Актуальные проблемы досмотра багажа трансферных пассажиров

Одной из значимых проблем, препятствующих повышению рентабельности и экономичности воздушного транспорта, а также регулярности отправления рейсов по расписанию, является требование обязательного предполетного досмотра багажа трансферных пассажиров в промежуточных аэропортах (п. 83 приказа Минтранса от 25.07.2007г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»).

На 37-й сессии Ассамблеи ICAO 25.08.2010г. была подтверждена актуальность и необходимость реализации предложений, направленных на упрощение формальностей в целях сведения к минимуму нарушений и задержек полетов гражданской авиации, повышения рентабельности и регулярности воздушного транспорта путем предоставления каждой стране возможности координировать свои действия в связи с изменениями в системе управления гражданской авиации и обеспечения безопасности.  Подчеркивается при этом, необходимость  выполнения стандартов безопасности, обеспечивая в то же время эффективность и конкурентоспособность.

На данной Ассамблее ICAO в числе прочих вопросов рассматривалась возможность применения минимальных приемлемых стандартов безопасности и процедур проверки для предоставления «зеленого света» трансферным и транзитным пассажирам путем ускорения их обслуживания и устранения ненужных препятствий.

В соответствии со Стандартом 4.5.4 Приложения 17 ICAO, трансферные пассажиры и трансферный багаж могут повторно не досматриваться в аэропорту трансфера, если:

— в аэропорту вылета пассажиры и багаж прошли надлежащий контроль на безопасность;

— в аэропортах пересадки предусмотрены процедуры, исключающие несанкционированный доступ к этим пассажирам и багажу;

— государствами приняты процедуры признания вышеуказанных условий на основе двусторонних или многосторонних договоров.

В целях сокращения расходов и эффективного использования материальных, финансовых и людских ресурсов, на международном уровне активно рекомендуется применение положений вышеуказанного стандарта.

Применение положений этого стандарта позволяет:

— значительно сокращать расходы на проведение повторного досмотра пассажиров и багажа;

— использовать освобождающихся сотрудников досмотра для досмотра других пассажиров и багажа;

— экономить технические ресурсы средств досмотра;

— решать проблемы досмотра трансферных пассажиров и багажа, следующих рейсами с короткой стыковкой, особенно при применении схемы «сквозной регистрации».

Применение стандарта актуально так же и для отечественной гражданской авиации, так как количество трансферных пассажиров в аэропортах федерального уровня составляет до 30%, а количество трансферного багажа составляет в среднем 15% от всего количества принятого к перевозке. Это выгодно как для российских и зарубежных авиакомпаний, так и для большинства крупных аэропортов России.

Механизм внедрения процедур «оnе stop security) разработан IATA и поддержан Секцией ICAO по авиационной безопасности. Необходимые положения по внедрению процедур упрощения формальностей, касающихся авиационной безопасности, приняты Парламентом и Советом Евросоюза, а также Европейской Комиссией гражданской авиации.

Однако подобные  процедуры российскими нормами не предусмотрены. Такая ситуация ставит в затруднительное положение отечественные авиакомпании, особенно членов IATA. С одной стороны, повышение уровня обслуживания трансферных пассажиров предполагает уменьшение времени стыковки рейсов, а с другой стороны — графики коммерческого обслуживания рейсов и технические возможности не позволяют проводить досмотр трансферного багажа в короткие сроки. Это ставит в невыгодное положение российские авиакомпании по отношению к зарубежным конкурентам, применяющим механизм однократного досмотра трансферных пассажиров и их багажа, а также не позволяет в полной мере выполнять стандарты IOSA.

В целях решения обозначенных выше проблем руководители ряда авиакомпаний («Аэрофлот», «ЮТэйр», «Владивосток авиа») обратились в АЭВТ с предложениями по оптимизации процессов обслуживания трансферных пассажиров в аэропортах пересадки. В частности было предложено внесение изменений в приказ Минтранса от 25.07.2007г. № 104  в части освобождения от предполетного досмотра багажа в промежуточных аэропортах при обеспечении надлежащего его досмотра в первоначальном аэропорту отправления. Предлагается также  применение эквивалентных мер обеспечения авиационной безопасности, включающих в себя осуществление процедур контроля  доставки трансферного багажа с борта на борт воздушного судна (в сопровождении сотрудников САБ, либо посредством видеонаблюдения), а также во время его нахождения на участке трансферного багажа.

В течение 2012г. ОАО «Аэрофлот» и ЗАО «АэроМАШ-АБ» проводили мониторинг качества предполетного досмотра прибывающего в аэропорт Шереметьево трансферного багажа.

Результаты приведены в таблицах

Таблица 1.  Количество пассажиров, перевезенных за 10 мес. 2012г. («Аэрофлот» через а/п Шереметьево)

 

Всего перевезенных пассажиров

 

Трансферные    пассажиры

Доля  трансферных пассажиров

Январь

568 175

224 406

40 %

Февраль

575 836

216 782

38 %

Март

663 278

250 524

38 %

Апрель

702 732

275 702

39 %

Май

678 027

267 484

39 %

Июнь

821 209

357 931

44 %

Июль

901 048

414 904

46 %

Август

910 628

421 793

46 %

Сентябрь

848 917

363 527

43 %

Октябрь

800 703

332 334

42 %

Итого:

7 470 553

3 125 387

41,8 %

 

Таблица 2.    Количество багажа, перевезенного за 4 мес. 2012г. («Аэрофлот»)

 

Общее количество багажа

Количество трансферного багажа

Доля трансферного багажа

Июль

1811304

296658

16,4%

Август

1856055

316386

17%

Сентябрь

1733633

270009

15,6%

Октябрь

1595121

244156

15,3%

Итого:

6996113

1127209

16,1%

 

Таблица 3.  Количество мест несвоевременно прибывшего трансферного багажа («ЮТэйр»)

Количество мест несвоевременно прибывшего трансферного багажа

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

2011

267

191

241

209

175

331

570

2012

934

895

880

1144

990

1198

1808

Рост кол. задержек %

249

368

265

447

465

261

217

 

Таблица 4. Результаты мониторинга трансферного багажа в аэропорту Шереметьево (период январь-август 2012г.)

Запрещенные к перевозке предметы и вещества

Количество обнаружений и изъятий

случаев

%

ЛВЖ (бензин (газ) для заправки зажигалок), партии одноразовых зажигалок (от10 до 30 штук)

190

69

Пиротехнические изделия (фейерверки, бенгальские свечи, хлопушки)

33

12

Бытовая химия (краски, лаки, спреи)

48

17

Оружие, боеприпасы

5

2

Итого:

276

100

 

Экономические расчеты с целью определения расходов авиапредприятий на досмотр багажа в аэропортах трансфера не производились. Данная работа является предметом отдельного исследования и финансов и может быть проведена для определения экономического эффекта от внедрения процедур упрощения формальностей при обработке трансферного багажа.

Выводы из анализа статистики

1. Анализ результатов мониторинга качества предполетного досмотра багажа в пунктах первоначального вылета показывает:

а) качество первичного предполетного досмотра багажа в российских и зарубежных аэропортах равнозначно;

б) большинство (до 70 %) выявленных предметов и веществ не представляют реальной угрозы безопасности перевозки из-за малых объемов (обеспечивается приемлемый уровень риска).

2. Количество узловых аэропортов с выраженным трансферным потоком не превышает 50-ти, службы авиационной безопасности данных аэропортов способны обеспечить требуемый уровень контроля  трансферного багажа с обеспечением безопасности при его обработке (хранение, перегрузка).

3. Имеются реальные условия для внедрения упрощенных процедур обработки трансферного багажа при перевозках на внутренних воздушных линиях при изменении формулировки п. 83 приказа Минтранса от 25.07.2007г.  № 104.

4. Отработка процедур упрощения формальностей в отношении трансферного багажа на федеральном уровне является важным основанием для ведения переговоров с администрациями иностранных государств о признании мер авиационной безопасности в России эквивалентными международным нормам.

ПАРТНЕРЫ АВИ