В первый день работы XII Вертолетного форума обозначены самые важные отраслевые вопросы
07.11.2019
7 ноября 2019 года начал работу XII Вертолетный форум Ассоциации Вертолетной Индустрии, который является ключевым деловым отраслевым мероприятием. В этом году тема форума – «Деятельность компании-оператора как «зеркало» вертолетной индустрии». В первый день мероприятия, которое проводится в Тюмени, состоялись две секции: «Модернизация эксплуатируемых вертолетов – путь к повышению эффективности вертолетных операторов» и «Обеспечение вертолетной отрасли летными и инженерно-техническими кадрами». Каждая из секций обозначила ключевые отраслевые вопросы и пути к их решению.
С момента своего основания Ассоциация Вертолетной Индустрии уделяет самое пристальное внимание проблематике модернизации вертолетной техники и соответствующей инфарструктуры. На секции «Модернизация эксплуатируемых вертолетов – путь к повышению эффективности вертолетных операторов» подвели промежуточные итоги консолидированной работы профессионального сообщества по этому вопросу и представили проекты модернизации вертолетов. Модератором секции выступил Олег Худоленко – заместитель генерального директора НПК «ПАНХ», руководитель технического комитета АВИ.
Согласно имеющимся данным, сегодня возрастные модели вертолетов российского производства занимают 61% всего парка техники. При этом на долю современных отечественных моделей приходится 24%, а иностранная техника занимает 15%. Львиная доля возрастной категории – ранние модели Ми-8/17, которые, благодаря заложенным конструкторским решениям, могут оставаться конкурентоспособными при своевременной модернизации, которая позволит повысить эксплуатационные показатели, привести их в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями и стандартами качества. Однако модернизация – это сложный процесс, который в сложившихся условиях сталкивается с рядом препятствий. А именно:
- Отсутствие ясных ориентиров развития гражданской вертолетной отрасли;
- Отсутствие реального органа координации и согласования развития отрасли и интересов участников рынка вертолетных услуг;
- Сложную и размытую систему решения вопросов продления ресурсов и модернизации;
- Превалирование краткосрочных и локальных финансовых интересов над стратегической и целевой составляющей.
В настоящее время в вопросах модернизации вертолетов российского производства произошел значительный позитивный сдвиг, который можно назвать настоящим прорывом за 6 лет, которые Ассоциация посвятила данной проблематике: впервые в современной российской истории возможность проведения модернизации вертолетов открылась для независимых компаний, а холдинг «Вертолеты России» разработал и представил открытые стандарты, которыми авиаремонтные предприятия могут руководствоваться для самостоятельного проведения весенний изменений в типовую конструкцию воздушных судов. Благодаря этому шагу, парк возрастных вертолетов отечественного производства может быть модернизирован согласно с потребностям компаний-операторов и запросам заказчиков, обеспечивая соответствие современным стандартов и умеренную стоимость летного часа.
В рамках секции также была затронута тема оперативной модернизации вертолетной техники, которая позволяет в короткие сроки расширять возможности вертолетов за счет локальных доработок. Такая модернизация дает возможность плавно повышать летно-технические, технико-экономические и потребительские характеристики вертолетов, минимизируя общие и единовременные затраты эксплуатантов на модернизацию. Внедрение оперативной модернизации и быстрое согласование доработок положительно скажется на всем вертолетном бизнесе.
Что касается более кардинальных доработок в конструкции вертолетов, то на секции была представлена программа модернизации машин типа Ми-8/17 путем замены силовой установки с ТВ3-117 на ВК-2500. Рассмотрены основные конструктивные отличия нового двигателя, опыт эксплуатации, присущая эффективность и надежность.
Также на XII Вертолетном форуме представлен совместный центр среднего ремонта двигателей «ОДК-Климов» и «ЮТэйр-Инжиниринг», который создан и успешно работает в Тюмени на территории аэропорта Плеханово с 2018 года. Центр обеспечивает ремонт двигателей семейства ТВ3-117 и ВК-2500.
Отдельно на секции рассмотрели модернизацию вертолета «Ансат». С 2022 года на рынок должна выйти модель вертолета «Ансат-М» которая, помимо прочего, отличается увеличенной до 640 км максимальной дальностью полета при максимальной взлетной массе. Это достигается установкой дополнительного топливного бак объемом 192 литра. Следующий этап модернизации – так называемый «Ансат-NG», который получит новую, более мощную силовую установку в 800 л.с., увеличенные проемы дверей, задних створки в конструкции фюзеляжа и другие изменения.
Было озвучено предложение задействовать профессионалов из Ассоциации Вертолетной Индустрии в формировании новых нормативно-правовых документов, что позволит избежать коллизий и недостаточно проработанных трактовок, которые, к сожалению, допускаются в современных документах, таких как ФАП-21.
Секция форума «Обеспечение вертолетной отрасли летными и инженерно-техническими кадрами» сфокусировалась на критической для российской вертолетной индустрии проблеме нехватки летно-технического состава. В настоящее время по возрасту и состоянию здоровья с работы уходит куда более значительное количество летчиков, чем им на смену приходит выпускников. Модератором этой секции стал генеральный директор «ЧКалАвиа», руководитель летного комитета Ассоциации Вертолетной Индустрии Александр Чурочкин.
Сегодня более 2/3 летного состава в России представлена возрастной категорией старше 50 лет, при этом их процентная доля ежегодно растет. Такая ситуация сложилась потому, что сегодня в России функционирует только одно учебное заведение, которое готовит летно-технический состав для гражданской вертолетной авиации – Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени Ляпидевского, который сам сталкивается со значительными сложностями в работе.
При оптимальной цифре в 100 выпускников, колледж выпускает лишь несколько более половины, а курсанты вынуждены ожидать получения своей летной практики и диплома годами – из среднегодовой численности курсантов в 1000 человек, 450 из них имеют задержку выпуска.
Первая причина такой ситуации – нехватка техники для прохождения практики. В настоящее время Омский летно-технический колледж гражданской авиации располагает парком из 7 вертолетов Ми-8Т (3 используются и 4 ожидают ремонта), 1 недавно отремонтированный Ми-171, 3 летных Bell 407GXP, а также 2 Airbus Helicopters AS350 B2 – оба ожидают ремонта, который может быть осуществлен только за границей и будет выполнен не раньше марта следующего года.
Росавиация выделила значительные финансовые средства на ремонт вертолетов, который будет планомерно осуществляться, но текущий парк используемых вертолетов все равно не отвечает современным потребностям. По оценкам специалистов, стоимость полного перевода Омского колледжа на вертолеты Ми-8АМТ/МТВ и «Ансат» составит порядка 19 млрд. руб. и позволит выпускать порядка 140 курсантов в год. Однако, выделение подобных средств в ближайшей перспективе кажется нереалистичным.
Вторая проблема – нехватка обучающего персонала. Штат летно-инструкторского состава укомплектован лишь на 35%, а инженерно-технического состава – на 76%. Причиной тому – неконкурентная, по сравнению с авиакомпаниями, заработная плата и значительная (90 км) удаленность учебной базы в Калачинске от Омска. Из-за этого персоналу приходится работать практически вахтовым методом, что также приводит к текучке кадров.
Значительную поддержку работе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации оказывают компании «ЮТэйр-Вертолетные услуги», «Ямал» и «СКОЛ». Так, с 2018 года «ЮТэйр-Вертолетные услуги» направляет на работу в Омское училище своих инструкторов. С курсантами заключает договора о последующем трудоустройстве и выплачивает ежемесячные стипендии. Из выпуска 2019 года гарантировано трудоустройство 30 выпускников. В целом, за последние годы удалось незначительно повысить число выпускников, при этом трудоустраиваются 100% из них. Однако ситуация остается критической.
В рамках секции были рассмотрены возможные пути решения кадрового голода в отрасли. Так, восполнить нехватку летно-инструкторского состава может частно-государственное партнерство с задействованием кадров из вертолетных авиакомпаний. Несмотря на то, что подобный шаг ударит по выручке коммерческих предприятий, в долгосрочной перспективе потери могут быть компенсированы притоком новых кадров.
Обсуждался вопрос требований ICAO, согласно которым первичное обучение проходит на однодвигательном вертолете. В настоящее время в России нет однодвигательного вертолета отечественного производства – соосный VRT-500 ориентировочно появится на рынке в 2024 году, а зарубежные сложны в обслуживании и ремонте. Отмечена возможность использования ремоторизированных Ми-2 с заменой силовой установки на АИ-450. В ходе дискуссии обратили внимание на тот факт, что однодвигательные и двухдвигательные вертолеты не имеют таких кардинальных различий в технике пилотирования, как самолеты, и обучение на двухдвигательных вертолетах может быть даже перспективнее. Так или иначе, являясь членом ICAO, Россия обязана соблюдать установленные нормы.
В работе секции была представлена структура авиационных учебных центров холдинга «Вертолеты России». Высказывалось мнение, что холдинг мог бы заняться подготовкой летно-технического состава гражданской авиации, но АУЦ холдинга относятся к экспериментальной авиации, и такая тема встречает значительные сложности даже на уровне теоретического рассмотрения.
Также предложена упрощенная процедура переучивания пилотов самолетов Ан-2 на вертолет Ми-8/17, возможность первичного использования более экономичных и ремонтопригодных вертолетов Robinson R44, возможность прохождения обучения на базах авиакомпаний со сдачей курсантами экзаменов в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации. Так или иначе, все эти предложения наталкиваются на необходимость доработки нормативно-правовой базы, которая не позволяет реализовать предложенные варианты на данном этапе.
Работа секции «Обеспечение вертолетной отрасли летными и инженерно-техническими кадрами» послужила консолидирующим фактором для всех, кому не безразлична судьба отечественной вертолетной отрасли, и Ассоциация Вертолетной Индустрии продолжит кропотливую и вдумчивую работу по вопросу критического положения дел в области кадрового обеспечения. Безусловно, эта тема найдет свое отражение в следующих мероприятиях Ассоциации.
XII Вертолетный форум продолжит работу в Тюмени 8 ноября пленарным заседанием, первая часть которого будет посвящена титульной теме – «Деятельность компании-оператора как «зеркало» вертолетной индустрии». Вторая часть пленарного заседания пройдет по теме «Инвестиции в вертолетную индустрию».
По итогам Форума на сайте Ассоциации Вертолетной Индустрии (www.helicopter.su) в открытом доступе будут опубликованы итоговые материалы, включая итоговую статью, фото- и видеоматериалы, а также презентации докладчиков.
Генеральный спонсор форума – холдинг «Вертолеты России». Устроителем форума выступает компания «Русские выставочные системы», имеющая богатый опыт проведения деловых и выставочных мероприятий авиационной тематики. Гостей XII Вертолетного форума в Тюмени принимает Группа компаний «ЮТэйр».
Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) — добровольное объединение юридических лиц, деятельность которых связана с вертолетной индустрией. Цели деятельности АВИ — создание и поддержание комфортной бизнес среды, повышение безопасности работ, профессионализма и экономической устойчивости вертолетной индустрии. Ассоциация объединяет более 60 компаний. Среди проектов АВИ — HeliRussia, Вертолетный форум, «Русский час», Премии АВИ «Лучший по профессии» и «Золотой час», различные отраслевые соревнования и конкурсы, а также мероприятия на таких площадках, как МАКС, Гидроавиасалон, Международный авиасалон в Ле Бурже, «НЕФТЕГАЗ» и других.
Группа «ЮТэйр» — одна из крупнейших авиационных групп в мире. Осуществляет деятельность на 4 континентах. Включает компании по эксплуатации самолетов и вертолетов, по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, подготовке персонала, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок.
Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании.
Теги записи: XII Вертолетный форум