Бойцовский клуб имени Алана Бристоу
23.09.2009
Когда статья о крупнейшем вертолетном операторе Bristow Group была уже подготовлена к печати, пришло печальное известие о кончине основателя компании — Алана Эдгара Бристоу.
Этот человек был не только знаковой фигурой британской вертолетной индустрии, но и выдающейся личностью минувшего века. Его жизнь можно сравнить с синопсисом приключенческого фильма. Герой Мировой войны, кавалер ордена Croix de Guerre за спасение солдат Французского иностранного легиона во время войны в Индокитае, он стал первым британцем, освоившим вертолет Sikorsky R-4, а также основателем первой вертолетной компании по разведке нефтяных запасов и сопровождению оффшорной нефтедобычи в Северном море. Его непреклонная позиция привела к отставке ключевых фигур кабинета Маргарет Тэтчер в ходе коммерческого скандала вокруг будущего компании Westland в середине 1980-х годов.
Свою вертолетную карьеру он начинал летчикам-испытателем в Йовиле и однажды пережил 6 отказов двигателей за один день испытаний на разных моделях вертолетов. Кстати, в 16 лет, будучи кадетом Индийской пароходной компании, он стал чемпионом своего корабля по боксу; первые два судна, на которых служил Бристоу, были потоплены немецким крейсером и японской подлодкой, и Алан чудом уцелел. А в 1942-м у берегов Африки им лично были сбиты два «Юнкерса» из корабельного зенитного орудия, в следующем году он уже дезертировал из флота, чтобы стать курсантом школы военных пилотов.
Его первым вертолетным бизнесом стала поддержка с воздуха китобойного флота Аристотеля Онассиса. Его близкими друзьями были сэр Дуглас Бадер, знаменитый безногий британский летчик-ас, после войны исполнительный директор Shell Aircraft, и любитель автогонок герцог Эдинбургский. Его амбиции по охвату мировой нефтедобычи уживались с бегством компании от налогов на Бермуды в конце 1950-х. У Алана Бристоу была репутация бойца, страшного в гневе, подчас непримиримого и воинственного в коммерческих делах и при этом авантюристичного и безрассудного. Однако его царствование в вертолетном секторе закончилось в 1985 году, когда он был выжит из собственной компании ведущим акционером — лордом Кайзером. Несмотря на этот удручающий факт, компания, дважды менявшая собственников, не утратила в своем названии имя Bristow в знак признания его впечатляющего вклада в мировую авиацию.
Нефтяные вертолетные будни
Ежедневно ранним-ранним утром, пока еще темно, сотни вертолетов устремляются к морю навстречу первым лучам солнца. Они перевозят на морские нефтегазодобывающие платформы тысячи рабочих. Обратно — вахтовики летят на отдых. После небольшой передышки-дозаправки снова бросок на платформы. И так целый день. И только вечером, в сумерках «уставшие» вертолеты возвращаются на свои аэродромы. Индустрия вахтовых перевозок нефтяников не знает перерывов: более 8 тыс. морских платформ, на обслуживании которых задействовано более 1500 вертолетов, из них треть(!) летает в бело-красно-синей раскраске с эмблемой Bristow. Что же собой представляет эта компания, контролирующая столь значительный кусок самого прибыльного вертолетного бизнеса? Можно сказать кратко: Bristow — крупнейший вертолетный оператор (около 500 вертолетов, 3600 работников в 21 стране) с самыми высокими стандартами морских вертолетных перевозок.
На свет Bristow появилась в июне 1953 году, когда ее основатель бывший пилот Air Arm и старший пилот-испытатель Westland Aircraft Алан Бристоу переименовал свою компанию Air Whaling Ltd в свою честь. Начиналось все с трехместного поршневого вертолета — Westland widgeon WS-51 Dragonfly HR.5 (модернизация Sikorsky S-51). С момента основания Bristow становится одним из первых в Великобритании операторов оффшорных вертолетных перевозок (ОВП). Нефтегазодобывающая отрасль стала мощным катализатором расцвета вертолетных перевозок. Рост добычи нефти и газа сопровождался неуклонным развитием всего мирового вертолетного парка и становлением вертолетных операторов, обслуживающих нефтяные компании.
В 1970-1980-х годах благодаря увеличению объема работ по разведке и добыче нефти с морского дна количественный рост парка и налета достигал 10-15% в год. В конце 1990-х в Северном море было более 215 платформ (с вертолетными площадками), на которых на вахтовой основе постоянно работали 30 тыс. человек, совершалось 350 тыс. полетов в год. В Мексиканском заливе на обслуживание нефтепромыслов работали более 800 вертолетов, совершавших в год более 220 тыс. вылетов, ежемесячно перевозя до полумиллиона человек. С тех пор площадь карты месторождений залива удвоилась. В далекой Бразилии, где в конце 1990-х ежедневно на нефтяные платформы и суда поддержки летали около 20 вертолетов, сегодня уже более 100 обслуживают морскую нефтедобычу. Одновременно с ростом интенсивности полетов вертолетов внутри отрасли под влиянием технологических прорывов и мировой глобализации шли бурные реорганизационные процессы. Слияния и поглощения не останавливаются ни на один день.
На протяжении всей своей истории Bristow постоянно меняла структуру, концентрируя все самое лучшее — лучшие методики и технологии, лучшие силы и средства. В 1985 году компанию приобретает British and Commonwealth Holdings plc. В 1996-м Bristow Helicopters покупает американский оператор ОВП Offshore Logistics. В 2006-м Offshore Logistics возвращает бренд Bristow Group. В апреле 2007 года BG расширяется за счет Helicopter Adventures и становится одним из крупнейших владельцев учебно-тренировочных вертолетов Schweizer. Долевое участие в Norsk Helicopters закончилось полным поглощением оператора, эксплуатировавшим 11 вертолетов, включая 7 S-92.
Экипажи Bristow работают по всему миру. Распределение деятельности: Европа — 36%, Северная Америка — 23%, Западная Африка — 17%, ЮВА — 13%, Южная и Центральная Америка — 6% и др.
Главное направление — чартерные (вахтовые) перевозки. Основная тяжесть работ приходится на Северном море. Здесь задействовано более половины вертолетов, которые обслуживают 580 человек в Абердине (Шотландия), где сосредоточена мощная база. Этим летом она пополнится новым ангаром (площадь 1670 кв. м) с офисным комплексом, современной учебно-тренировочной базой и 4(!) полномасштабными тренажерами (не нужно никуда ездить на учебу). В Мексиканском заливе ежедневно в воздух поднимается 600 вертолетов и задействован самый крупный флот легких вертолетов (более 300), там трудятся 1000 человек Bristow. Удаление месторождений от берега заставило оператора продать две оперативные базы и 53 легких вертолета компании, которая продолжит выполнение ранее заключенных контрактов. А Bristow уходит дальше от берега, увеличивая парк новыми большими вертолетами, способными летать за 270-280 км. В Западной Африке задействовано 600 человек. Здесь наиболее активно развиваются перевозки BG в Нигерии. В свете роста интенсивности использования группа заключила многомиллионные контракты на несколько лет вперед.
В течение 35 лет компания Bristow бессменно выполняла круглосуточное поисково-спасательное обеспечение (ПСО), в том числе 23 года — в интересах береговой охраны Великобритании. До июля 2007 года BG предоставляла британскому правительству 7 поисково-спасательных вертолетов S-61, оснащенных системой автоматического висения, двумя лебедками и ИК-системой переднего обзора, которые в течение 12 месяцев сменили новые вертолеты СНС Helicopter. Еще один вертолет BG AS332L2 в варианте ПСО, дежуривший на базе Den Helden в Голландии, утонул в Северном море в результате отказа двигателя. Сейчас на голландской базе несут службу вертолеты S-61. По данным компании, только в Великобритании число поисково-спасательных операций превысило отметку 10 тыс. (в 2005 году), налет на ПСО — 15 тыс. ч, спасенных — около 7 тыс. человек. Кроме того, Bristow осуществляет подготовку британских экипажей поисково-спасательных вертолетов. Наконец, компания была удостоена престижной награды Ее Величества Елизаветы II за инновации в технические разработки ПСО. В последнее время компания уделяет особое внимание учебно-тренировочной подготовке. Появление новых вертолетов потребовало переквалификации старых и подготовки новых кадров. Приобретенная в 2007 году во Флориде вертолетная школа превратилась в Академию Bristow.
Основные показатели Bristow Helicopters: с 2000 по 2007 год доходы компании удвоились и вплотную приблизились к отметке $1 млрд, а общий налет вырос с 200 тыс. до 300 тыс. ч/г. За 5 лет (с 2004 года) удвоила свои размеры. Капиталовложения в новую технику до 2010 года сохранятся на уровне $280 млн в год, а ежегодная «прибавка» парка превышает 20 вертолетов.
Парк вертолетов включает три типа: легкие (вместимость 4-6 человек), средние (вместимость до 13 человек) и тяжелые (вместимость до 20 человек). В категории легких основным является В206L, средних — В412 и тяжелых — AS332L. В парке еще остаются однодвигательные машины, но, по мнению руководства, они уступают двухдвигательным по летно-техническим характеристикам и характеристикам безопасности. Несмотря на одинаковый спрос, тенденция удаления начинает оказывать влияние. Оператор стремится соответствовать новым условиям рынка, поэтому постоянно покупает новые вертолеты. Компания объявила о соглашении на покупку 14 новых вертолетов на общую сумму $185 млн. Bristow закупает у американского производителя Sikorsky 3 S-92 и 6 S-76C++, а у европейского — Eurocopter 2 EC 225 и 3 EC 135. Кроме того, есть еще и опционы на закупку дополнительно 8 S-92 и 1 EC 135. Всего заказано 42 (+47 опцион). Многолетние опционы являются частью стратегии роста мирового оператора. Последние приобретения демонстрируют желание усиления позиций на рынке вертолетных услуг (эксперты прогнозируют продолжение роста спроса на мировом рынке) и разделения рисков (приобретая вертолеты у двух ведущих вертолетостроителей, оператор не хочет зависеть от одного из них). Повышение конкурентоспособности оператор видит в активном включении в работу новых вертолетных технологий.
S-92 и EC 225 — с большой дальностью полета — способны обслуживать нефтегазовые месторождения на значительном удалении в сложных природно-климатических условиях. Приобретение ЕС 225 — важный шаг в обновлении парка. Bristow первой приступила к эксплуатации новых ЕС 225 в Северном море. В 2011 году их численность достигнет 15. Многомиллионный заказ подтвердил уверенность оператора в высоких характеристиках семейства вертолетов Super Puma. Парк вертолетов компании налетал более 80 тыс. ч, включая налет лидера парка — 30 тыс. ч. Уровень исправности — 98%. S-76C++ — среднего класса, является универсальным с точки зрения дальности, вместимости пассажиров и рынков, на которых он может работать. ЕС 135 — легкий двухдвигательный вертолет, идеально подходит для небольших расстояний.
Завтрашний день Bristow
Вне зависимости от региона или вертолета полет на платформу начинается в комнате предполетной подготовки (с изучения метеоусловий, маршрута и т.д.), затем идет надевание спасательных костюмов, взвешивание груза, досмотр и предполетный инструктаж пассажиров. Винты закрутились. Взлет. Путь к платформе лежит через непостижимый пейзаж — кругом только небо и вода, 200 км на высоте 100 м. По словам пилотов, главная опасность — туман. Труднее всего приходится на конечном участке. Для посадки видимость должна быть не менее 1000 м, нижний край — 150 м. При посадке на суда необходимо учитывать качку. Кроме тумана оффшорные вертолеты подстерегают и другие природные катаклизмы: шторм, наводнения (необходимость немедленной эвакуации), сильный ветер, а также вопросы технического обслуживания на платформах (проблема соленой воды — необходимо мыть вертолеты), коммерческое давление, малярия и даже боевики…
Несмотря на все препятствия, оператор ставит перед собой самые амбициозные цели. В феврале 2007 года компания объявила о начале программы Target Zero нулевой аварийности (любое, даже самое незначительное, авиационное происшествие над морем может иметь тяжелейшие последствия). Кстати, показатель аварийности вертолетов, обслуживающих сегодня нефтегазодобычу, составляет 1,86 авиационных происшествия на 100 тыс. ч налета. Достигнутый Bristow уровень 0,73 соизмерим с регулярными авиалиниями. И это не предел. В 2008 году налет составил 300 тыс. ч без аварий и катастроф. На днях произошло знаковое событие — первый коммерческий полет вертолета компании с установленной системой предупреждения о столкновении TCAS II, которая уже несколько лет летает на самолетах и получила одобрение европейских авиационных властей. Система идентифицирует другие воздушные суда и их направление полета и в случае возможности столкновения рекомендует экипажу безопасный курс полета. Система будет установлена на все машины оператора, начиная с вертолетов Super Puma.
Наряду с безопасностью полетов особое значение приобретает оперативность — способность в любой момент доставить необходимый груз. Любая задержка несет серьезные потери (один день простоя платформы может обойтись до полумиллиона долларов). Отличительными особенностями современных контрактов на оффшорные вертолетные перевозки стали: долгосрочность, высокая стоимость, прозрачность и опора на новейшие технологии.
Появление новых месторождений не изменит общих тенденций, так как центральная линия крупных национальных (транснациональных) нефтяных компаний будет неизменна — безопасность полетов, новое оборудование и новые технологии. В настоящее время в нефтегазовых отраслях на обслуживании морских месторождений трудятся вертолеты, срок службы 45% которых превысил 20 лет, поэтому общая численность останется практически неизменной до 2010 года, а затем даже уменьшится в 2015 году до 1280. Несмотря на некоторое сокращение численности, за счет существенного повышения характеристик новых машин возможности парка серьезно возрастут. Парадокс морской нефтегазодобычи заключается в том, что в перспективе общее количество платформ будет уменьшаться из-за увеличения размеров полей месторождений и изменения самих платформ. Они станут больше и производительнее, меньше потребуется людей и, следовательно, меньше вертолетных перевозок, кроме того, часть старых платформ закроется.
Таким образом, основным двигателем оффшорного вертолетного рынка на ближайшие 10 лет станет «возрастной ценз», который нефтяные компании установили на применяемые вертолеты, — не старше 15 лет (в реальности — 25 лет в течение ближайших 5 лет). Кроме того, увеличение размеров платформ приведет к качественному изменению винтокрылых «новобранцев» в сторону средних и тяжелых вертолетов. Сегодня нефтяникам и газовикам нужны безопасные винтокрылы с большими возможностями и большей дальностью. Основной вертолет на ближайшую перспективу — вместимостью до 20 пассажиров + 1 т груза. Новые машины отличаются улучшенными силовыми установками, позволяющими существенно повысить скорость полета, массу полезной нагрузки, дальность, энерговооруженность и экономичность, перспективной авионикой, контролем уровня вибраций, предотвращением столкновений и спутниковой навигацией.
Сегодня Bristow работает круглосуточно семь дней в неделю. Специальные вертолеты, хорошо подготовленные пилоты, новейшая электроника, 100-процентная исправность. Вылет по телефонному звонку. Безопасность полетов мирового уровня. Из вспомогательной службы нефтяных компаний Bristow превратилась в ключевую составляющую нефтяного бизнеса, играющую стратегически важную роль в инвестициях, безопасности и получаемых прибылях. От вертолетов Bristow сегодня зависит благосостояние нефтяных гигантов. В ближайшее время сражение за российских нефтяников вступает в решающую фазу, и здесь Bristow будет главным претендентом.
Наши нефтяники узнают и полюбят Bristow.
Наименование |
Количество 9.2008/12.2008 |
Легкие вертолеты |
|
Robinson R-22 |
16/16 |
Schweizer 300CB/CBI учебно-тренировочный |
49/48 |
EC 120 |
1/- |
AS350 |
35/35 |
AS355 |
-/1 |
Bell 206B |
24/8 |
Bell 206L |
81/43 |
Bell 206L-3 |
|
Bell 206L-4 |
|
Bell 407 |
45/45 |
BO-105 |
2/2 |
EC 135 |
5/6 |
BK117 |
1/1 |
AW109 |
2/- |
Средние вертолеты |
|
AW139 |
4/- |
Bell 212 |
29/29 |
Bell 412 |
78/80 |
EC 155 |
10/10 |
AS365N3 |
3/- |
Sikorsky S-76A |
26/25 |
S-76C (C+, C++) |
39/44 |
Тяжелые вертолеты |
|
Bell 214ST |
3/3 |
Ми-8 |
8/8 |
Sikorsky S-61 |
8/8 |
S-92 |
15/19 |
AS332L |
34/34 |
EC 225 |
7/7 |
Итого: |
525/474 |
Bristow в России
Главное направление российской нефтегазодобывающей отрасли на море — развитие шельфовых месторождений арктических и дальневосточных морей. Штокмановское месторождение (восточной части Баренцева моря) и Арктика составляют четверть мировых запасов нефти и газа! Для реализации столь грандиозных проектов потребуется организация с невиданным ранее уровнем использования вертолетов и способами оказания транспортных услуг. Штокмановское месторождение — 7 буровых, в Баренцевом море — 60, к 2010 году должно появиться еще 40 платформ с вертолетными площадками, и на каждой из них специалистов нужно сменять каждые две недели.
Что касается российских операторов, несмотря на устаревший парк вертолетов, по мере стабилизации экономики стали возрождаться вертолетные перевозки. В последние годы наметилась тенденция устойчивого роста налета около 10% ежегодно. В перспективе тенденция сохранится, однако увеличится (на 20%) доля вертолетных услуг на экспорт. Вполне вероятно, что к нам придут интернациональные команды, среди которых обязательно будет Bristow.
Впервые Bristow Helicopters появился на постсоветском пространстве в далеком 2000 году. В Казахстане Bristow создала совместное предприятие по использованию наших Ми-8 на строительстве трубопровода к Черному морю. В 2003 году уже на Сахалине оператор образовал группу в составе Ми-8МТВ и 2 Ми-8Т и устремился на перехват контрактов у местных эксплуатантов. Наши винтокрылы удивили прочностью, надежностью и простотой при относительной дешевизне, а российские летные экипажи и техники — высоким профессионализмом. По мнению западных менеджеров, у нас есть все шансы при выполнении двух условий — модернизации техники для повышения безопасности полетов (установка кресел и систем HUMS контроля технического состояния жизненно важных агрегатов) и преодоления чудовищной медлительности российских авиационных чиновников (каждое решение требует такого количества подписей, что может загубить любой контракт).