Агрегаты трансмиссий для «Ансата» будут испытывать в Перми

За год до создания российского центра компетенции по созданию и испытанию вертолетных редукторов и трансмиссий в Перми созданы два механически замкнутых энергосберегающих стенда для испытаний выпускаемых на предприятии агрегатов трансмиссии вертолета «Ансат».

Холдинг «Вертолеты России» продолжает программу модернизации. Результат – формирование трех центров компетенций: по производству магниевого литья на базе ОАО «ААК «Прогресс», по механической обработке деталей на базе ОАО «КВЗ» и по разработке и производству вертолетных агрегатов, трансмиссий и испытательных стендов на базе ОАО «Редуктор-ПМ». Последний – крупнейший российский центр изготовления редукторов и трансмиссий для вертолетов, включающий испытательные стенды. Центр позволит обеспечить вертолетные заводы необходимым количеством агрегатов в соответствии со стратегией развития вертолетостроительного направления деятельности Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром».

Ошибки учат

Учитывая сложности, с которыми столкнулись российские вертолетостроители при подготовке сертификации вертолета Ка-62, подобный комплексный подход в значительной мере позволит эффективно реализовать программу замещения импортных агрегатов продукцией российского производства. Это тем более важно, что заказчиками новой машины могут стать, помимо западных компаний, также и государственные структуры России.

Заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по производству Андрей Шибитов связывает задержку с сертификацией, во-первых, с низким до недавнего времени качеством управления программой Ка-62, а во-вторых – с «большой инновационностью программы», поскольку при создании вертолета используются новейшие достижения отечественного и мирового вертолетостроения.

– К сожалению, мы, может быть, не совсем эффективно построили управление рисками именно с точки зрения инноваций в эту машину, – признал допущенные ошибки Андрей Шибитов. – И наши конструкторы, скажем так, решив одним прыжком в этом новом для нас классе машин догнать мировой опыт, наверное, очень высоко планку подняли. Что, естественно, внесло дополнительные риски в программу, и вот появилась сдвижка сроков на полтора года. Повторюсь, это во многом связано с теми инновационными решениями, которые заложены в машину и которые, естественно, требуют дополнительной отработки – не только у нас: в ОКБ «Камов» и на производстве, но, в большей степени, со стороны поставщиков оборудования.

Ка-62 намечено производить в тесной кооперации с европейскими партнерами. В частности, двигатели и топливная система из Франции (компании Turbomeca и Zodiac Aerospace), редуктор и трансмиссия – из Австрии (компания Zoerkler Gears GmbH & Co KG).

Тем не менее, учитывая санкционную политику Запада, в холдинге «Вертолеты России» запущена программа замещения импортных вертолетных агрегатов и систем на технику российского производства. В данную стратегию органично вписывается центр на базе ОАО «Редуктор-ПМ». Здесь уже созданы два механически замкнутых энергосберегающих стенда для испытаний выпускаемых на предприятии агрегатов трансмиссии вертолета «Ансат».

Приоритеты наперечет

Один из стендов предназначен для испытания агрегатов хвостовой трансмиссии «Ансата», другой – для главного редуктора ВР-23 и соединительных валов СВ-23. Оборудование запущено в присутствии директора по производству холдинга «Вертолеты России» Михаила Рыбакова, руководителей «Редуктора-ПМ», специалистов Казанского вертолетного завода, а также представителей «КАМ-Инжиниринга» – генерального подрядчика проекта. Первые серийные испытания на новых стендах успешно завершились 15 мая.

«Вместе с внедрением в производство новых моделей вертолетов холдинг ведет активную модернизацию производственных мощностей», – пояснил генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев, комментируя внедрение нового оборудования на предприятии в Перми.

Гендиректор холдинга сообщил, что скоро модернизированный «Ансат» выйдет на рынок гражданских вертолетов. В «Вертолетах России» уверены: универсальная машина будет пользоваться спросом как в России, так и за рубежом, поскольку потребность в вертолетах подобного рода очень высока.

«На стендах для трансмиссии «Ансата» реализована эффективная механически замкнутая кинематическая схема, установлены современные измерительные и управляющие компоненты, создана специальная автоматизированная система управления. Инвестиции в данный проект составили 134 млн рублей, – рассказал управляющий директор «Редуктора-ПМ» Николай Семикопенко. – Создание современной испытательной базы – одно из приоритетных направлений нашего бизнеса».

Сегодня можно утверждать, что «Редуктор-ПМ» в полной мере овладел компетенцией по проектированию и производству механически замкнутых стендов, подчеркнул руководитель предприятия. Этот факт позволяет рассчитывать, что в ближайшее время в Перми будет создана современная испытательная база не только для серийных, но и для опытных вертолетных трансмиссий. Пока подобного комплекса нет ни на одном предприятии России.

Помимо стендов для агрегатов трансмиссии вертолета «Ансат» на заводе «Редуктор-ПМ» эксплуатируются механически замкнутые стенды для трансмиссии 8М вертолетов Ми-8/17, хвостовой трансмиссии и угловых редукторов вертолета Ми-28Н «Ночной охотник».

На разных стадиях реализации находятся проекты создания стендов для испытаний редукторов ВР-14 вертолета Ми-8/17, редукторов ВР-29 вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник» и редукторов ВР-26 вертолета Ми-26(Т).

Холдинг также строит в Перми сборочно-испытательный комплекс, в котором разместятся стенды и сборочные участки. Возводить современный производственный корпус общей площадью около 20 тыс. кв. метров начали в сентябре 2014 года, завершение строительства запланировано на декабрь 2016 года. Общий объем инвестиций в проект составит 2 млрд. рублей, включая расходы на создание испытательных стендов.

В целом кроме этого в России уже фактически сформированы основные направления по разработке и изготовлению полностью отечественных вертолетных двигателей и систем управления. Как пример, создание под Санкт-Петербургом нового конструкторско-производственного комплекса, объединяющего в себе весь цикл производства вертолетных двигателей от разработки до серийного изготовления и сопровождения в эксплуатации. В планах на 2015 год изготовление 120 штук вертолетных двигателей с последующим увеличением объема производства до необходимых 500 штук в год. Тоже самое можно сказать и в отношении систем управления воздушными судами и двигателями.

Таким образом, два механически замкнутых энергосберегающих стенда для испытаний для вертолетов «Ансат» запущенные в эксплуатацию на заводе «Редуктор-ПМ» являются логичными шагами российского вертолетостроения в плане совершенствования и дальнейшего продвижения на мировой рынок.

Андрей Вежновец

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ