139,149,169). Bell сделала это раньше с 407-м и, конечно же, «Вертолеты России» со своим Ми-8/17.

Конвертопланы вышли на рынок. И после тяжелого старта стали неоценимыми летательными аппаратами для Корпуса морской пехоты США. Bell теперь участвует в разработке вертолета нового поколения в рамках программы FVL. Кроме того, претендует первой выпустить на рынок беспилотный конвертоплан (V-247 Vigilant). Хотя известная уязвимость этой платформы перед лицом оснащенного противника остается открытой проблемой.

Более того, есть еще энергичные разработчики винтокрылов с множеством идей, но им не хватает бюджетных и производственных мощностей, чтобы вывести их на рынок. Это AVX Aircraft со своим винтокрылом с соосными несущими винтами и двухканальными вентиляторами, Karem Aircraft с TR36TD и другие. В том числе, Piaseki с затянувшейся программой X-49A с хвостовым вентилятором с управляемым вектором тяги (VTDP). А также более новыми идеями, такими как модульная система транспортировки грузов (ARES). Это без учета новых игроков, только входящих на рынок — Avicopter, Korean Aerospace Industries и Turkish Aerospace Industries.

Куда ведут вожаки

Bell считает, что концепция боевого вертолета должна быть пересмотрена от «А» до «Я». Он должен летать быстрее и дальше, сохраняя при этом отличную маневренность. Сегодня наступательные вертолеты являются технологически продвинутыми версиями того, что было изобретено в 60-х годах. Они очень эффективны, но все же не ушли далеко по скорости и дальности. Вертолеты следующего поколения должны брать больше полезной нагрузки и обеспечивать более низкую себестоимость, как производства, так и эксплуатации.

Bell всегда был на переднем крае инноваций. Конвертоплан V-280 должен обеспечить непревзойденное сочетание операционной гибкости, скорости, дальности и полезной нагрузки по доступной цене. Будущее компании связывается с разработками в этом направлении.

Беспилотный V-247 будет способен работать с морских судов в круглосуточном режиме с гибкой полезной нагрузкой. Возможно, его появление потребует изменения конфигурации флотов. Кроме того, Bell продемонстрировала масштабируемую беспилотную автономную систему транспортировки контейнеров. APT будет автономно доставлять грузы в районы стихийных бедствий, недоступные из-за наводнений, массовых перемещений мигрантов и подразделениям на передовой.

Сложность современного поля боя требует смеси пилотируемых, факультативно пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В компании работают над двумя платформами: небольшой с малым радиусом действия, предназначенной для легких ударов с воздуха и многоцелевых задач, и более крупной для нанесения молниеносных ударов.

Sikorsky выбрала три технологических столпа, которые должны определить вертолет будущего. Это: скорость, автономность и интеллект. Последние наработки базируются на технологиях Х2, показавших двойное увеличение скорости, маневренности и топливной эффективности, а также существенное снижение шумности. Примером служат S-97 RAIDER и SB> 1 Defiant. Упор делается на разработки, позволяющие добиться «оптимального пилотирования» — с пилотами или без, в зависимости от поставленных задач.

Производитель имеет широкий портфель из новых и обновленных продуктов, финансируемых из разных источников. Это программа развития CH-53K King Stallion, вертолета боевого спасения USAF, а также нескольких международных программ, в том числе канадского морского и турецкого утилитарного вертолета. Некоторые из технологий используют усовершенствованные композиты, ЭДСУ, системы активного контроля вибрации и расширенной диагностики.

Sikorsky считает, что автономность окажет значительное влияние на отрасль. Деятельность компании сосредоточена на использовании технологии во всех коммерческих и военных продуктах. Планируется обеспечить возможность беспилотного контролируемого полета с огибанием рельефа (CFIT). Это позволит снизить аварийность на 75%. Также рассматриваются небольшие БЛА, которые смогут управляться с вертолетов. С этой целью планируется создать прочные и высоконадежные системы.

Крупные вертолеты, такие как UH-60, CH-53E / K, S-76 и S-92 способны перемещать пассажиров и тонны материала на большие расстояния в сложных условиях. Небольшие БПЛА не смогут вытеснить их с рынка, но присущая им автономность позволит сделать все будущие вертолеты более безопасными, производительными и экономичными как с пилотами, так и без них. На повестке дня использование наработок на 19-тиместной машине.

Будущие разведывательно-ударные вертолеты будут гибкими в плане работы с экипажем или без него в зависимости от потребностей миссии. Они смогут взаимодействовать с БПЛА и самолетами. S-97 Raider будет способен летать с двумя, одним пилотом или вообще без экипажа, и взаимодействовать с разными типами воздушных судов.

Boeing разрабатывает вертолеты, ориентируясь на требования клиентов. А они сосредоточены на скорости, дальности, полезной нагрузке, возможностях в условиях жары и высокогорья, выносливости и живучести. Это означает резервирование ключевых систем и дизайн, требования к которому определяются выполняемыми миссиями.

Например, требования к легкому разведчику Little Bird значительно отличаются от предъявляемых к Apache. Миссия разведчика состоит в том, чтобы собирать и передавать разведданные в операционные центры. Боевое применение накладывает ограничения, требующие создания более гибкого летательного аппарата с ограниченной огневой мощью. Для ударного вертолета, который непосредственно и решительно взаимодействует с противником, конструкция должна обеспечивать большую защиту экипажа и увеличенную долговечность планера для противостояния прямым ударам. Компания работает над расширением возможностей, позволяющих свести на нет влияние на функциональность систем попадания пули или реактивного снаряда.

Chinook выполняет широкий спектр задач и модернизируется так, чтобы обеспечить соответствие современным требованиям по мощности, скорости и управляемости. V-22 Osprey демонстрирует универсальную гибкость при выполнении боевых и гуманитарных миссий. Конвертоплан разработан с учетом возможности внедрения усовершенствованных технологий, которые могут появиться в будущем.

В Boeing будущее видят в дальнейшем совершенствовании имеющихся образцов и технологий. Особое значение уделяется участию в проекте JMRTD. Приоритет отдается увеличению скорости, дальности и живучести, а также совместимости пилотируемых и беспилотных платформ. Сегодня Apache способен получать видео от БПЛА до того, как взлетит. Это огромный рост в обеспечении ситуационной осведомленности и живучести.

В Leonardo полагают, что все дело в возможностях и доступности платформ двойного назначения. AW101 и AW159, разработанные для удовлетворения очень конкретных военных потребностей, требуют сложных полностью интегрированных систем, радаров, вооружения, защиты и т.д., которые, повышают стоимость. Такие требования, как баллистическая толерантность и электромагнитная защита, также влияют на цену. Продукты двойного назначения, подобные AW139M, предлагают платформу, способную обеспечить практически все возможности конкурирующей специализированной, но по более низкой стоимости.

Leonardo инвестирует более 10% своих доходов в исследования и разработки. В обычные и беспилотные, а также в улучшение существующих. И в новые технологии, такие как электрический хвостовой ротор и активные лопасти несущего ротора, которые могут быть представлены на новых и существующих платформах.

В компании считают, чтобы получить максимум беспилотных операционных возможностей, нужно создавать платформу, изначально предназначенную для таких операций. Объем инвестиций в разработку БПЛА за последние три-четыре года значительно увеличился. Ожидается, что они станут важной частью бизнеса в течение следующего десятилетия. Одним из ключевых беспилотных проектов является программа RUAS, совместно финансируемая с британским Министерством обороны. Также продолжается разработка БЛА Hero и демонстратора SW-4 Solo.

Leonardo определенно рассматривает беспилотники как возможность, а не угрозу для своего бизнеса. Инвестируя в военные БЛА, компания рассматривает их как одну из трех составляющих успеха (две другие — это вертолеты и конвертопланы). Технология, позволяющая с воздуха управлять беспилотниками, является масштабируемой. Например, используется на Air Hero и SW-4 Solo применима к более крупным моделям. В Leonardo понимают, что пилотируемые боевые вертолеты по-прежнему играют ключевую роль на поле боя, но прогнозируют, что к 2030 году соотношение пилотируемых и беспилотных ударных ЛА поменяется коренным образом.

Конечно, серьезная техника и особенно новейшая техника может сохранить за собой функцию паритетного арсенала и если военно-политическая ситуация не измениться ее всегда можно будет дорого продать новым амбициозным игрокам. Неудивительно, что у иностранных покупателей спрос на противотанковые вертолеты и вертолеты морского базирования сохраняется и даже растет. И хотя и Россия, и США работают над перевооружением и даже по наблюдениям экспертов начинают торопиться, словно предполагая некий временной рубеж, их реальные потребности в боевой вертолетной технике более чем традиционны, в большинстве случаев речь идет о прокачке имеющей техники, плюс РЭБ, плюс автономные/беспилотные системы, а сами платформы еще прослужат ни одно десятилетие.

Россия в 1990-е и нулевые с огромным трудом погасила внешне инспирированные конфликты на своей территории, а теперь перешла в «контрнаступление». Однако, и ей нужны более гибкие инструменты. Слово за заказчиками и разработчиками техники.

ПАРТНЕРЫ АВИ