Бизнес, основанный на разведке

Благодаря высокой степени корреляции между стационарными геофизическими полями и рельефом земной поверхности, так называемые геофизические методы исследования Земли, приобрели известность и популярность, начиная с 20-х годов прошлого века. За короткие сроки они позволяют изучать большие территории. Авиационная техника в качестве носителя научного оборудования в кратности увеличивает эффективность исследований. Это в значительной степени сказывается на экономической целесообразности применения аэрогеофизических методов исследований.

Вертолеты ценят за универсальность и точность

Вертолетная техника нашла свое применение в обеспечении геофизических исследований фактически с момента начала ее массовой эксплуатации. В данном случае уместно говорить о комплексном использовании винтокрылых машин. Дело в том, что они применяются и как транспортные средства для доставки в труднодоступные районы тяжелого стационарного оборудования, и как носители специальных измерительных устройств для магниторазведки, гравиметрии, электромагнитного зондирования, гамма-спектрометрии, теплометрия и других исследований, что составляет основу поиска ряда важных полезных ископаемых. Таким образом, вертолеты ценят за универсальность.

Помимо этого, перспектива применения вертолетов в аэрогеофизических исследованиях основана на точности измерений, которую они обеспечивают. По сравнению с самолетами она почти втрое выше. То есть, при съемках на самолетах небольшие аномалии с горизонтальными размерами 1-2 км фиксируются, только если их амплитуды превышают 6-10 мГал, на вертолетах – 2-3 мГал (единица измерения ускорения в системе СГС, применяется в гравиметрии для измерения ускорения свободного падения).

Время старта одно

В СССР использовать вертолетную технику в геофизических исследованиях начали с 60-х годов. Как пример, указание Совета Министров СССР Главному управлению гражданского воздушного флота обеспечить в 1963-1965 годах первоочередное обслуживание полевых геологических, геофизических и топографо-геодезических партий и экспедиций вертолетами Ми-4 и Ми-6. В свою очередь Госплану СССР предписывалось предусматривать в проектах планов удовлетворение потребностей Главного управления гражданского воздушного флота в вертолетах и в запасных частях к ним для проведения геологоразведочных работ.

Среди западных стран в области аэрогеофизических исследований преуспевает Канада, большая часть которой является недоступной, но обладающей при этом большой ресурсной базой. Вместе с тем Sander Geophysics Ltd. (SGL), одна из самых старых аэрогеофизических компаний в Канаде, приобрела свой первый вертолет лишь в 1970 году. Это был Bell 47G-3B2 с турбонаддувом. С его помощью проведено 47 аэромагнитных и гамма-спектрометрических исследований по всей стране. Как известно, аэромагнитные исследования проводились с помощью буксировки оборудования на тросе. Ради этого компания разработала и изготовила собственный геофизический прибор, который был меньше и легче по сравнению с конкурирующими системами. Он позволял безопасно и экономично использовать Bell 47 в течение многих лет.

На разных платформах

О типах вертолетов, которые применяются в качестве платформ для проведения аэрогеофизических исследований стоит сказать отдельно. Фактически это самые разнообразные по грузоподъемности, скорости и типу применяемой силовой установки воздушные суда. Вместе с тем, у большинства таких вертолетов есть одна особенность – практически все они либо вышли из военной авиации с ее непритязательностью к условиям эксплуатации, как средний Ми-8, либо специально дорабатывались под исследовательские задачи. Хотя с развитием систем измерений, оборудование становилось легче, меньше размерами, поэтому в так называемых комфортных условиях порой вполне хватало возможностей легких вертолетов.

Тем не менее, непритязательные многофункциональные модификации составляли большинство вертолетов, которые использовались в аэрогеофизических исследованиях. Среди них Ка-26, который с 1967 по 1970 год строился в корабельном, лесопатрульном, санитарном, геологоразведочном и других вариантах. Главное преимущество этой машины – возможность быстрой замены носимого оборудования, которая превращала воздушное судно в любую модификацию в среднем за два часа.

Вертолет Ка-32, который в геологоразведочных работах в России обычно не используется, нашел применение в этой сфере в Китае. Там в настоящее время эксплуатируется один Ка-32А11ВС, который выполняет задачи китайского института полярных исследований.

В 1987 году на Московском вертолетном заводе для ведения геологоразведочных работ была построена летающая лаборатория Ми-26Л235. В настоящее время на Роствертоле разработан проект близкой по назначению машины, получившей обозначение Ми-26ТС Геолог. Вертолет предназначен для сейсморазведки нефтяных и газовых месторождений в прибрежных районах и должен доставлять на внешней подвеске к месту работ специальную платформу.

Зарубежные аэрогеофизические компании также обращают внимание на тяжелые вертолеты. Как пример, SGL перешла на использование больших вертолетов с 1980 года, когда приобрела Aerospatiale AS350 D AStar для больших аэромагнитных и гамма-спектрометрических исследований в Руанде. Сегодня компания имеет два вертолета Eurocopter AS350 B3. B3 используются для геофизических исследований на пересеченной местности, а также там, где при исследовании геофизических параметров требуется летать медленнее, чем самолет. Второй B3 был приобретен в связи с увеличением спроса на вертолетные исследования гравитации.

Вместе с тем, наиболее оптимальное соотношение цена/качество при проведении геофизических исследований имеют средние вертолеты AStar и Bell 407. Поэтому они являются самыми распространенными в этой области применения. Специалисты авиакомпаний также отмечают тенденцию к использованию средних вертолетов. Они говорят, что клиенты легче покупают 407/B2/B3, так как они показывают большую эффективность.

Стоит отметить, что использовать AS350 в целях геологоразведки решили и в России. Компания «ЮТэйр» к 2013 году получит Ecureuil AS350 B3, Ecureuil AS350 B3e и AS355NP. Среди преимуществ AS350 B3 отмечается ее способность подниматься в воздух и работать в стандартном режиме даже при самых сложных условиях погоды.

Работы хватит всем

Однако активное использование в геологоразведке средних и тяжелых вертолетов вовсе не говорит об их исключительности. Напротив, как уже было сказано, вовлечение в исследования легких летательных аппаратов происходит благодаря минимизации исследовательской аппаратуры. По этой причине свою нишу в исследованиях заняли вертолеты Robinson.

Правда, еще раньше в СССР проработкой деталей и узлов для мини-вертолетов аэрофотосъемки, геологоразведки занимались студенческие конструкторские бюро. В качестве примера такого летатнльго аппарата можно привести экспериментальный сверхмалый вертолет МАИ Х-5, созданный в 1973 году. Одноместный, двухвинтовой, поперечной схемы с общей мощностью двигателей – 48 л.с., он обеспечивал расчетную скорость — 157 км/ч, статический потолок — 1200 м., дальность — 100 км. При этом никто не сомневался, что подобные компактные переносные вертолеты пригодятся членам геологических экспедиций.

Отдельно стоит сказать о роботах. Они также как и полноценные вертолеты ориентированы на использование в геофизических исследованиях. Причем, их разработчики, как и в 1973 году являются студентами. К примеру, на пятнадцатом международном Салоне инноваций, технологий и изобретений, прошедшем в Москве в начале 2012 года в номинации «Инновационный потенциал столичной молодежи» победу одержали авторы проекта «Георадиолокационная система на основе беспилотного вертолета с целью оперативного поиска в снежных завалах людей» из компании «Геологоразведка».

В свою очередь созданием малоразмерных беспилотных вертолетов сегодня занимается довольно большое число, как формальных, так и самодеятельных коллективов. Это прекрасно продемонстрировала выставка HeliRussia 2012.

Тон задают геологи

Бум разведки полезных ископаемых пришелся на 2000 годы. Именно в это время начала набирать обороты геологоразведка. В России к активному развитию новых залежей полезных ископаемых к тому времени готовились не только нефтяники, геологи и газовики, но и авиационные операторы. Уже на первом этапе прирост в 15-20 % обеспечили заказы компаний нефтегазового комплекса, которые больше внимания уделяли геологоразведке и освоению новых месторождений. В это же время (2005 год) налет вертолетов в компаниях, занятых на обеспечении геологоразведки, вырос 42 %. Основными заказчиками вертолетных услуг стали компании – Сургутнефтегаз, Газпром, Роснефть, Сибнефть, Славнефть и Юганскнефтегаз.

После кризиса 2009 года, аэрогеофизические операторы вновь видят повышенный интерес к своим услугам. Перспективы дальнейшего совершенствования разведки полезных ископаемых в целом, так и для вертолетов геофизических операторов, в частности, увеличились. Геологоразведка набирает объемы во всем мире. Следовательно, она диктует и переход на более современные вертолеты, чем те модели, которые использовались в прошлом.

ПАРТНЕРЫ АВИ