Воздушная армия спасения

Первоначально целью авиационного поиска и спасения было спасение пассажиров и экипажей воздушных (морских) судов при возникновении аварийных ситуаций. Затем сюда прибавилась эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов с места посадки. В последние десятилетия набирает силу оказание авиационными средствами помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Сегодня главной областью применения вертолетов SAR (Search & Rescue) — это помощь людям в любых экстремальных ситуациях, в которых возникает угроза их жизни, здоровью и безопасности.

Весь этот SAR

Ежедневно в России на дежурстве находится 138 воздушных судов, в том числе 102 вертолета и 36 самолетов, из них круглосуточно — 72 вертолета и 27 самолетов. По данным Федеральной аэронавигационной службы, в период с 1977 по 2005 год к поисково-спасательным работам (ПСР) привлекалось 6879 воздушных судов (ВС), в том числе 1013 — ночью, из них 5436 (почти 80%) — вертолеты. Количество ПСР по ВС — 3862, из них 60 — длительные (с налетом на воздушный поиск более 100 часов). Общее количество полетов — 21 474. При этом налет составил 34 573 часа (16 489 — длительные). Суммарные затраты — $25 012 841. В среднем на одни ПСР приходится 5,6 полета, 8 ч 51 мин. налета и $6472. Условный экономический эффект, из расчета экономии $3726 млн на подготовку возвращенных в строй летчиков, более чем в 100 раз превзошел затраты.

Для сравнения некоторых показателей возьмем статистику SAR в Великобритании. На поисково-спасательные службы королевских ВМС и ВВС приходится основная доля поисково-спасательных операций. По данным обзора DASA (Defense Analytical Services and Advice), за период с 1997 по 2007 год произошло 18 969 происшествий, в ходе которых поступило 20 799 аварийных вызовов, в результате ПСР спасено 15 264 человека. Кстати, на одного спасенного военного приходится 30 гражданских. Количество вызовов за последние 7 лет увеличилось на 12% (в среднем на 1,5-1,7% в год). Вертолеты отработали более 90% вызовов, причем их доля постоянно увеличивается (за те же 7 лет рост составил 14,4%), а по числу спасенных (здесь обнаруживается подавляющее преимущество вертолетов над самолетами) — 97-98%. Только в 2007 году вертолеты королевских ВМС и ВВС спасли 1726 человек. Рост числа происшествий и спасенных убедительно свидетельствует о росте востребованности и эффективности спасательных вертолетов. Интересно, что, несмотря на островное положение страны, на сушу приходится 51% спасательных операций, на побережье — 33%, а на воде — лишь 16%. В ходе ПСР вертолеты выполняли различные функции (одну или несколько вместе), распределение которых можно проследить по диаграмме 1.

Выполняемые функции

Вызовы, %

Спасенные, %

Поиск

15

Спасение

6

33

Поиск + спасение

2

3

Медицинская помощь + спасение

36

48

Поиск + медицинская помощь + спасение 

2

3

Медицинские перевозки

11

11

Возвращение

1

Транспортные перевозки

1

Помощь (поддержка)

1

Отмена вызова

11

Потребовался (ложный вызов) 

6

Другие

10

Наглядно видна необходимость интеграции как самих функций, так и служб. По количеству спасенных на спасение + медицинскую помощь и спасение приходится основная доля — 81%. Это именно то, что поисково-спасательный вертолет должен уметь делать лучше всего.

В Китае военные вертолетчики на российских вертолетах Ми-17 уже не только составили о себе мнение локальной операцией по поиску российских спортсменов, пропавших во время спуска по реке, но и приняли активное участие в масштабной спасательной операции в ходе ликвидации последствий трагедии в провинции Сычуань. Китайскими вертолетчиками спасено 60 000 человек и перевезено более 100 000 тонн гуманитарной помощи.

В Пакистане военные вертолетчики провели уникальную спасательную операцию. Рашид Уллах Бег (Rashid Ullah Beg) проявил чудеса смелости, находчивости и героизма, чтобы на вертолете SA315B «Лама» (кстати, в составе спасательной группы кроме двух вертолетов SA315B был также и наш Ми-17) снять с высоты 6300 м (!) пострадавшего альпиниста. В том же Пакистане за 7 месяцев (с октября 2005 года по май 2006 года) 12 вертолетов Международного Красного Креста налетали 4000 часов (по 50 часов на вертолет в месяц), эвакуировали 12 000 человек (по 1000 человек на вертолет) и перевезли 12 000 тонн грузов (по 1000 тонн на вертолет). У горных вертолетчиков-спасателей уже есть традиции и впечатляющие заслуги. Так, за 35 лет работы в горах Монблана вертолет SA319B Alouette III спас 15 632 человека, налетав при этом 14 000 часов. Только вдумайтесь: один-единственный однодвигательный легкий вертолет массой чуть более двух тонн — и 15 632 жизни! Всего, по оценкам международных экспертов, с момента появления вертолета с его помощью спасено более 3 млн человек!

Что касается поисково-спасательного обеспечения (ПСО) боевых действий и эвакуации раненых с поля боя, приведем лишь несколько цифр из доклада СКВО по итогам первой чеченской войны. При выделенных для эвакуации раненых и погибших 4 Ми-8, оборудованных в санитарный вариант, только на Новый год (1 января 1995 года) было эвакуировано 90 раненых и 6 погибших. В среднем за один день в январе армейской авиацией эвакуировалось от 120 до 150 раненых, а в отдельные дни — 250-300. По словам командиров, раненых было так много, что было принято решение эвакуировать на вертолетах без саноборудования, и каждому командиру транспортного вертолета, выполняющему полет в район боевых действий, ставилась задача на максимальную загрузку раненых и убитых. Проще говоря, раненых, истекающих кровью и кричащих от боли ребят, просто валили на пол вертолетов… За неполных полгода (с 1.12.94 по 18.05.95) около 100 армейских вертолетов эвакуировали более 7500 раненых (половина группировки) и перевезли 63 000 человек (четыре группировки) и 14 000 тонн грузов (более 30 железнодорожных составов). Если каждый четвертый вылет — на ПСО или эвакуацию, то доля транспортных перевозок превысила 33-39 % общего налета группировки. В сумме задачи по перевозке, ПСО б/д и на эвакуацию составили 60% (!) налета, а соотношение тяжести боевых повреждений и потерь транспортных и боевых вертолетов — 2:1. В современных военных конфликтах потребности в вертолетах ПСО выше и сбивают их чаще.

Армейская авиация США именно сейчас активно занимается модернизацией парка своих транспортных вертолетов. В категории легких: для медицинской эвакуации реализуется новая программа, по которой до 2017 года будет закуплено 345 двухдвигательных многоцелевых вертолетов UH-72A «Лакота» (военный вариант ЕС 145); средних: вместо существующих 1668 UH-60 «Блэк Хоук» (различных модификаций) в 2011 году должно стать 1931 UH-60M и L (только двух модификаций); тяжелых: в 2011 году должно быть 113 новых и 339 модернизированных СН-47F «Чинук». Кстати, сегодня из 452 «Чинуков», находящихся на вооружении СВ США, 407 (90%) воюют в Ираке и Афганистане. В Ираке американцы в качестве средства экстренной эвакуации используют даже новейший преобразуемый V-22 «Оспри». 96 вертолетов НН-65 «Дельфин» береговой охраны США, которым недавно заменили силовую установку на более мощную, начиная с 1985 года на выполнение задач ПСО налетали более одного миллиона часов. Сегодня быстро прогрессируют службы ПСО во всем мире (Канада, Великобритания, Австралия…), куда на вооружение поступают самые новейшие вертолетные комплексы EH101, S-92, EC 225/725.

Новая эра поиска и спасения

С некоторых пор мир начал стремительно меняться. Политики заговорили о новых угрозах. Обычно такие разговоры не проходят бесследно для специальных служб. Настала пора измениться и поисково-спасательному обеспечению. Среди основных тенденций изменений: активное внедрение новых спасательных вертолетных технологий; интеграция усилий спасательных служб в международном масштабе, создание межгосударственных служб спасения (унификация оборудования, отладка взаимодействия); на смену военным пришли гражданские операторы, готовые эффективно работать днем и ночью. Прямо у нас на глазах происходит смена приоритетов и технического поколения. Спасательные службы капитально переоснащаются.

Экипажи SAR и их работа стали популярной темой репортажей СМИ. На Западе это уже превратилось в отдельный формат. Внимание медиа продиктовано повышенным вниманием к спасателям-вертолетчикам. В качестве ньюсмейкеров вертолетные операции SAR уже потеснили полицию и пожарных. Власти, профессиональные и общественные организации проводят конференции и семинары по спасательно-поисковой тематике. Для спасателей-вертолетчиков были учреждены новые профессиональные награды и премии.

Изменения в технике, обществе и сознании столь заметны и глубоки, что в отрасли заговорили о начале новой эры поиска и спасения. Главная отличительная особенность новой эры ПСО — «Все лучшее для спасения». Сегодня на смену старым вертушкам пришли новые, для которых главный лозунг сродни олимпийскому — «Быстрее! Дальше! Эффективнее!».

Стоит привести сравнение типичных представителей старого и нового поколения винтокрылых спасателей — S-61 и AW139 (диаграмма 2).

Наименование 

S-61

AW139

Кабина

Больше

Меньше

Скорость полета, км/ч

210

278

Радиус действий

Меньше

Больше

Оборудование

Старое 

Современное

Снаряжение

Ограниченный выбор

Новое

Скорость подъема лебедки

 

На 40% выше

Вывод

Необходима модернизация или замена

 

 Среди преимуществ нового поколения вертолетов и оборудования SAR улучшенные:
— летно-технические и оперативные характеристики (увеличение радиуса действий и скорости полета, повышение характеристик с одним работающим двигателем);
— снаряжение (увеличение числа и проемов дверей кабины, появление второй лебедки, повышение на 40% скорости подъема и т.д.);
— оборудование (интегрированный комплекс оборудования кабины, усовершенствованный комплекс связи, навигации, обязательный FLIR ИК-станции переднего обзора; поисковая/погодная РЛС и спутниковые средства связи (спутниковый телефон с одним голосовым и двумя текстовыми каналами связи и автоматическим определением местоположения), мощная поисковая фара SX-16 с говорящим названием Night Sun («Ночное солнце»).

 

Если есть хоть один шанс на спасение, такое уникальное и дорогостоящее средство, как вертолет, должно быть использовано максимально эффективно. Энтузиазм, профессионализм, героизм вертолетчиков нужно направлять на то, как спасти людей в любой, даже самой безвыходной ситуации. Россия также нуждается в новых, оснащенных по последнему слову техники, специальных вертолетах для поиска и спасения и эвакуации раненых. Помимо программ разработки соответствующей вертолетной техники и ее внедрения понадобится пропаганда вертолетной спасательной технологии и переориентация в подготовке летного состава.

До последнего дня жизни наш великий соотечественник Игорь Сикорский был убежден, что главное предназначение вертолета — спасение людей. И со временем из специальных задач поиск и спасение должны стать доминирующим видом применения вертолетов.

ПАРТНЕРЫ АВИ