AgustaWestland AW101/EH101
О вертолете
Прекрасно себя зарекомендовавший в качестве вертолета европейских военно-морских сил, AgustaWestland AW101 (до июня 2007 года — EH101) в последние годы начал активно осваиваться службами поиска и спасения. Первыми тремя странами, где Merlin был принят на службу в таком качестве, стали Канада, Дания и Португалия. И вряд ли стоит этому удивляться: машина получилась с впечатляющим потенциалом. В 1980-е годы вертолет специально создавался для борьбы с подводными лодками в качестве замены вертолета Sea King и по ходу разработки соединил в конструкции планера и ходовой части немалое число технических инноваций. AW101 вмещает более 30 человек, может осуществлять поисково-спасательные операции на расстоянии 450 морских миль (порядка 830 км) от базы и отвечает самым строгим требованиям поисково-спасательных служб. Размеры «101-го» не мешают осуществлять работу с грузами: хотя мощность нисходящего потока процентов на 15 выше, чем у вертолета Sea King, «эффект бублика» под вертолетом позволяет монтажникам работать под висящей машиной без особых проблем.
На AW101 установлен огромный грузовой люк, и, несмотря на каплевидные фонари, установленные в передней части фюзеляжа (как и на канадской версии CH-149 Cormorant), он распахивается на 2,5 м. На португальских и датских поисково-спасательных вертолетах (у которых нет переднего каплевидного фонаря на правом борте), люк открывается еще шире, облегчая подъем носилок.
Канадский CH-149 провел свою первую рабочую поисково-спасательную операцию 28 июля 2002 года, когда Cormorant осуществил медицинскую эвакуацию с торгового судна, находящегося на расстоянии 200 км от берега. В Португалии вертолеты Merlin были введены в эксплуатацию в 2006 году. Датский вертолет Merlin Joint Supporter осуществил свой первый взлет для проведения рабочей поисково-спасательной операции 22 марта 2007 года, после того, как было получено сообщение о пожаре на пароме, дрейфующем в море между Данией и Норвегией.
Датские вертолеты Mk 512 SAR являются наиболее усовершенствованной версией поисково-спасательных вертолетов Merlin, оснащенных современным оборудованием и кабиной пилота. И хотя датские вертолеты являются военными вертолетами с военными порядковыми номерами, гражданским поисково-спасательным службам предлагаются вертолеты аналогичной конфигурации. Отличительной чертой датских вертолетов является клювообразная форма носа. На носу находится антенна для многорежимного поиска Telephonies RDR-1600 и метеорологическая РЛС для предупреждения о неблагоприятных погодных условиях, которая включает коротко-импульсный режим для обеспечения точной посадки на судах или нефтяных платформах, находящихся в море, а также лазерная система предотвращения столкновений с препятствиями. Лазерная система предотвращения столкновений с препятствиями сканирует территорию перед вертолетом в зоне видимости 40° x 30° в радиусе от 50 до 2000 м, классифицируя препятствия как вертикальные (например, дерево, столб или мачта) или протяжные (мост, здание или холл), или даже провода, которые трудно заметить. Система показывает экипажу курсовой угол и время до наиболее значительного препятствия, а также предоставляет синтетическое видеоизображение обнаруженных препятствий. Считается, что система способна обнаруживать 99,5% препятствий. Она снабжена усовершенствованной системой предупреждения опасного сближения с землей (EGPWS) Honeywell Mk 22 и системой предупреждения столкновений и оповещения о воздушном движении (TCAS).
Но и это еще не все. Датские поисково-спасательные вертолеты Merlin оснащены башенной тепловизионной системой FLIR Systems Star SAFIRE II, расположенной под носом вертолета. Управление системой может осуществляться из кабины пилота или со специализированного пульта оператора поисково-спасательной службы в пассажирском салоне. Отсюда экипаж может также управлять радаром вертолета и поддерживать радиоконтакт с соответствующими службами. В хвостовой части салона оборудована зона оказания медицинской помощи пострадавшим, оснащенная раскладным операционным столом и передовым медицинским оборудованием.
«Датчанин» также оборудован системой радиопеленгации Chelton — персональной локационной системой. Такие системы используют антенну с электронным управлением и могут декодировать высокочастотные сигналы Глобальной системы оповещения о бедствиях и обеспечения безопасности на море (GMDSS), а также системы передачи в условиях чрезвычайных ситуаций COSPAS-SARSAT.
Вертолет оборудован встроенной навигационной системой GPS/inertial (EGI) и системой самонаведения в диапазоне частот VHF/UHF, а также небоевой одноканальной спутниковой системой автоматической передачи данных на основе Inmarsat (стандарт связи Aero-M satcom).
Начиная с 1997 года поставлено более 100 AW101 в многоцелевом и военно-транспортном вариантах (Великобритания, Италия, Япония, Португалия, Канада и Дания).
По сравнению с Cougar, NH90, S-92 и другими вертолетами данного класса AW101 имеет ряд преимуществ: высокая живучесть фюзеляжа (стойкость к боевым и эксплуатационным повреждениям), управление вибрацией, пониженный уровень шума, широкий диапазон применения (от -40 °С до +50 °С) и стойкость к ударам с вертикальной скоростью 10 м/с. Оборудование позволяет выполнять полеты одному члену экипажа (большие дисплеи, цифровая карта, перспективная авионика, опускаемый гидролокатор). Дальность полета — 1583 км, крейсерская скорость — 280 км/ч.
Из всех крупных поисково-спасательных вертолетов, конкурирующих в настоящее время за получение заказов, AW101 может похвастаться наибольшим радиусом действия, самым большим салоном, а его третий двигатель и современное навигационное оборудование обеспечивают возможность работы в неблагоприятных погодных условиях. Merlin побеждает в одном конкурсе за другим, включая конкурс SAR-H в Великобритании, и с успехом обходит вертолеты S-92 и EC 225. Он уже подтвердил соответствие требованиям поисково-спасательных служб Исландии, Ирландии и Норвегии.
Некогда российские вертолетостроители основательно проработали подобный класс вертолетов. Ми-8 и все его модификации (включая грозу морей Ми-14) были куда более выдающимся ответом в течение последних 40 лет на все перспективные виды применения. Но совместный труд итальянских и британских инженеров наглядно показывает, что проработка и доработка даже очень удачной машины — это процесс непрерывный. И для того, чтобы конкурировать в такой нише, одной низкой цены недостаточно — необходимо обладать заметными преимуществами.