Bell 407

О вертолете


В России с вертолетом Bell 407 произошла странная история. Модель хорошо известна, она на слуху и пользуется заслуженной репутацией у специалистов. Но к удивлению многих, эту машину никак нельзя назвать «гвоздем программы», это место заняли совсем другие модели совершенно других производителей, в то время как на мировом рынке с популярностью у этого многоцелевого вертолета все в порядке: к этому моменту поставлено уже более 850 Bell 407, которые налетали свыше миллиона часов. На проходивших в этом году в Москве выставках HeliRussia 2008 и JetExpo 2008 фирма Bell и ее российские представители активно занимались продвижением вертолета на отечественный рынок.

В начале 60-х годов прошлого века появилась большая потребность в легких вертолетах для деловых полетов. Заказчикам требовалась дешевая машина, способная оперативно перевозить 3-4 пассажиров на расстояние 500-600 км. Фирма Bell предложила на основе готового военного вертолета сделать гражданский. В результате в начале 1966 года появился JetRanger, ставший «пионером» на рынке административных вертолетов. Оснащенный двухлопастным несущим винтом полужесткого типа и одним ГТД, он мог перевозить 4 пассажиров на расстояние более 500 км с крейсерской скоростью более 180 км/ч. На протяжении последующих почти 20 лет вертолет Bell 206А JetRanger непрерывно совершенствовался. Модификации 206А/В JetRanger II и III, 206L LongRanger I, II, III и IV оснащались более мощными двигателями, росли их скорости и дальность полета. Компания Bell в десятки стран мира поставила более 6500 вертолетов Model 206A/B/L.

Вертолеты семейства Model 206A/B/L долгое время отличались среди вертолетов этого класса высоким уровнем комфорта. Их полюбили руководители крупных компаний, государственные чиновники, состоятельные частные лица. Они с успехом используются средствами массовой информации, поскольку отличаются низким уровнем вибрации, что позволяет вести оперативные телерепортажи и делать качественные фотографии. В полиции они активно применяются для патрулирования дорожного движения, охраны общественного порядка и т.д. На вертолетах JetRanger установлено несколько рекордных, в том числе и кругосветных, перелетов.

Co временем вертолеты 206А/В/L стали сдавать свои позиции более со-временным машинам, создаваемым другими вертолетными фирмами США и Европы, поэтому в 1993 году на фирме Bell задумали разработать для них замену с улучшенными параметрами. Была объявлена программа создания усовершенствованного легкого вертолета Bell Light Helicopter. Опытный вертолет, получивший вскоре обозначение Model 407, впервые поднялся в воздух в конце апреля 1994 года. По сути дела, это был модифицированный 206L-4 LongRanger, на котором двухлопастный несущий винт заменили четырехлопастным.

В 1995 году вертолет 407 был впервые показан на публике во время вы-ставки Heli-Expo`95 в Лас-Вегасе. К декабрю того же года опытный и два предсерийных вертолета отлетали 430 часов, получив в январе 1996 года сертификат от Министерства транспорта Канады (создавалась машина отделением фирмы Bell в Канаде, и там же проходили ее сертификационные испытания). Торжественная церемония поставки первого вертолета Bell 407 состоялась в феврале 1996 года на проходившей в Далласе очередной выставке Heli-Expo`96.

Вертолет Bell 407 отличается от машины 206L-4 LongRanger шириной кабины, увеличенной на 178 мм, и площадью ее остекления, увеличенной на 35%. Хвостовая балка, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы, двери кабины и некоторые другие детали планера изготовлены из углепластика. На приборной доске установлены жидкокристаллические цветные дисплеи с активной матрицей, разработанные фирмой Litton (в стандартной комплектации этого нет). Лопасти несущего винта цельнокомпозиционные. В конструкции пилона несущего винта используются виброизолирующие средства, такие же средства внедрены в конструкцию полозкового шасси для устранения земного резонанса.

На вертолете стоит один ГТД Rolls-Royce 250-C47B взлетной мощно-стью 813 л.с. (606 кВт) и максимальной продолжительной 700 л.с. (522 кВт). Двигатель оснащен одноканальной электронной системой управле-ния типа FADEC. Стандартный запас топлива 477 л; по желанию заказчика в заднем багажном отсеке может размещаться дополнительный бак емкостью 75 л.

Вертолет Bell 407 может перевозить 7 человек. Летчик и один пассажир (вместо которого может сидеть второй пилот) размещаются на передних сиденьях. За ними лицом против полета сидят еще два пассажира, напротив которых на трехместном диване располагаются еще три пассажира. С каждой стороны фюзеляжа находятся двери для тех, кто сидит на передних сиденьях, и двери для остальных пассажиров. На полозки шасси устанавливаются надувные поплавки (это опция).

На базе исходного вертолета Bell 407 разработан улучшенный вариант Model 417 с двигателем от Pratt and Whitney, впервые полетевший в июне 2006 года. Но до серийного производства его не довели, так как на следующий год программу закрыли. Для армии США разработали разведывательно-ударный вертолет ARH-70, который вроде бы подготовили для серийного производства, но в июле текущего года Пентагон предложил аннулировать программу его разработки из-за перерасхода средств.

Большую известность вертолету Bell 407 принес рекордный круго-светный перелет, маршрут которого проходил через оба полюса Земли. С двумя членами экипажа машина взлетела из аэропорта г. Форт-Уэрт (штат Техас) 5 декабря 2006 года и вернулась обратно 23 марта 2007 года. За 189 дней было преодолено свыше 57 900 км, совершено несколько десятков посадок, в том числе на Южном и Северном полюсах. Чистое полетное время составило 300 ч.

Но конечно, дело не столько в рекордах, сколько в том, что конструк-торам удалось реализовать в этой машине. Отзывы пилотов и эксплуатантов о Bell 407 поразительно сходятся в одном: это, несомненно, лучший вертолет своего класса, с которым мало кто может сравниться. Машина — надежна и эффективна и обладает управляемо-стью спортивного вертолета, ее чуткость и послушность — незабываемые. Фюзеляж оснащен большим количеством технологических панелей для обеспечения простоты технического обслуживания. Немаловажно и то, что сервисные службы Bell Helicopter на протяжении многих лет признаются лидером по качеству и оперативности работы.

На очереди — открытие полноценного сервисного центра в нашей стране. Если бы не цена (как говорят дилеры, «четыреста седьмой» стоит своих денег) и не предел производственных возможностей Bell Textron, этот вертолет давно бы уже окончательно завершил спор со своими основными конкурентами.

ПАРТНЕРЫ АВИ