Бэкграундер ОАО «Вертолеты России»

ОАО «Вертолеты России» — специализированная управляющая компания нового промышленного вертолетостроительного объединения. Образовано с целью создания конкурентоспособной, высокоэффективной, саморазвивающейся и рентабельной вертолетостроительной отрасли авиационной промышленности Российской Федерации и завоевания ведущих позиций на мировом вертолетном рынке. Главные задачи объединения: удовлетворение государственных потребностей, спроса внутреннего и внешнего рынков путем создания, производства, сбыта, модернизации, послепродажного обслуживания и интегрированной логистической поддержки вертолетной техники военного и гражданского назначения. ОАО «Вертолеты России» создано в 2006 г. как 100-% дочерняя компания корпорации «ОАО «ОПК «Оборонпром».

Структура производственного объединения

Промышленное объединение представляет собой воссозданную вертолетостроительную отрасль отечественной авиапромышленности. В объединение интегрированы практически все вертолетостроительные предприятия РФ: разработчики вертолетов и серийные изготовители винтокрылых машин и комплектующих изделий, а также предприятия, обеспечивающие послепродажную поддержку.

Интегрированные предприятия обеспечивают реализацию полного жизненного цикла вертолетной техники всех типов и классов от начала проектирования до списания и утилизации.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа осуществляются в составе объединения на ОАО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л.Миля» и ОАО «Камов». Они представляют две крупнейшие школы вертолетостроения мирового уровня. Разработкой опытной вертолетной техники в последние годы занимается и ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ).

В состав объединения входят авиазаводы — крупнейшие в мире серийные производители винтокрылой техники. Все они — многопрофильные предприятия с хорошо налаженными технологическими процессами, производственными связями и давними трудовыми традициями. Всего предприятиями российской вертолетной промышленности выпущено свыше 26 тысяч винтокрылых машин с взлетной массой от одной до 56 тонн.

ОАО «Казанский вертолетный завод» серийно выпускает средние вертолеты семейства Ми-8/17, легкий вертолет «Ансат» и ведет подготовку к производству вертолета Ми-38. Серийным производством вертолетов Ми-8/17 занимается ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». ОАО «Роствертол» выпускает тяжелые вертолеты Ми-26, транспортно-боевые вертолеты Ми-24/35, ударные боевые вертолеты Ми-28Н и ведет подготовку к производству легкого вертолета Ми-2. ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» серийно строит средние вертолеты семейства Ка-27/Ка-32 и легкие Ка-226. ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» производит ударные боевые вертолеты Ка-50/52 и легкие гражданские Ми-34.

ОАО «Вертолетная сервисная компания» (ВСК) оказывает в объединении услуги по послепродажному сопровождению вертолетной техники, включая ремонт, комплектацию и комплексное сервисное обслуживание. Ремонтом, гарантийным и послегарантийным обслуживанием вертолетов занимается ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод».

В составе интегрированной структуры работают также предприятия, выпускающие и обеспечивающие послепродажное обслуживание основных комплектующих изделий, вертолетных агрегатов и систем: ОАО «Московский машиностроительный завод «Вперёд», ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» и ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» (СМПП). ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» также разрабатывает и выпускает тренажеры и другие технические средства обучения.

Целевая программа развития вертолетостроения в РФ

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, разработан проект комплексной целевой программы «Развитие вертолетостроения в Российской Федерации на период до 2015 г.». Ее утверждение Правительством РФ ожидается в начале 2009 г.

Комплексная программа предполагает существенные инвестиции (большая часть которых — внебюджетные средства) в реконструкцию и техническое перевооружение вертолетостроительной отрасли, в развитие научно-технического потенциала и переход на новые технологии. Доходная и расходная части программы сбалансированы. Реализация программы обеспечит развитие отрасли после 2015 г. исключительно за счет собственных средств.

Программа предполагает увеличение производительности предприятий вертолетной отрасли в три раза, доведение годового выпуска до 500 вертолетов и освоение не менее 15% мирового рынка. Проект комплексной программы охватывает также развитие двигателестроения для вертолетов.

Целевая программа развития вертолетостроения определяет государственную политику в области развития вертолетостроения, как взаимосвязанную по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политического характера, обеспечивающую решение проблем развития вертолетостроительной отрасли.

Модельный ряд вертолетов

Исходным пунктом построения целевой программы развития вертолетостроения в РФ стало формирование модельного ряда вертолетов, как материальной основы стратегии развития вертолетостроительного объединения, сформированного под управлением ОАО «Вертолеты России». На предприятиях — участниках интегрированной структуры предусматривается сохранить серийное производство следующих моделей вертолетов: легкого спортивного Ми-34, легких многоцелевых Ка-226 и «Ансат», среднего транспортного и многоцелевого Ми-8/17, тяжелого транспортного Ми-26, транспортно-боевого Ми-24/35, ударных боевых Ми-28Н и Ка-52, палубных и многоцелевых вертолетов семейства Ка-27/Ка-32.

Модельный ряд определил дальнейшее эффективное функционирование вошедших в вертолетостроительное объединение предприятий — разработчиков вертолетной техники ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля», ОАО «Камов» и ОАО «КВЗ». Созданные этими предприятиями машины охватывают практически всю существующую в мировом вертолетостроении номенклатуру типов. Конструкторы разрабатывают следующие принципиально новые базовые модели и проводят глубокую модернизацию существующих типов вертолетов:

— перспективного беспилотного вертолета на основе ранее проведенных разработок ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и ОАО «Камов»;
— легких модернизированных спортивных и многоцелевых вертолетов: Ми-34М1 с поршневым двигателем, и Ми-34С2 с газотурбинным;
— легкого многоцелевого модернизированного вертолета «Ансат»;
— легкого многоцелевого модернизированного вертолета Ка-226Т;
— легкого многоцелевого вертолета промежуточного класса Ми-54;
— среднего многоцелевого вертолета Ка-62 с двигателем «Ардиден»;
— средних палубных и многоцелевых модернизированных вертолетов Ка-27М/Ка-28М, а также Ка-252РЛД (Ка-31М);
— среднего транспортного и многоцелевого глубоко модернизированного вертолета Ми-8М;
— транспортного вертолета увеличенной грузоподъемности Ми-38;
— тяжелого транспортного модернизированного вертолета Ми-26М;
— транспортно-боевого глубоко модернизированного вертолета Ми-35М;
— ударных боевых модернизированных вертолетов Ми-28НМЭ и Ка-52АЭ;
— перспективного боевого ударного вертолета нового поколения.

Приоритетные программы («6+2»)

Проведенный специалистами ОАО «Вертолеты России» анализ перспектив разработки вертолетов модельного ряда позволил выделить среди них шесть приоритетных проектов, наиболее привлекательных, с точки зрения получения инвестиционных кредитов и их последующей окупаемости. Финансировать их будут как на основе собственных ресурсов компании, так и за счет привлечения инвестиционных средств.

К числу наиболее приоритетных проектов относится, во-первых, глубокая модернизация прославленной «милевской восьмерки». Технико-экономический анализ и маркетинговые исследования рынка показали, что модернизированный Ми-8М будет пользоваться повышенным спросом еще, как минимум, полтора десятка лет. Столь же оптимистично оцениваются и перспективы дальнейшей модернизации легкого многоцелевого вертолета Ка-226.

Третьим приоритетным проектом является транспортно-пассажирский и многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности Ми-38. Он успешно прошел первый этап заводских испытаний, и в настоящее время готовится его передача на сертификацию. В 2011 г, как ожидается, Ми-38 поступит в серийное производство. К числу наиболее важных отнесена и программа боевого вертолета Ми-28НЭ, на базе которого создается модернизированный экспортный вариант. Пятый и шестой проекты программы — такие дальнеперспективные разработки, как многоцелевые вертолеты: 6-тонный Ка-62 и 4,5-тонный Ми-54.

Кроме того, к числу наиболее приоритетных отнесены и программы дальнейшего развития вертолетов «Ансат» и Ми-34, финансируют которые с помощью региональных банков.

Все эти разработки вошли в разработанную в ОАО «Вертолеты России» «Программу «6+2».

Концептуальные «прорывные» проекты

Входящие в состав вертолетостроительного производственного объединения конструкторские коллективы приступили к разработке концептуальных «прорывных» проектов нового поколения, обладающих исключительными технико-экономическими показателями, недоступными для вертолетов существующего типа. Это, в первую очередь, — высокоскоростные винтокрылые летательные аппараты увеличенной дальности полета: Ми-1Х и Ка-92. Машины способны преодолевать расстояния более 1000 км с крейсерской скоростью 400-500 км/ч. Они окажутся незаменимыми при освоении энергоресурсов северного полярного шельфа, богатств Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в интересах формирования облика будущего отечественного парка винтокрылой техники на ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и ОАО «Камов» ведется работка проектов многоцелевого роботизированного вертолетного комплекса МРВК, перспективного концепт-коптера Ка-90 и ряда «проектов будущего».

Создание, внедрение в производство и эксплуатацию новых и модернизированных вертолетов (как и последующее воплощение в жизнь перспективных «прорывных» моделей) будет способствовать успешному выполнению основных целей и задач формируемого вертолетостроительного промышленного объединения и его управляющей компании. Разработанные под управлением ОАО «Вертолеты России» винтокрылые машины внесут свой посильный вклад в осуществление принятых в нашей стране национальных проектов и комплексных целевых программ Российской Федерации.

ПАРТНЕРЫ АВИ