Большая подгонка под спецназ

В последнее время в военном руководстве США и НАТО заговорили о радикальной оптимизации экспедиционных сил – увеличении доли спецназа на фоне сокращения обычных подразделений, а также военных чиновников и прочего балласта. Президент США Барак Обама в начале июня санкционировал рост числа стран, куда в рамках борьбы с терроризмом будут отправляться подразделения спецназа. Только одна цифра заставляет задуматься – за пределами США размещено 13 тыс. бойцов спецподразделений, из них 9 тыс. – в Афганистане и Пакистане.

Под принцип, что специальные армейские силы (SOF) необходимы для боевых задач, которые не могут выполнить обычные соединения, подпадает все большая доля военных операций. А развертывание и действия спецназа немыслимы без таких же специальных вертолетов. Практика глубокой модификации вертолетных платформ под нужды «спецов» – обычное дело во всем мире, особенность США здесь в том, что это уже не штучная работа, а производство, поставленное на поток. И сейчас эти оснащения и переоснащения воздушных спецподразделений идут как никогда бойко.

Среди последних приобретений американского армейского спецназа выделяется перспективное оборудование 160-й специальной эскадрильи «Ночные преследователи» (Night Stalkers). Это подразделение играет роль «опытного участка», где проходит испытание новая концепция специальных авиационных операций.

«Ночные преследователи» используют глубоко модифицированные версии трех вертолетных платформ – Little Bird, Black Hawk и Chinook, что позволяет обеспечивать их длительное и активное присутствие в районе деятельности центрального командования США и других регионах мира.

Начать стоит с легких тактических машин. 160-я эскадрилья имеет флот из 51 вертолета AH-6M/MH-6M Little Bird (они известны также под названием «расширенная версия» Little Bird), созданного компанией MD Helicopters на основе коммерческого вертолета 530FF с множественными модификациями.

Отличия от «коммерсанта» – двигатель Rolls-Royce 250-C30R/3M вместо 250-C30H и разработанный фирмой Boeing на основе стандартных средств MD 600N комплект Mission Enhancement Little Bird (MELB), состоящий из главного ротора с шестью лопастями и нескольких других «военных» доработок фюзеляжа, среди них – улучшенная хвостовая балка и ротор, целый ряд систем вооружения, увеличенный задний грузовой люк, как следствие – увеличен максимальный взлетный вес до 2130 кг.

Основной целью всех модернизаций этой машины стало снижение веса летательного аппарата при добавлении радиостанции AN/ARC-231 и улучшенной электрооптической обзорной системы (EOSS).

Вертолет используется в двух конфигурациях: штурмовая версия АХ-6M, способная нести большой перечень вооружений, включая многоствольный пулемет M134 (Dillon Aero) и блоки неуправляемых реактивных снарядов, и транспортный вариант MH-6M для переброски войск и оборудования.

В 2009 году правительство активизировало деятельность вокруг вертолетных платформ Little Bird. Учитывая объем и специфику задач, выполняемых этими вертолетами, в начале 2009-го Специальное оперативное командование США (USSOCOM) объявило о намерении заключить контракт на техническую поддержку и перспективные модернизации уникального планера AH/MH-6M.

В августе 2009 года стало известно о контракте по усовершенствованию электронной системы управления вооружением, которое будет проводиться компанией Phoenix Avionics Systems. Новый легкий контроллер системы вооружения LWWC должен взаимодействовать с пусковым комплексом Hellfire, системой управления в кабине Rockwell Collins и интерфейсами вооружения.

В конце ноября правительство объявило об ожидаемом контракте с BE Meyers & Co по 12 ночным 3-ваттным инфракрасным светильникам приборов ночного видения для AH/MH-6M.

Помимо легких вертолетов MD 160-я эскадрилья также эксплуатирует три модификации вертолетов Black Hawk фирмы Sikorsky: MH-60K, MH-60L и MH-60L Defensive Armed Penetrator. Их общая численность составляет 72 единицы.

MH-60K сильно модифицированный двухдвигательный вертолет, имеющий основные элементы планера, аналогичные UH-60 Black Hawk. Дополнительными элементами конструкции стали: система дозаправки топливом в воздухе; набор оборудования, повышающий живучесть вертолета; улучшенная система навигации, включающая многорежимный радар и дающая возможность использовать летательный аппарат в сложных метеоусловиях днем и ночью.

MH-60L – урезанная версия модели K. MH-60L DAP – вариант вертолета MH-60L, позволяющий нести различное наступательное вооружение, используется для штурмовых операций, а также в качестве носителя высокоточных боеприпасов. На модификацию DAP могут устанавливаться два 7,62-миллиметровых многоствольных пулемета M134, две 30-миллиметровые пушки, два блока по 19 неуправляемых 70-миллиметровых ракет в различных комбинациях. Конфигурация может быть изменена в зависимости от выполняемой задачи.

Другая важная доработка – усовершенствованные инфракрасные лазеры, которые могут использоваться при повышенной температуре окружающего воздуха в ночное время для обнаружения целей и наведения на них вооружения на минимальном расстоянии 2 км. Эти системы устанавливаются техническими экипажами вертолетов на модификации MH-60L DAP, прежде всего имеющими на вооружении многоствольные пулеметы M134.

Флот вертолетов совершенствуется и посредством программы модернизации платформы MH-60М. Программа подразумевает приемку построенных для армии США новых вертолетов UH-60M и доработку их оборудования под задачи специальных сил (SOF). MH-60М будет оснащен авионикой Common Avionics Architecture System (CAAS), иметь измененную конструкцию лопастей ротора, подавляющих вибрацию, а также систему EOSS.

Но наиболее существенная модернизация предполагает установку двух двигателей General Electric YT706-GE-700. Эта машина оставит любые современные модификации H-60.

В связи с оснащением 160-й эскадрильи вертолетами MH-60М ее флотилия из MH-60K/L будет постепенно сокращаться. Программа модернизации MH-60М обеспечит эскадрилью более чем 70 новыми MH-60M SOF – уникальными Black Hawk.

Для проведения открытого и тайного проникновения на территорию противника, воздушных атак, снабжения войск в широком диапазоне климатических и погодных условий 160-я эскадрилья также эксплуатирует флот из 61 MH-47. Сейчас используются четыре варианта вертолетов Chinook. Boeing продолжает оказывать техническую поддержку силам специальных операций. Работы в этом направлении организованы в Лексингтоне, где, например, MH-47G оборудуется системой CAAS, радиоаппаратурой, устанавливаются топливные баки емкостью 9100 л, система дозаправки топливом в воздухе, многорежимный радар и двигатели повышенной мощности.

Сходная ситуация со «спецами» ВВС. Для сравнения: морская пехота США использует CH-53E Super Stallion и CH-46E Sea Knight для выполнения экспедиционных операций, а команда специальных операций ВВС США (AFSOC) уже вывела из эксплуатации последние шесть стареньких MH-53 Pave. Списание этого флота дало ускорение поставкам CV-22, одного из главных приоритетов AFSOC.

Кстати,  ВВС США был организован поиск существующих в мире уникальных вертолетных платформ, способных удовлетворять их требованиям. Год назад AFSOC объявила о возможности аренды четырех Ми-17 (Ми-8МТВ-1) с двигателями ТВ3-117ВM. Предполагалось, что подрядчик будет обеспечивать готовность летательных аппаратов с помощью сертифицированного заводом-изготовителем персонала.

Союзный спецназ

160-я эскадрилья в армии США стала пионером концепции специальных авиационных операций, а ВВС США и ВС других стран приняли это как вызов.

Французские силы специального назначения, включающие наземные и воздушные соединения, формируются вокруг увеличивающегося флота перспективных Eurocopter EC 725 Caracals.

Французское воздушное соединение А 01.067 Pyrénées, относящееся к CSAR и спецназу, со своими шестью вертолетами Caracal и некоторым количеством SA 330 Puma базируется в Казауксе (юго-западная Франция). 4-й вертолетный полк спецназа армии Франции имеет восемь EC 725, семь AS532 Cougar, 13 Gazelle и четыре новых штурмовых вертолета Tiger.

Вертолеты Caracal были в Афганистане почти три года, поддерживая операции французов в районе Кабула.

Таким образом, в настоящее время идет развертывание двух подразделений спецназа, одно из которых – армейское. В апреле 2009-го был подписан контракт на пять EC 725 стоимостью $294,4 млн, предназначенных для спецназа, также ожидаются другие контракты.

 Германия не имеет специальных авиационных подразделений (SOA). Для выполнения специальных операций привлекаются силы двух аэромобильных подразделений – Münsterland и Oberschwaben, они имеют на вооружении соответственно 25 и 15 специально оборудованных средних транспортных вертолетов Sikorsky CH-53G/GS. Подразделения базируются на Рейне и Лаупхайне.

CH-53 состоят на вооружении с 1969 года, а в феврале 2010-го на них началось проведение последних доработок от Eurocopter. В результате к 2013 году в модификацию CH-53GA будет доработано 40 вертолетов. На них установят улучшенную систему управления полетом, цифровую электронику, увеличенные топливные баки обеспечат дальность полета 1200 км. Кроме того, будет обновлена система связи и передачи цифровых данных, а также появится современная система управления огнем.

Германия является главным заказчиком NH90, создаваемого по программе тяжелого транспортного вертолета (TTH), – 80 единиц для армии и 42 – для военно-воздушных сил. Некоторые из них предназначались для выполнения специальных задач (SOA/CSAR), однако большие задержки в поставках пока омрачают перспективу. На базе 12 NH90 предполагалось сформировать новое подразделение CSAR, но исследования 2008 года показали, что вертолеты не могли быть модифицированы для выполнения специальных операций. В результате до закупок оборудованных соответствующим образом CH-53K HTH был определен переходный период, во время которого выполнение специальных операций временно возлагалось на вертолеты EC 725 Caracal.

У Италии есть два подразделения сил быстрого реагирования. 26-я армейская специальная оперативная группа (SOG) Giove, расположенная в Витербо, имеет на вооружении CH-47C+ Chinooks и AB-212. Подразделение 9-го авиационного крыла 21-я эскадрилья базируется в Граццанизе, у нее на вооружении находится AB-212 ICO, модификация для выполнения специальных операций, имеющая кевларовую броню, автоматическое оружие, установленное в дверях, противоракетные ловушки и навигацию GPS. Три из них действуют в Герате (Афганистан).

В ближайшие годы в 26-й армейской группе планируется замена CH-47F на новые вертолеты NH90. Вместе с тем AB-212 ICO, вероятно, будут заменены на оборудованные для выполнения специальных операций (SOA/CSAR) AW101 Merlin и AW149. Тем временем имеющийся вертолетный флот Merlin уже обеспечивает наземные и надводные десантные операции. Несколько вертолетов этим летом были размещены в районе Герата (Афганистан).

В структуре объединенного вертолетного командования Великобритании (JHC) функции выполнения специальных операций (SOA) возлагаются прежде всего на подразделения 7-го крыла Королевских ВВС, расположенных в Одихаме и Гемпшире. На их вооружении состоят вертолеты Chinook HC2 и доработанные в этом году для дальних полетов модификации HC3.

 Испытывая недостаток в вертолетах специального назначения, Королевские ВВС организуют специальную подготовку личного состава, а также стимулируют доработки имеющейся техники для выполнения специфических операций. Так, новая модификация HC3A Merlin, состоящая на вооружении 78-й эскадрильи в Бенсоне, является вертолетной платформой, способной работать с большей нагрузкой, чем стандартная HC3. На ней установлен специальный радар, улучшены коммуникационные и иные системы.

Однако Merlin теперь предполагается передать флоту, чтобы заменить стареющую десантную технику Sea King Commando, поэтому объединенное вертолетное командование при выполнении специальных операций будет заимствовать эту технику у ВВС и флота.

Другой фаворит специальных сил Великобритании – вертолет Puma Force, также базирующийся в Бенсоне, – стал участником британской программы модернизации 28 вертолетов стоимостью $478,5 млн, в ходе которой на них будут установлены новые двигатели, радиоэлектроника и лопасти несущего винта.

 Недавно силы специального назначения появились и в Канаде. Воздушным компонентом канадских сил специальных операций стала 427-я специальная авиационная эскадрилья (SOAS), оснащенная вертолетами CH-146 Griffon. Она будет доукомплектована вертолетами CH-147F Chinook, которые начнут поступать в Канаду с 2013 года. Вертолеты будут отличаться от стандартного американского армейского CH-47F многими чертами MH-47G 160-й эскадрильи –  увеличенными топливными баками, современными системами контроля, авиационной электроникой и лебедкой.

ПАРТНЕРЫ АВИ