Black Hawk – находка для турецкого авиапрома

Претензии Турции на военно-индустриальное господство среди стран мусульманского Востока все больше обретают материальные очертания.

Многолетняя напористая и дипломатически беспощадная политика турецкого промышленного лобби во взаимоотношениях с западными партнерами, крайняя расчетливость при проведении всевозможных тендеров начинают приносить свои плоды. Мы не раз писали об особенностях турецких вертолетных конкурсов, где соискателю, помимо поставки партии машин, обычно предлагают встроиться в молодой турецкий авиапром. Раскрутка перспективной для регионального рынка программы производства вертолетов T129 была пробным камнем турецких вертолетостроителей. Турция явно претендует на то, чтобы в самом ближайшем будущем из импортера вертолетной техники превратиться в международного поставщика.

Очередной находкой для турецкой промышленности стал контракт с компанией Sikorsky по Black Hawk. Главный американский производитель боевых вертолетов, как и его предшественники, был вынужден взять на себя повышенные обязательства в рамках заявки на участие в турецкой программе по вертолету общего назначения (Turkish Utility Helicopter Programme – TUHP), что по прогнозам специалистов может обеспечить турецкой промышленности $ 8 млрд. доходов в течение 25-30 лет.

Еще в мае на десятой Международной оборонной выставке IDEF-2011 в Стамбуле компания Sikorsky была объявлена предпочтительным претендентом с вертолетом Т70, который является адаптированной к турецким требованиям версией S-70I — экспортного варианта UH-60 Black Hawk.

Sikorsky предполагает активно вовлекать местную промышленность Турции в программу производства 109 вертолетов T70 для военных и правительственных учреждений. Кроме того, Турции было дано право экспорта вертолетов, строящихся впоследствии в своей конфигурации. Первоначально компания Sikorsky обеспечит Турцию 109 комплектами для сборки вертолетов на сумму $ 1,3 млрд., затем создаст условия для производства вертолетов в стране.

Компания Sikorsky уже начала консультации с TAI (Turkish Aerospace Industries) по вопросам совместного маркетинга данного продукта. В соответствии с промышленным планом, турецкой стороне предполагается передать техническую документацию для производства планеров, компонентов и авиационной электроники вертолетов Т-70 и S-70I.

Когда компания Sikorsky была объявлена победителем конкурса по проекту, другой основной претендент на победу — итальяно-британский производитель AgustaWestland — заявил, что разочарован, так как его предложение включало «беспрецедентный уровень сотрудничества» с турецкой промышленностью. Кроме того, в пресс-релизе компании AgustaWestland было сказано, что «TUHP с самого начала задумывалась в качестве проекта по приобретению Black Hawk, так как это единственная модель, которая подходит под условия конкурса». 

Теперь Турция заказывает меньше вертолетов

Другой западный поставщик, компания Boeing, считает, что «очень близка» к подписанию контракта на приобретение Турцией шести вертолетов CH-47F Chinook для сухопутных войск. Правда, первоначально в 2009 году в рамках американской программы «Зарубежные военные продажи» (FMS) турецкому правительству было предложено купить 14 вертолетов CH-47F Chinook, но с тех пор их количество снижено до шести.

Проект T129 достигает своей цели

Говоря об этом боевом вертолете, представители Turkish Aerospace Industries и AgustaWestland высказывают уверенность в том, что его развитие идет по первоначально согласованному графику. Поставки 51 вертолета T129 в сухопутные войска Турции начнутся с 2013 года. Это будет машина совместного производства TAI и AgustaWestland. В свою очередь турецкая военно-промышленная компания Aselsan будет поставлять электронику, компания FLIR – оборудование кабины и компьютерную систему, Roketsan – систему вооружения.

Итальянская сторона уверяет, что катастрофа опытного образца вертолета A129 Mangusta, которая произошла в марте 2010 не вызвала задержек реализации программы T129. Хотя причина аварии вертолета A129 Mangusta еще расследуется, источник в промышленных кругах сказал, что это «исключительно индивидуальное событие», связанные с тем, что Mangusta очень интенсивно использовался в последние годы. Классифицированный в качестве «международного прототипа» от AgustaWestland, вертолет A129 был взят из итальянской армии для проведения первичных исследований.

Теперь в испытаниях будет задействовано три настоящих «турецких» опытных образца T129, разработанных в Италии, которые в настоящее время летают в рамках подготовки к сертификации. На первом из них, построенных в Турции, P6, наземные испытания начались в конце мая, а летные с середины 2011 года. Эти вертолеты и будут представлены в окончательной «турецкой» конфигурации.

Стоит напомнить, что интерес к T129 проявляют Азербайджан, Малайзия, Пакистан, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты. Все эти страны являются импортерами вертолетной техники из США, России и Европы. Таким образом, Турция, вслед за созданием национальных программ вертолетостроения в Индии и Китае, может выступить в качестве культтрегера «мусульманского» вертолетостроения с собственной производственной базой.

ПАРТНЕРЫ АВИ