Airbus Helicopters в России: высокие отношения
09.09.2015
В этом году исполнилось ровно 20 лет поставок компании в России. Причем сотрудничество началось не совсем обычно для западного производителя: чаще всего иностранная компания приходит в коммерческий сектор. Airbus Helicopters же свой первый контракт заключили не с кем-то, а сразу с МЧС, чего доселе не удостаивалась ни одна западная компания. Airbus Helicopters и сегодня остается единственным западным производителем, чья техника состоит на службе в российских государственных структурах.
28 августа на аэродроме «Остафьево» под эгидой Airbus Helicopters Vostok состоялась презентация и демонстрационные полеты вертолета H225 для прессы и потенциальных компаний-партнеров. Презентация стала своеобразным отчетом компании о работе на российском рынке – один лишь перечень реализованных проектов и список российских партнеров убедительно напомнил собравшимся, что Airbus Helicopters надежный и сильный партнер.
Доверить самое дорогое
За 20 лет сотрудничества компания заручилась большим доверием со стороны российских партнеров. Машины производства Airbus Helicopters признаны самыми массовыми коммерческими вертолетами. И действительно, почти половина всех газотурбинных вертолетов (49%) зарубежного производства, летающих в российском небе, – это вертолеты Airbus Helicopters, и ежегодно доля парка увеличивается на 20%-25%. Если говорить в общем, то в стране эксплуатируется около 170 машин Airbus Helicopters, что составляет 60% доли западных вертолетов на российском рынке.
В течение долгого времени Airbus Helicopters обладали своего рода монополией среди западных поставщиков на обеспечение техникой российской санавиации. И по сей день, несмотря на появление на рынке еще одного игрока Bell Helicopters, львиная доля западных вертолетов, используемых для медицинских перевозок и эвакуации, принадлежит Airbus Helicopters, подчеркнул в ходе презентации Артем Фетисов, коммерческий директор Airbus Helicopters Vostok .
Компания сохраняет монополию среди западных производителей на поставки для государственных структур. В частности, для Министерства обороны Airbus Helicopters до сих пор является единственным западным поставщиком вертолетной техники. В список государственных структур, эксплуатирующих технику Airbus Helicopters, входят даже государственные авиационные училища – именно эти вертолеты там используют во время подготовки пилотов.
У пилотов нет плохой погоды
Н225 верой и правдой служат в 82 регионах России, то есть во всех часовых и климатических поясах, включая регионы с самыми суровыми условиями, а также труднодоступными местами – вплоть до Полярного круга. Микаэль Миле, директор по операционному маркетингу Airbus Helicopters, с гордостью отметил, что для вертолетов Airbus Helicopters не существует «нелетной погоды»: «Наша техника выполняет свои задачи независимо от прогноза».
Изначально машины создавались для регулярных коммерческих перевозок, в том числе в условиях полного обледенения — настоящая находка для российской нефтегазовой отрасли. Поэтому само собой разумеется, что вертолеты применяются в арктической разведке, доставке вахтовиков на буровые платформы. Правда, оффшорный бизнес, связанный с буровыми платформами, в России только начинает развиваться, однако Airbus Helicopters пусть не слишком быстрыми темпами, но занимает эту нишу: «Даже на небольшом количестве платформ наша техника используется достаточно активно, в частности, «Газпром» выполняет полеты на Н135, «ЮтЭйр» использует H125 (AS355) для арктической разведки», — отметил Микаэль Миле.
Опыт использования вертолетов для обслуживания морских платформ включает в себя пассажирские перевозки на платформу «Приразломная», разведку месторождений в Карском море, перевозку вахтовых работников на Черном и Каспийском морях. Кроме того, в рамках работы над проектом поставки вертолетов для обслуживания Штокманского месторождения удалось добиться уникальной дальности полета для модели Н225, которая стала прообразом Н225е.
Дальность полета вертолетов Н225 достигает 600 км.
Машина способна поднять на борт до 20 пострадавших людей (11 лежачих мест) из воды и вернуться обратно в течение 3 минут.
Модель рассчитана на эксплуатацию при температуре до -40 градусов и скорости ветра до 28 м/с, а также в условиях плохой видимости: туман, осадки, снежная или песчаная буря и т. д.
Все под рукой
Своей потрясающей надежностью и безотказностью Н225 обязана идеально подобранным техническим параметрам – дальности полета, скорости взлета, вместимости, морозоустойчивости и т. д. Но не только. В условиях Крайнего Севера, где проходит основная деятельность Н225, навигация практически отсутствует, и здесь на помощь приходит спецоборудование, специально разработанное для применения в нефтегазовой сфере. Вертолеты оснащены комплексом бортовой электроники TCASII, синхронизированной с сигналом системы ГЛОНАСС. Радар показывает и облака, и искусственные препятствия, и все объекты, работающие в зоне полета – даже если нет видимости. Отражается также скорость ветра.
Таким образом, пилот всегда может принять адекватное решение относительно точки посадки, причем ему достаточно выбрать ее из списка, а система сама проложит нужный маршрут и выведет его. Пилот, как пояснил господин Миле, выступает в данном случае оператором: ему не нужно тратить силы, время и внимание на то, чтобы отследить меняющуюся окружающую обстановку – за него это делает система.
Сервис как показатель
О профессионализме и заинтересованности компании-поставщика можно судить по тому, как у нее развито сервисное обслуживание. Похоже, Airbus Helicopters в России просто не с кем конкурировать — компания открыла не территории страны 22 сервисных центра, одобренных Росавиацией. В Москве дочернее представительство располагает собственным складом запчастей, отделом обработки гарантийных запросов и службой технических консультантов.
Правда, пока авторизированный сервисный центр, одобренный Airbus Helicopters, лишь один — он открыт на базе компании ЮТэйр. Однако в обозримой перспективе ожидается открытие второго сервисного центра — в рамках проекта создания технической сети ведутся переговоры с московской компанией Хелипорт об открытии на её базе сервисного и дилерского центра Airbus Helicopters.
Ноу-хау
Много внимания Airbus Helicopters в России уделяет таким важным аспектам как адаптация техники под данные условия работы и подготовка документации. В частности, ведутся активные работы по интеграции российского оборудования на западные вертолеты. Причем успешный опыт подобной работы уже есть. В 2010 г. по заказу Газпромавиа в Airbus Helicopters доработали Н135 оборудованием российской компании Транзас. По отзывам представителей компании, проект оказался очень интересным, а главное, успешным и вообще беспрецедентным: всего за 9 месяцев в компании разработали решение, сертифицировали его по европейским нормам и внедрили. Рекорд до сих пор остается непревзойденным. Но если у заказчика появится необходимость установить российские приборы на машину, то в Airbus Helicopters готовы выполнить это требование.
Еще одно весьма полезное новшество, введенное компанией в практику, это работа с документацией. Если раньше компании выпускали руководство по эксплуатации машин, то сегодня возникла необходимость вести этот процесс в соответствии с новыми технологическими требованиями. Airbus Helicopters провели большую работу: собрали лучшие практики, лучшие методические руководства по использованию, лучшие рекомендации, накопленные в авиации и выпустили оптимальное руководство по использованию техники и систем.
Со временем, рассчитывают в Airbus Helicopters, в подобные документы будут включены и стандарты по безопасности, что особенно важно с учетом сфер использования вертолетов Airbus Helicopters (пожаротушение, спасательные операции, нефтегазовая отрасль и т.д.).
Подготовила
Мария ЩЕРБАКОВА