Bell: что кроется за ребрендингом?
13.01.2018
Сначала Эйрбас и Леонардо, а теперь уже и Белл объявила о ребрендинге. Американцы выбросили из названия упоминание о вертолете. Начиная с 22 февраля этого года, теперь это просто Bell. А ведь именно вертолеты Bell Helicopter последние лет 70 были законодателями мод, живыми легендами отрасли!
В феврале компания представила новый логотип, а также обновленные ливреи с тэглайнами. На вопросы СМИ генеральный директор ответил, что все это отражает суть ребрендинга. Теперь Bell ему видится не просто производителем вертолетов, а высокотехнологической компанией, переопределяющей саму концепцию полета.
Снайдер сказал, что изменения лучше отражают разноплановую деятельность, указав на сотрудничество с Uber в развитии городского воздушного такси, первые летные успехи конвертоплана V-280 Valor и тестирование новых силовых установок на демонстраторе HYDRA. Кстати, последнее он назвал «исследованием идей, опережающих время».
Логотип, в котором используется тот же красный цвет, что и ранее, обрамлен рамкой в форме щита. По замыслу авторов это должно ассоциироваться с надежной репутацией и прочностью продуктов компании. А под словом Bell красуется силуэт стрекозы, символизирующий способность взлетать, летать и садиться как угодно и где угодно.
Впрочем, Снайдер сообщил, что компания не планирует прекращать разработку вертолетов, она просто не будет ими ограничиваться. Одним словом, сделали упор на инновации, но с какой-то примесью хипстерской инфантильности, как будто дело только в названии. Видимо, американцы действовали, сообразуясь с принципом «как ты назовешь корабль, так он и поплывет».
И критические комментарии не заставили себя долго ждать. Один из американских пилотов тут же заявил, что Лоуренс Дейл Белл и Артур М. Янг должны перевернуться в своих гробах, так же, как многие из пилотов, летавших на Bell 30/31, легендарных 47-х и 206-х. «Белл — стрекоза?» — спрашивает он. «Насекомое, хоть и летающее, и не больше. Оставьте легенду в покое!». Другие же поддержали идею, отметив, что новый логотип вполне удачен. А некоторые выразили безразличие, хотя и признали, что Bell Aircraft звучало лучше.
Ну, а нам интересно понимать, что реально стоит за этим, и куда движется компания, у которой должна быть собственная стратегия развития, свой проект будущего.
Bell намерена стать лидером вертолетостроения
После объявления инициативы по ребрендингу компания продемонстрировала активное присутствие на крупнейшем шоу вертолетной индустрии — Heli-Expo 2018. На пресс-брифинге Митч Снайдер представил новый 407GXi — улучшенный вариант 407GXP. Сертифицированный в январе Transport Canada вертолет оснащен новым двигателем, системами планирования полетов и мониторинга состояния, подключаемыми с помощью Wi-Fi и Bluetooth (опция). Первые поставки ожидаются этой весной.
Стоит сказать, что отношениям Rolls-Royce и Bell уже более 50 лет, и это уже традиция. Новый двигатель M250-C47E/4 включает пакет технологических доработок (VIP) Rolls-Royce, хорошо обкатанный на других моделях. Он обеспечивает увеличение эффективности на 8% в условиях высокогорья и высоких температур воздуха, снижение удельного расхода на 2%, повышенную надежность, ремонтопригодность и снижение стоимости обслуживания. Двухканальная цифровая FADEC имеет функцию записи.
«Мы добавили третий уровень избыточности, сохранив производительность двигателя», — сказал директор программы легких вертолетов Майкл Нолт во время брифинга на производственном объекте компании в Мирабели еще перед Heli-Expo. По его словам, новый двигатель предлагает четырехпроцентное увеличение дальности и снижение расхода на крейсерской скорости 133 узла (246 км/ч).
Мотор уже получил сертификат типа FAA. К слову, оригинальная версия M250-C47E используется на беспилотниках MQ-8C Fire Scout ВМС США, являющихся адаптированными вариантами Bell 407.
В составе конверсионного пакета GXi интегрированная Garmin G1000H NXi, которая впервые была представлена на линейке самолетов Beechcraft King Air. Полное преображение качества навигации и связи! По словам Нолта, это переход от компьютера 80-х к поколению следующего десятилетия. Работает в пять раз быстрее, светодиодный экран четкий, не выделяет тепла, а загрузка мгновенная. Каждый блок и компонент системы, где бы он ни был, легко меняется от носа до хвоста.
Другие обновления включают Garmin FlightStream 510, WiFi и Bluetooth-совместимую мультимедийную карту, позволяющую пилотам загружать планы полета с интеллектуальных устройств. Достаточно приблизиться к кабине перед полетом, как его план тут же появится в бортовом компьютере. Такая же технология позволяет передавать данные HUMS на мобильные устройства команд технического обслуживания.
GXi оснащен улучшенной технологией мониторинга взлетно-посадочной полосы Garmin SurfaceWatch, способной предотвратить взлет или посадку на рулежку или не ту ВПП. Система предупреждает пилотов, если полоса слишком короткая. Наконец, вертолет получил полноценную ADS-B. По мнению американских вертолетчиков, 407-й продолжает становиться всё лучше и лучше, и на нем действительно становится веселее летать…
Продолжив разговор об обновлении программ, Снайдер отметил, что легкий Bell 505 Jet Ranger X в прошлом году получил 17 валидаций, включая FAA и EASA. К концу года в Мирабели завершили сборку 43-й машины, но темпы производства продолжают наращиваться.
В ноябре 2017 года подписано соглашение с Reignwood International Investment, которая намерена стать эксклюзивным дилером модели на китайском рынке и согласилась приобрести 110 таких вертолетов.
Что касается Bell 525 Relentless, первый в мире коммерческий вертолет с ЭДСУ возобновил летные испытания 7 июля 2017 года. Общий налет трех прототипов на сегодня достиг 500 часов. Как сказал Снайдер, 525-й будет сертифицирован в 2019 году и станет самым инновационным вертолетом с наименьшими эксплуатационными расходами. И перспективы здесь, по идее разработчика, просматриваются неограниченные. Компания отмечает повышенный интерес потенциальных клиентов к конфигурации SAR.
В сфере боевых разработок: амбициозный V-280 Valor уже налетал около 9 часов, выполнил несколько пробежек, посадок, а основное внимание сейчас уделяется переходу от вертикального к горизонтальному полету. Напомним, конвертоплан участвует в программе FVL Армии США под третьим номером. Но Снайдер не теряет надежды, что это его детище станет первым в списке приоритетов армейских чинов. Чтобы облегчить продвижение в Пентагоне и Конгрессе, в мае Bell откроет новый офис в штате Вашингтон.
Инновации в действии
Компания сильно поднажала на технологии, и этот подход стал движущей силой ребрендинга. Она просигнализировала вертолетному сообществу о своем будущем, ориентированном на различные типы ВС, а не только на традиционные вертолеты.
Год назад был анонсирован концепт FCX-001, который позволяет заглянуть в будущее компании, намеренной с его помощью вырабатывать дорожную карту технологий. Концепт даже выглядит футуристически, но еще больше новаций Bell обещает реализовать в его начинке. Здесь и бортовой помощник на основе искусственного интеллекта, и технология дополненной реальности, и трансформирующиеся лопасти, и система парирования крутящего момента, и модульный пол в салоне с интеллектуальной подсветкой и развлекательной системой. Как заявляют в компании, это первый серьезный шаг на пути к полностью автономному вертолету, акцент на инновационные решения и технологии.
Также Bell разрабатываются беспилотные решения для автоматизированной транспортировки грузов (ADP) массой от 20 до 1000 фунтов. В январе компания продемонстрировала концептуальный проект с экспериментальной гибридной силовой установкой или HYDRA. Также был представлен футуристический макет кабины воздушного такси, разрабатываемого совместно с Uber Elevate.
Снайдер заявил, что делает упор на производственную сторону, в частности, быстрое прототипирование, в надежде стать пионером в новом формате индустрии. Однако, в США многие боятся, что создавая «новый» бренд, Bell рискует оторваться от военных задач. А именно их решение дает компании почти 70% общей выручки, тогда как коммерция приносит лишь 30% дохода. Но это и понятно, ведь в военном секторе царит Sikorsky.
Сдвиг в коммерцию
Канадская Helite Aviation заказала VIP-салон для своего Bell 505, который будет использоваться в коммерческих целях. Создавшая его MAG, а также Helite и Bell будут совместно продвигать вертолет и салон на североамериканском рынке, представляя его на местных выставках и даже социальных сетях.
В Лас-Вегасе был анонсирован заказ четытёх Bell 505 Jet Ranger X оператором такси Helisul Táxi Aéreo. Вертолеты будут поставлены в этом году и предназначаются для обзорных полетов над Рио-де-Жанейро и Фос-ду-Игуасу. Известно, что бразильский оператор имеет право на полное обслуживание Bell 206, 407, 429 и 412. Как отметил президент Helisul, это идеальная платформа, чтобы с воздуха любоваться захватывающими бразильскими красотами.
Настоящим сюрпризом стал первый заказчик 505-го — коммерческое аэротакси! Давно Bell не был так близок к тренду. В этом направлении активно движется Airbus, подминая под себя все мало-мальски значимые соглашения со службами вертолетного такси по всему миру. И по этому направлению есть позитивные ожидания. Когда Voom и Uber смогут развернуться в вертолетном секторе, им может понадобиться до нескольких сотен легких, рентабельных вертолетов. Хотя, на наш взгляд, 505-й во многих странах для этих целей не подойдет — не позволят ограничения для однодвигательных ЛА.
На Heli-Expo 525-й был продемонстрирован в ливрее Bristow. И у Bell есть реальный шанс потеснить Airbus и Sikorsky на оффшорном рынке. Компания работает над затянувшейся сертификацией. Одновременно обсуждает вопросы с членами консультационной группы клиентов, пытаясь представить рынку самый лучший продукт.
«Bell 525 Relentless — это самый технологически продвинутый коммерческий вертолет в своем классе, и мы с нетерпением ожидаем его выхода на рынок», — отозвалась о нем исполнительный вице-президент по коммерческому бизнесу Сьюзен Гриффин. По ее мнению, только так можно предложить более высокий уровень интеграции конкретных требований клиентов в различные конфигурации.
Вообще, машин такого класса в линейке Bell еще не было. Производитель всю жизнь был классиком легкого класса, и история «полного метра», как у Сикорского, Миля или Аэроспасьяль (Супер Пума), прошла мимо. Но теперь, когда состоялась уже 2-я и 3-я волна укрупнения и утяжеления линейки у Leonardo (AW139, AW169, 189), Airbus (H175) и даже «Вертолетов России» (Ми-38, Ми-171А2), для Bell пришло время действовать. У Sikorsky это всегда было в приоритете (76-е и 92-е модели), но у компании главный заказчик — военные.
Зачем Bell ребрендинг
Ребрендинг подразумевает не только изменение названия и логотипа. Это смена имиджа, заявка о качественных переменах в компании, переходе в другой ценовой сегмент, новых продуктах и направлениях деятельности. Это тот самый случай.
Bell расширяет свою линейку. Продукция становится разнотипной и разноклассной. Это дается нелегко, и компания вынуждена идти на кооперацию. В случае с Bell Boeing V-22 Osprey она оказалась коммерчески успешной, и отказываться от такого пути нет смысла.
Но у Bell в отличие от конкурентов сохраняется своя особая ниша. Она родоначальник собственно индустрии, ключевых коммерческих и служебных типов вертолетов. Вот, например, 505-й, который по идее должен быть рабочей лошадкой, двигают в VIP-сектор. Это говорит о том, что производитель продолжает нащупывать свое новое место. Прежнего пространства почти уже не существует. Хотя вертолеты этого производителя предыдущих поколений продолжают эксплуатироваться по всему миру, а некоторые прежние бестселлеры до сих пор требуют внимания разработчика.
И здесь компания пытается сохранить свое прежнее величие. Причем, вполне успешно, несмотря на зыбкие продажи. Но новые времена требуют новых технологических подходов и стандартов. Вертолет Bell слишком долго оставался неувядающей классикой. Снайдер понимает, что конкуренция в современных условиях перенеслась в другое, «цифровое» измерение, где старые добрые методы борьбы уже не работают. Только технологическое превосходство способно дать преимущество в этой гонке. У кого будет больше коммерчески удачных инноваций, тот и окажется прав.