Будут ли российские вертолеты и впредь летать на украинских двигателях?
14.05.2014
В Минпромторге РФ надеются, что ситуация на Украине не отразится на взаимодействии российских и украинских предприятий в области авиационного двигателестроения.
«Если нас все эти катаклизмы искусственным образом разделят, я думаю, что ни украинские предприятия, ни российские от этого не выиграют», — заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в Москве во вторник.
Он выразил надежду на то, что сотрудничество России и Украины в этой сфере будет продолжено. «Мы надеемся, что все эти события не разламывают ту «конструкцию», которую мы собирали. У нас очень большое количество совместных планов с компанией «Мотор Сич». Мы очень надеемся, что все эти планы будут реализованы», — отметил Ю.Слюсарь.
По его словам, в России реализуется программа импортозамещения, в рамках которой к 2016 году планируется производить на территории страны порядка 350 вертолетных двигателей в год. При этом, по его словам, потребность холдинга «Вертолеты России» составляет 500-550 двигателей в год.
Ю.Слюсарь также сообщил, что Севастопольский авиаремонтный завод планируется загрузить заказами в рамках гособоронзаказа.
«Для этого завода с точки зрения задач авиаремонта работы хватит. Сейчас пишем отдельную программу для него», — сказал Ю.Слюсарь.
Он отметил, что посетил Севастопольский авиаремонтный завод и ознакомился с возможностями этой производственной площадки. По его словам, это небольшое «мобильное» предприятие, на нем работает порядка 400 человек.
Ю.Слюсарь отметил, что в Минпромторге поддерживают передачу в состав холдинга «Вертолеты России» авиаремонтных предприятий из состава Минобороны РФ.
По его словам, это позволит заложить на будущее стабильную программу по сервисному обслуживанию поставленных для силовых структур вертолетов.
Замминистра сообщил, что Ростовский завод «Роствертол» послужит базой для создания перспективного вертолетного кластера.
«У нас скоро открывается Петербургский экономический форум. И мы готовим там к подписанию меморандум об открытии работ по созданию нового вертолетного кластера на территории города Батайск», — уточнил он.
«Проект начинался сам по себе как перенос производственной площадки боевых вертолетов из Ростова-на-Дону в Батайск», — добавил Ю.Слюсарь.
«Сейчас проект представляет собой более масштабное начинание. Есть более амбициозные идеи, связанные с размещением на территории нескольких воинских частей, дислоцированных на окраине Батайска, некоего промышленного центра», — сказал он.
«Его основой будет промышленная площадка для производства боевых вертолетов. Там будет также ряд начинаний, ему сопутствующих. Помимо окончательной сборки боевых вертолетов мы рассматриваем Батайск как удобную площадку по производству перспективного скоростного вертолета», — сообщил Ю.Слюсарь.
«Там по новым технологиям построить завод в чистом поле было бы правильнее и экономически оправданнее», — считает он.
По его словам, на эту же площадку предполагается посадить ремонтный завод, нехватка которого ощущается на юге России, учебный центр по подготовке летного и технического состава, производство композиционных материалов, используемых в вертолетной технике. Реализация этого проекта позволит создать 10 тысяч новых рабочих мест.
Ю.Слюсарь сообщил, что на разработку нового отечественного скоростного вертолета будет потрачено порядка 7,5 млрд рублей.
«Мы говорим о разработке перспективного скоростного вертолета с получением сертификата на серийное производство в 2020 году. Сейчас на программу, которая реализуется два года, предусмотрено порядка 7,5 млрд бюджетных инвестиций и холдинга «Вертолеты России», — сказал он.
По его словам, одновременно создается научно-технический задел для получения новых технологий, которые понадобятся для разработки вертолета.
Замминистра отметил, что государственная политика будет направлена на диверсификацию модельного ряда, основой которого ранее оставались военные вертолеты. «Несколько проектов, которые софинансируются государством — это вертолет Ка-62 в размерности 6,5 тонны. На этот проект потрачено порядка 6 млрд рублей пополам с «Вертолетами России». Это — вертолет Ми-38 с большей грузоподъемностью, стоимость проекта 7 млрд рублей. Его особенностьюявляется большое количество модификаций», — сказал Ю.Слюсарь.
При этом, добавил он, скорость не является для коммерческих эксплуатантов абсолютным приоритетом. «Главная задача при разработке вертолета-2020 — это прежде всего экономика. Впервые в этом смысле мы будем проектировать вертолет изначально на новых принципах, под рынок, под клиента, под потребителя, под заданную цену», — пояснил замминистра.
В свою очередь, председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков сообщил, что ситуация на Украине и позиция США и Евросоюза по вопросам сотрудничества с Россией не отразились на участии западных вертолетостроительных компаний в выставке HELIRUSSIA-2014, которая состоится в Москве.
«У нас наоборот прирост заявившихся экспонентов, прирост тех компаний, которые хотят выставляться в России, потому что Россия является колоссальным, огромным рынком», — заявил М.Казачков на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в Москве.
По его словам, организаторы выставки получили отказ только от одной американской компании. «Это — американская вертолетная ассоциация, которая по странным причинам отказалась», — подчеркнул М.Казачков.
Компания «Сикорский» также не приняла окончательное решение о своем участии в выставке, но это не связано с политическими причинами, отметил М.Казачков.
В свою очередь, Ю.Слюсарь отметил, что объявленные против РФ санкции не сказались пока на крупных совместных авиастроительных проектах.
«Проекты, которые реализуются в авиационной сфере, например, с Италией, Францией, настолько масштабные, интересные для них, что они не могут от них отказаться. Точка невозврата пройдена», — сказал Ю.Слюсарь.
По его словам, «на рабочем уровне» сложностей в отношениях с западными партнерами не ощущается.