Антикризисные стратегии

Чем дольше экономики мира пребывают в кризисе, тем неожиданней становятся прогнозы экономистов и политиков. Практические рекомендации финансовых экспертов в основном сводятся к переброске средств из падающей валюты в растущую. Специалисты со степенью MBA демонстрируют беспомощность, когда нужно вести бизнес с просроченными обязательствами и без доступных кредитов, другое дело — раздача активов за долги — это упражнение для школьника.

Видимо, поэтому правильней будет отказаться от кризисных расчетов в отношении вертолетной индустрии и сразу описать круг антикризисных стратегий. В февральском номере «Вертолетной индустрии» уже застрагивался фактор военного заказа и его положительное влияние на экономику отрасли. Ведь во всем остальном мире это масштабная бескризисная область.

Неудивительно, что в январе 2009 г. американская компания Forecast International решила не нарушать традицию и опубликовала прогноз мирового производства средних и тяжелых военных вертолетов в 2009 — 2018 гг. Эксперты компании полагают, что в течение этого периода может быть построено 3924 таких вертолета на сумму 88, млрд. долл. Предполагается, что рынок средних и тяжелых вертолетов окажется самым большим. Но здесь ожидается усиление конкуренции между американскими вертолетостроительными фирмами и фирмами других стран. Ведь неамериканские разработчики предлагают покупателям полностью новые вертолеты, в то время как в США идут по пути модернизации ранее созданных вертолетов. Лидером по выпуску средних и тяжелых вертолетов и их стоимости в течение ближайших 10 лет будет фирма Sikorsky. На втором месте по производству вертолетов окажется европейский консорциум NH Undustries, занимающийся выпуском вертолетов NH90. Второе место по стоимости будет принадлежать группе фирм Bell и Boeing, производящих многоцелевые СВВП V-22 Osprey. Также по традиции в прогнозе отсутствуют виды на российскую вертолетную промышленность. Нет в нем и индийских, и китайских производителей, чья доля может заметно возрасти в ближайшие 3-5 лет. Антикризисная стратегия для всех неупомянутых — России, Индии и Китая — уже существует — рост госзаказа и экспортная экспансия.

Но конечно ВПК это еще не вся индустрия, хотя в России оба сектора имеют общую производственную базу. Не менее важна жизнеспособность гражданских вертолетных тем в бизнесе. И вот тут изменения в экономике могут повлиять на возможности и решения эксплуатантов. В частности ожидается трансформация страхового рынка — ранее такой же перегретый, как и биржа, при спаде он вынужден будет умножать предложение — количество и качество продуктов. Кризис может открыть путь к новому уровню страхования частных воздушных судов, клиентов перевозчиков и т.д.

В целом антикризисное поведение можно свести к кооперации и организации взаимовыгодных совместных проектов. Причем это проекты не только между операторами вертолетных услуг, но операторами и страховщиками, операторами и клиентами. Тут и лизинговые схемы и другие, порой экзотические, формы продажи вертолетной техники не за полную стоимость, но дополненную рядом контрактов на его дальнейшее использование.

Примером антикризисного оптимизма может служить компания Robinson Helicopter. В 2008 году она построила 893 легких вертолета, что стало рекордом за всю историю ее существования (823 машины в 2007 году). В общем объеме продаж 60% занимает R44 Raven II, еще 20% приходится на Raven I, остальные машины — двухместный вертолет R22. Собственно, Robinson Helicopter — абсолютный мировой лидер по производству гражданских вертолетов. А в 2009 г. фирма рассчитывает увеличить выпуск вертолетов еще на 40-50 машин. Одно из двух — либо заказов так много, что не о чем беспокоиться, либо фирма планирует побороться за показатели — усилить дистрибуцию с соответствующими затратами, дополнить ее системой отсрочек и скидок за возврат б/у вертолетов и т.д.

Другим аспектом антикризисной стратегии может стать практика малых дел. На уровне вертолетного холдинга эту работу можно уверенно контролировать — централизованно не отпуская ни одного заказчика, ни одной возможности заработать, поддерживая предприятия в вопросах финансирования и кредитования. Важны последовательные мероприятия по улучшению работы и показателей. Насколько это действенно, можно судить по производственным результатам января 2009 в российской авиационной промышленности: активная работа двух вертолетных предприятий в Улан-Удэ и Кумертау обеспечили рост производства гражданской продукции во всем авиапроме на 1,2% по сравнению с декабрем 2008 года. Конечно, это было бы невозможно без стабильной работы Роствертола, Казанского вертолетного завода и других авиапромышленных предприятий России. Но если бы не паника в финансовом секторе, этот показатель был бы еще выше. От спекулятивной экономики в России никакой пользы: в период расцвета она не спешит направлять деньги в реальный сектор, потому что это не выгодно, а в период кризиса эти деньги и подавно исчезают в джунглях форекса.

С образцовым заявлением в период спада выступил флагман глобальной индустрии компания Eurocopter, которая решила вывести на первый план эффективность продукции и растущий объем услуг. Решено сделать упор на прикладные конфигурации — санитарные, поисково-спасательные и полицейские версии. Компания всерьез задумалась о модифицируемой платформе, которая может обратимо переделываться для разнообразных миссий и экономичных решений. Таким трансформером может стать EC175. Он является наиболее вместительным, безопасным, простым в полете, дешевым в обслуживании, наиболее удобным и самым эффективным с точки зрения затрат «рабочей лошадкой» в своем классе. Кроме того, EC175 с самого начала проектировался как экологически чистый. Чем не Ка-26 40 лет спустя?

Авиатренажеры на переднем рубеже борьбы с кризисом

Полный спектр услуг, включая обучение и консалтинг давнее средство округлить суммы выручки. Компания Eurocopter вложила значительные средства в пилотажные тренажеры, типа Avionics Trainer для EC135. А также в методики и учебные пособия для летной подготовки, последовательно распространяемые на ключевых рынках по всему миру. С новыми логистическими узлами в Европе, Штатах и Гонконге, компания также наращивает свои мощности в сфере обслуживания для обеспечения круглосуточной поддержки клиентов по всему миру.

Подготовка пилотов это и интернациональный бизнес и прекрасный повод для бизнес-кооперации. Здесь у российских кадров и компаний есть немало возможностей. Обучением гражданских экипажей для вертолетов «Камова» и «Миля» занимаются несколько российских и зарубежных компаний. В том числе бельгийская «Skytech», которая готовила непальских пилотов на Ми-17, конголезских и корейских пилотов на Ми-26, американских, новозеландских и австралийских пилотов на Ка-32. Канадско-украинская фирма «Concord XXI» организует ознакомительное обучение британских и американских экипажей в Кременчугском летном училище (Украина). ОАО «Спарк» в Санкт-Петербурге проводит обучение иностранных экипажей Ми-17 на авиатренажере со высокой степенью подобия и сферической системой визуализации.

В заключении хотелось бы сказать, что избитые фразы о новых вызовах и конфигурациях в экономике мало что объясняют и мало чем могут помочь. Вызовы в бизнесе всегда одни и те же. Ведь любая антикризисная стратегия — ни что иное, как ответственное и оптимизированное ведение бизнеса без возможности поработать над ошибками с другими деньгами, клиентами и в другом месте.

ПАРТНЕРЫ АВИ