Bell 47

О вертолете


Создателем вертолета Bell-47 был американский изобретатель и конструктор Артур Янг. В результате опытов А.Янг разработал собственную концепцию вертолета классической одновинтовой схемы. Главную ее особенность составляла конструктивная схема втулки двухлопастного несущего винта на кардане со стабилизирующим стержнем. Использование двух лопастей обещало упростить конструкцию винта. Лопасти крепились к втулке посредством общего горизонтального шарнира-кардана, относительно которого и совершали противоположное маховое движение в полете. В проводку управления кольцевого автомата перекоса был включен стабилизирующий стержень с грузиками по концам. Он представлял собой простейший гироскоп, стремящийся сохранить постоянной свою плоскость вращения. Стабилизирующие стержни Янга, несмотря на скептическое отношение к ним со стороны некоторых научных авторитетов оставались отличительной особенностью всех вертолетов фирмы «Bell» вплоть до конца 60-х годов.

Первые попытки Янга заинтересовать своими опытами военных и бизнесменов не завершались успехом, пока изобретатель не обратился в сентябре 1941 г. к известному пионеру американской авиации Ларри Беллу, основателю и владельцу корпорации «Bell Aircraft Company».

Контракт на постройку двух экспериментальных вертолетов Bell-30 Л.Белл подписал с А.Янгом 24 ноября 1941 г. Это был маленький одноместный вертолет с взлетной массой меньше 400 кг и двухлопастным винтом диаметром 9,75 м. имел очень простую конструкцию. В качестве силовой установки использовался оппозитный двигатель Franklin мощностью 160 л.с.

Послевоенный спад производства заставил Белла искать новые области приложения капитала. Помимо разработки экспериментальных сверхскоростных самолетов, ракет и авиационных приборов, большое развитие на фирме получила вертолетная тематика. В июне 1945 г. доказавшая свою жизнеспособность группа А.Янга перебралась из маленькой мастерской на новый завод «Bell» в Ниагара-Фолс на северной окраине Буффало. Здесь началась постройка нового вертолета Bell-47. Он создавался на базе третьего экземпляра Bell-30 и имел с ним много общего.

Отличительной особенностью вертолета, сохранившейся на большинстве последующих вариантов был полностью открытый ферменный фюзеляж, сваренный из стальных труб с аналогичной по конструкции хвостовой балкой треугольного миделевого сечения. Двухлопастной рулевой винт крепился на верху небольшой трубы, составлявшей концевую балку. Ниже под ней находился костыль. Сзади кабины вертикально стоял оппозитный двигатель Franklin 6ALV-335 мощностью 175 л.с. с главным редуктором, муфтами включения и свободного хода и главным валом несущего винта.

8 декабря 1945 г. состоялся первый полет Bell-47. Вслед за ним последовали еще десять аналогичных машин, предназначенных для испытаний, тренировки летчиков и демонстрации. Президент Л.Белл ухитрился даже обойти «отца мирового вертолетостроения» И.И.Сикорского, получив для Bell-47 8 марта 1946 г. первый в истории вертолетов сертификат летной годности.

Вскоре после получения сертификата Янг создал модификацию Bell-47B, специально предназначенную для широкого коммерческого использования. Янг понял, что в вертолетостроении путь к коммерческому успеху лежит не в придании летательному аппарату эффектных «автомобильных» форм, а в повышении его функциональной эффективности, снижении стоимости изготовления и обслуживания, упрощении конструкции. На основе опыта эксплуатации Bell-47A фирма выпустила в 1948 г. улучшенную модификацию Bell-47D, отличавшуюся увеличенным до 10,7 м диаметром несущего винта и немного улучшенной формой каплевидной кабины, верхняя часть которой могла при необходимости демонтироваться. Ферменные фюзеляж и хвостовая балка Bell-47D были закрыты обшивкой.

В 1949 г. в серийное производство пошла модификация Bell-47D-1 с трехместной кабиной и виброгасителями на втулке несущего винта. Третье сидение разместили в один ряд с двумя другими, немного расширив кабину. Такая компоновка стала классической для всех трехместных машин. При необходимости, в трехместной кабине можно было оставить два или, даже, одно кресло. Двухместные варианты с двойным управлением стали основными в летных училищах.

Благодаря большому выбору разработанного для Bell-47 как специалистами фирмы Bell, так и многочисленными субподрядчиками дополнительного оборудования, в том числе различных вариантов внешних «подвесок», вертолет за годы своего развития превратился из узкоспециализированной учебно-тренировочной и связной машины в настоящий многоцелевой летательный аппарат. Особенно широк был выбор подвесного сельскохозяйственного оборудования. С середины 50-х годов эксплуатанты начали монтировать на вертолете и систему внешней подвески грузоподъемностью до 450 кг.

Стремительно возросшие заказы на Bell-47D-1 позволили корпорации «Bell» открыть в 1951 г. новый завод в Форт-Уорт, штат Техас, куда и переехало из Буффало вертолетное отделение. Учитывая, что дела «Bell Aircraft» в других отраслях аэрокосмического производства складывались не столь успешно, вертолет Bell-47 к середине 50-х годов прошлого столетия стал основным видом продукции, «лицом» корпорации «Bell Aircraft». Модификации D и D-1 строились серийно до 1955 г, когда их сменил вертолет Bell-47G, а затем Bell-47G-2. Отличием созданной в 1953 г. модификации G от D-1 был маленький управляемый стабилизатор с концевыми шайбами и два топливных бака вместо одного, установленные по бокам главного редуктора. Вооруженные силы США закупили 313 таких вертолетов. С приобретения фирмой «Agusta» лицензии на Bell-47G началось серийное вертолетостроение в Италии.

На Bell-47G А.Янг первый раз опробовал в 1955 г. в качестве эксперимента установку турбовинтового двигателя Turbomeca «Artouste» мощностью 280 л.с. Но газотурбинный двигатель не дал особых преимуществ на столь небольшом вертолете. Янг предпочел искать пути совершенствования силовой установки Bell-47 заменой типа поршневого двигателя.

Модификация G-2 (армия: OH-13H; ВВС: UH-13H) имела двигатель Lycoming VO-435-23 мощностью 250 л.с., цельнометаллические лопасти, арочную конструкцию поперечных консолей полозкового шасси, облегченную хвостовую ферму и некоторые другие улучшения в конструкции, благодаря которым значительно возросли летно-технические характеристики вертолета. Модель Bell-47G-2 строилась по лицензии на фирме Agusta (построено 304 машины). 203 вертолета Bell-47G-2 выпустили японцы. Модификация нашла широкое применение и в гражданском секторе вертолетного рынка.

ПАРТНЕРЫ АВИ