Airshow China 2018 как обещание

12-й Международный аэрокосмический салон «Airshow China 2018» в Чжухае завершил свою работу. Китайское авиационно-космическое биеннале уже давно не региональное событие, и то в какой динамике происходит развитие представленных отраслей позволяет говорить о «Чжухайском Ле Бурже» как о зеркале, в котором слишком наглядно, без лукавых европейских PR-технологий, можно увидеть отражение глобальных трендов, — именно то, что ожидает рынок и производство в ближайшие годы.

Российская тема

Предваряя авиафорум, Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Россия и Китай должны работать вместе, чтобы противостоять протекционизму и тому, что он назвал односторонними подходами к международным проблемам. По всей видимости, именно эти слова и стали лейтмотивом совместных проектов двух стран, представленных в Чжухае, что отмечали и западные наблюдатели. Так, по словам британского аналитика Сэша Туса Китай может совершенно адекватно развиваться в сотрудничестве с Россией на фоне торговых проблем, инициируемых Западом.

Вообще китайский авиасалон в очередной раз продемонстрировал достаточно плотное и традиционное взаимодействие России и КНР в области вертолетостроения. В списке самой большой экспозиции, представленной КНР, имеющий российские корни ударный вертолет WZ-10 был показан здесь в новой, экспортной версии WZ-10ME, оснащенный усовершенствованными соплами двигателей, а также дополнительным бронированием. Он, кстати, демонстрировался в комплексе с современными боеприпасами, такими, как бесшумный барражирующий боеприпас CM-501XA, а также ракетами «воздух-земля», «воздух-воздух», противолодочной торпедой CM502KG.

Стоит сказать, что российская экспозиция на China Airshow 2018, была одной из самых масштабных и востребованных. Свою экспортную продукцию представляли более 50 предприятий оборонно-промышленного комплекса. Россия представила на выставке более 200 образцов вооружения и военной техники, которые пользуются особой популярностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Рембазы и шоу-румы

Российская вертолетная повестка прозвучала здесь довольно громко, что можно считать хорошей компенсацией за снизившееся представительство вертолетной России на ряде западных авиашоу, где наша страна традиционно принимает участие. В конце концов, 20 процентов вертолетного рынка, которые занимает Россия в Юго-Восточной Азии, подтверждает интерес к отечественной технике.

China Airshow 2018 стала площадкой, на которой российские и китайские партнеры вызвали к жизни ряд довольно интересных переговорных процессов и проектов. Российско-китайские переговоры стал особым жанром в бытие профильных департаментов министерств и госкорпораций. Чиновники и маркетинговые службы только-только начали ощущать вкус этой китайской грамоты, с которой за 20 лет неплохо познакомились европейские и американские аэрокосмические концерны. К примеру, в рамках выставки российский холдинг «Вертолеты России» провел переговоры с китайской компанией United Aviation Technology по вопросу организации в Шеньчжене центра технического обслуживания и ремонта российских вертолетов. Рамочное соглашение по ремонту и обслуживанию российских вертолетов Ка-32А11ВС и Ми-171 было подписано еще в 2016 году. Тогда же звучала заинтересованность в дооснащении ремонтной базы в Тяньцзине для проведения аналогичных работ. Соответствующий контракт планируется подписать уже до конца нынешнего года.

В рамках деловой программы «Airshow China 2018» также обсуждались особенности обслуживания российской техники, чему был посвящен открытый семинар компании Jiangsu Baoli Aviation Equipment Investment Co.

«Китай является одним из крупнейших операторов вертолетов российского производства, количество зарегистрированной российской авиатехники превышает 300 единиц. Вертолеты типа Ми-8/17 и Ка-32А11ВС успешно эксплуатируются на всей территории КНР, в частности, в регионах со сложным рельефом и суровыми климатическими условиями», — отметил индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

В тему подтвержденное намерение китайской компании China General Aviation в приобретении шести Ми-171А2 Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ). С учетом растущего интереса китайских заказчиков в машинам этой серии холдинг «Вертолеты России» ведут работу по валидации сертификата типа Ми-171А2 в КНР.

«Мы готовы начать серийное производство Ми-171А2 для иностранных заказчиков, и я уверен, что Китай будет в их числе», — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

Значительно большим объемом заказа отметился на авиасалоне российский «Ансат», 20 таких вертолетов в многоцелевой комплектации «Вертолеты России» поставят в интересах Ассоциации медицины катастроф Китайской Народной Республики в 2019-2020 годах, что, по сути, является полноценным выходом вертолета на международный рынок. Не случайно оба вертолета, Ми-171А2 и «Ансат» приняли участие в летной программе Airshow China.

«Вертолеты России» по достоинству оценили растущие параметры China Airshow и решили использовать эту выставочную площадку как трамплин для продвижения российских вертолетных новинок во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Маршрут длиной почти пять тысяч километров охватывает Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Малайзию. В рамках тура предусмотрены демонстрационные полеты, а также мероприятия для партнеров и потенциальных эксплуатантов, в ходе которых представители «Вертолетов России» расскажут о ключевых преимуществах российских вертолетов, системе их послепродажного обслуживания и финансовых инструментах для комфортного приобретения техники.

Ми-171А2 и «Ансат» получили выразительную раскраску. И, пожалуй, впервые публике было представлено высокохудожественное промо-видео к демотуру в стилистике airview, словно бы снятое в гористых ландшафтах провинции Шаньси или над смешенными лесами северо-восточного Китая.

К туру были привлечены лучшие пилоты и техники российских авиационных КБ и исследовательских центров.

Летчик-испытатель Венер Мухаметгареев из команды демотура, ранее принимавший участие в испытаниях китайского вертолета Z-11, сказал, что и в ходе демонстрационных полетов на шоу и в ходе предстоящего тура будут показаны основные рабочие возможности обеих машин, но «в целях безопасности» с ограничениями полетных заданий, так как «возможности этих вертолетов значительно шире».

В раках авиационного шоу российские вертолеты поднимались в воздух 7 и 8 ноября и показали развороты с максимальными угловыми скоростями, энергичные разгоны со сбросом скорости, развороты на 360о у земли на угловой скорости 15 о и другие элементы пилотажа.

В ходе пресс-конференции посвященной демотуру генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский сообщил, что одна из главных целей перелета — собрать максимальное количество «мягких» заказов.

«К настоящему моменты произведено сто вертолетов „Ансат“ и еще сто заказаны под разные задачи. Я сам пользуюсь VIP-версией этого вертолета и могу оценить, насколько эта машина удобна», — сообщил глава холдинга.

Китайские журналисты обратили внимание на невольный символ демотура «возвращение Красных машин», даже в символическом ключе российское присутствие предполагает здесь некие повышенные ожидания.

По словам главы «Вертолетов России», исторически российские вертолеты в регионе — военные и «сегодня здесь наша главная задача — продвижение гражданской техники». Андрей Богинский также сообщил, что валидация «Ансата» в Китае завершится до конца года.

Также было сообщено о пока обсуждаемой, но близкой к решению, передаче «Вертолетам России» разработки редуктора в совместном проекте тяжелого вертолета.

«Мы открыты к более широкой кооперации по тяжелой машине», — заявил Андрей Богинский.

Александр Ватагин, исполнительный директор ОДК-Климов, сообщил о возможной ремоторизации всего парка российской вертолетной техники семейства Мит-8/17 через переоборудование двигателей ТВ3-117 в ВК-2500ПС. Новые двигатели, которые уже прошли валидацию в КНР имеют ресурс 12 тыс. часов. Основным отличием двигателя ВК-2500П(ПС) является применение системы автоматического управления типа FADEC. Благодаря новым конструктивным решениям ВК-2500ПС обеспечивает более надежную эксплуатацию вертолетной техники в районах с высокой температурой и в условиях высокогорья.

Слово за рембазой в городе Чанду, которая «помимо ремонта предшественника будет переходить на поддержку ВК-2500ПС», а также может принять участие в ремоторизации парка.

Как отметил в заключении Андрей Богинский, несмотря на значимость мероприятий внутри жизненного цикла для «Вертолетов России» как производителя на первом плане стоят «поставки в Китай всей линейки российской техники от „Ансата“ до Ми-26».

Это крайне важно на фоне плотной конкуренции на местном рынке. И если китайские производители вертолетов — а это несколько крупных компаний — позиционировали продукцию на экспорт, то компании Bell, Airbus Helicopters, Sikorsky, Leonardo Helicopters представляли здесь свои натурные новинки и бестселлеры и, в свою очередь, отметились заключением контрактов с китайскими заказчиками.

На выставке нашлось место и для малой авиации, хотя для таких шоу эта продукция считается неформатной. Оказывается в КНР существуют десятки предприятий, разрабатывающих и производящих хозяйственную авиатехнику и транспорт для этого сектора — от грузовых БПЛА до автожиров. Хотя общий западный оптимизм на предмет развития частной авиации в КНР окончательно разбился о суровую реальность политической моносистемы Поднебесной.

На экспорт без разбега

Военно-экспортная тема, особенно вкупе с популярным сегодня (правда, не от хорошей жизни), антитеррористическим оттенком, занимала на авиашоу значимое место. Китайский ВПК набрал внушительные обороты и сегодня живой интерес к военной продукции Поднебесной проявляют не только новые клиенты КНР из Африки и Ближнего Востока, но и европейские заказчики. И Китай продемонстрировал здесь целую россыпь своих возможностей в вертолетной сфере и шире — в сфере VTOL. К примеру, одним из центров внимания стал беспилотный боевой вертолет AV500W авиационной корпорации AVIC. Способный брать на борт до 120 килограммов вооружения (ракеты, бомбы или подвесной контейнер с пулеметом), он может держаться в воздухе до четырех часов (разведывательная версия — до восьми часов). При этом каждая из четырех его ракет «воздух-земля»» может поражать цели на расстоянии в пять километров.

Разведка, патрулирование, обеспечение связи в условиях постановки помех и боевых действий на значительном удалении от переднего края — функции других беспилотников вертолетного типа, также представленных на Airshow China.

Среди них Sunward SUH-50 FeiYue, новая концепция легкого беспилотного вертолета, спроектированного и разработанного компанией Hunan Sunward. Цель этой разработки, несущей до 35 килограмм полезной нагрузки — заполнение пробела в легких БПЛА, предназначенных для разведки, наблюдения, патрулирования, обнаружения и рекогносцировка целей.

И, конечно, авиасалон не обошелся без винтокрылых летательных аппаратов c наклонным ротором, иначе говоря, конвертопланов. На этот раз китайская академия аэрокосмической и аэродинамики (CAA) при Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) представила свой новый беспилотный летательный аппарат CH-10. Его основные задачи заключаются в проведении разведывательных операций, ретрансляции связи, идентификации целей при использовании в составе авиационного обеспечения крупных и средних военно-морских судов. Одно из главных преимуществ летательного аппарата — отсутствие потребности во взлетно-посадочных полосах, что соответствует эксплуатации с морских судов.

Это уже не просто ожидание, а наступающая реальность, в которой китайским вооружениям на рынке уготована благоприятная судьба китайского ширпотреба.

Если говорить о коммерческой составляющей China Airshow 2018, то свою функцию мероприятие выполнило. Только в первый день выставки были подписаны контракты на сумму более 58 млрд юаней (около $8,4 млрд). Среди них 32 заключены в аэрокосмическом секторе на сумму 45,2 млрд. юаней.

С точки зрения политики 12-й Международный аэрокосмический салон также продемонстрировал вполне осязаемый успех в том, что касается смещения центров силы и выраженного сближения ключевых членов ШОС. Столь же наглядны и самостоятельность Китая, условность любых рамок и блоков с Народной Республикой, ее активная вестернизация с привязкой к экономикам Европы и Северной Америки. По существу China Airshow 2018 стал очередным раундом в сложной и долгой игре в рамках взаимного сотрудничества, одной из сторон которого все более заметно становится сотрудничество технологическое. У российской стороны появились достижения и рыночные решения, у китайской стороны есть свои не до конца понятные стратегические задачи, которые она готова решать с любым партнером. Мы все еще опираемся на классический российский вертолетный парк и прежний опыт сотрудничества, что дает нам шанс на открытие новых страниц в освоении китайского рынка.

ПАРТНЕРЫ АВИ