Leonardo AW139
О вертолете
AW139 — двухмоторный многоцелевой вертолёт. Разработан компаниями Agusta и Bell Helicopters под обозначением Agusta-Bell AB139, однако после выхода из проекта компании Белл был переименован. Создан с использованием несущей системы, двигателей и трансмиссии вертолёта А129.
Leonardo AW139 представляет собой многоцелевой вертолет так называемого «промежуточного» класса классической одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим винтом диаметром 13,8 м, 4-лопастным хвостовым рулевым винтом диаметром 2,69 м и колесным шасси. Вертолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов, а также может использоваться в роли VIP-салона, корпоративного, медико-эвакуационного, патрульного (для полиции, береговой охраны, погранслужб и т.п.), поисково-спасательного и пожарного средства. Вертолет также может использоваться для обеспечения оффшорных операций. Предусматриваются и различные варианты военного применения.
В задней части фюзеляжа расположены протектированные топливные баки объемом 1562 л. Дополнительный бак вместимостью 500 л может быть установлен внутри грузопассажирской кабины.
Силовая установка AW 139 состоит из двух газотурбинных двигателей Pratt&Whitney Canada PT6C-67C. Двигатели оснащены системой автоматического управления и контроля FADEC. Взлетная мощность каждого — 1679 л.с. На 2,5-минутном чрезвычайном режиме PT6C-67C может развивать мощность 1872 л.с. Устойчивую работу силовой установки обеспечивают противообледенительная система и пылезащитные устройства воздухозаборников.
Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из композиционных материалов. Втулка изготовлена из титановых сплавов и имеет минимальное вредное сопротивление. Лопасти несущего и рулевого винтов крепятся к втулке при помощи эластомерных подшипников. Лопасти оснащены противообледенительной системой. Несущая система имеет повышенную баллистическую устойчивость.
Корпорация «Оборонпром» и AgustaWestland договорились о поэтапном развитии сотрудничества, которое предполагает организацию совместного производства в России вертолетов AgustaWestland для внутреннего и международного рынков. Предприятие будет создано на паритетных началах. Проект предусматривает организацию производства с нуля на промышленной площадке. Вертолеты AW 139, произведенные в России, будут, прежде всего, поставляться российским потребителям, экспортироваться в страны СНГ, а также в другие страны мира через международную сеть AgustaWestland.
История
В истории AW 139 и АВ 412 прослеживается некоторая аналогия с историей Ми-38 и Ми-8. Новая модель первоначально разрабатывалась итальянцами как замена АВ 412 и только значительно позже стала позиционироваться не как замена, а как дополнение к «незаменимому «Хьюи».
Расчет итальянских маркетологов оказался верным. Реальные потребности в 6-тонной машине превзошли самые оптимистические прогнозы. Конкурентов у АВ 139 не оказалось. Предпринятая было французами попытка «вытянуть» на шесть тонн 5-тонный Eurocopter ЕС 155 оказалась безуспешной. Потрясенное успехом конкурентов руководство Eurocopter начало разработку полностью нового вертолета ЕС 175, предназначенного «встать на ступеньку выше» AB 139. Компания Sikorsky приступила к глубокой модернизации, а по сути, разработке новой модели S-76D…
После коммерчески результативной презентации дела по воплощению в жизнь программы АВ 139 пошли еще быстрее. В ноябре 2001 года сборочный цех серийного завода AgustaWestland в Верджате (Vergiate) приступил к организации производства серийных экземпляров. Для этого технологам пришлось раздвинуть линии сборки А-109, А-119 и лицензионных «Беллов».
Успех программы AB 139 решающим образом повлиял на укрепление позиций итальянского вертолетостроения. Британские вертолетостроители, много лет плодотворно кооперировавшиеся с итальянцами на поприще лицензионного производства вертолетов Bell и Sikorsky, совместно создавшие вертолет повышенной грузоподъемности ЕН-101, приняли решение войти с Agusta в еще более тесное сотрудничество. В апреле 1998 года национальные корпорации — итальянская Finmeccanica и английская GKN объявили о предстоящем слиянии в «союз равных» вертолетостроительных компаний Agusta и Westland, входящих в их состав. В 2000 году процесс слияния благополучно завершился.
Westland строит детали для привода рулевого винта «стотридцатьдевятого». Ныне действует совместная корпорация AgustaWestland, и итальянская вертолетостроительная промышленность составляет ее основу. Английская корпорация GKN продала контрольный пакет акций своему итальянскому партнеру.
Помимо американцев и англичан в кооперацию с итальянцами по созданию и производству вертолетов AB 139 вошли предприятия из других стран. Поляки, в частности, вызвались строить для AB 139 фюзеляжи и недавно сдали итальянцам уже двухсотый «кадлуб» (фюзеляж). Соображения коммерческой выгоды вынудили их войти в производство вертолета-конкурента, несмотря на наличие собственного W-3. Канадская компания Pratt&Whitney Canada выпускает двигатели для AB 139, немецкая Liebherr — шасси и кондиционеры, а японская Kawasaki — элементы трансмиссии.
Заводские и сертификационные испытания АB 139 закончились летом 2003 года. К этому времени предсерийные образцы набрали в общей сложности 1600 летных и наземных испытательных часов. Еще 750 часов наработал стендовый образец. Европейский сертификат летной годности был выдан на АB 139 20 июня 2003 года, американский сертификат — 20 декабря 2004 года. Летные испытания и доводка вертолета продолжаются с целью придания ему все новых и новых коммерческих свойств.
Результаты реализации программы АB139 повлияли на положение итальянского вертолетостроения в ряду национальных программ. Итальянское правительство усилило финансирование корпорации Finmeccanica и ее вертолетной составляющей. Благодаря этому правление Agusta стало менее зависимым от заокеанского партнера и смогло вести самостоятельную политику на мировом вертолетном рынке. В результате в декабре 2005 года соглашение между Finmeccanica Agusta и Bell Textron о сотрудничестве по производству и продвижению на рынок вертолета АB139 было расторгнуто. С тех пор вертолет именуется AgustaWestland AW139.
Серийные поставки вертолетов АВ (AW) 139 начались в 2002 году и продолжаются по настоящее время во все нарастающих объемах. Практически каждый месяц в портфеле заказов AgustaWestland появляется контракт с новым покупателем. К настоящему времени общее число заказов на AW 139 превысило 370 машин. Они поступили и будут еще поставлены более чем сотне заказчиков из 40 стран. По предварительным оценкам, рынок вертолетов такого класса в ближайшие 20 лет превысит тысячу машин. АВ (AW) 139 имеет все шансы стать одной из крупнейших международных вертолетных программ начала XXI века. В этой связи выбор российского «Оборонпрома» нужно признать исключительно удачным.
Характеристики
Экипаж | 1-2 человека |
Пассажировместимость | до 15 пассажиров |
Длина | 16,65 м |
Длина фюзеляжа | 13,53 м |
Диаметр несущего винта | 13,8 м |
Диаметр рулевого винта | 2,65 м |
Максимальная ширина фюзеляжа | 2,26 м (без спонсонов) |
Высота | 4,95 м (с хвостовым винтом) |
Площадь, ометаемая несущим винтом | 149,57 м2 |
Максимальная взлётная масса | 6 000 кг |
Масса полезной нагрузки | 2 500 кг |
Силовая установка | 2 турбовальных Pratt & Whitney Canada PT6C-67C |
Мощность двигателей | 2 × 1 679 л.с. (2 × 1 252 кВт (взлётная)) |
Габариты грузовой кабины | |
Длина | 2,7 м |
Ширина | 2,0 м |
Высота | 1,42 м |
Полезный объём | 8,0 м |
Лётные характеристики | |
Максимально допустимая скорость | 309 км/ч |
Крейсерская скорость | 291 км/ч |
Практическая дальность | 740 км |
Продолжительность полёта | 3 часа 54 мин |
Практический потолок | 2 296 м (с одним работающим двигателем) |
Статический потолок | 3 660 м (без использования эффекта земли) |
Скороподъёмность | 10,2 м/с |
Нагрузка на диск | 40,11 кг/м2 |