Чемпионат суперсредних: Обостряется конкуренция в сегменте вертолетов для нефтегазовой отрасли

AgustaWestland, Airbus Helicopters и Bell готовятся к очередному наступлению на рынок винтокрылых машин, а точнее, на конкретный сегмент этого рынка, который может стать одним из самых высококонкурентных. В борьбу за лидерство в сегменте вертолетов суперсреднего класса вступят сразу три модели: AW189, EC175 и Bell-525 Relentless. И эта борьба станет еще более интересной, благодаря тому что все авиастроители используют различные маркетинговые стратегии продвижения своих новых вертолетов.

Позже всех в сражение вступит Bell Helicopters со своим вертолетом Bell-525, первый полет которого должен состояться только в конце этого года. Естественно, что все внимание рынка пока будет приковано к его главным европейским конкурентам — AW189 и EC175, практически одновременно сертифицированным в Европе. Сертификация EC175 состоялась 30 января 2014 г., а AW189 — 7 февраля.

Ключевой фактор победы на данном рынке — понимание особенностей обслуживания компаний нефтегазовой промышленности операторами вертолетных работ. До настоящего времени на рынке было не так много подходящих моделей винтокрылых машин и операторам приходилось использовать такие вертолеты, как Eurocopter EC225 или Sikorsky S-92 на относительно коротких дистанциях, не превышающих 180–270 км. Но эти вертолеты предназначены для полетов на большие расстояния (до 460 км) с максимальной загрузкой до 18–19 пасс. Нефтегазовой отрасли требовались машины ближнего радиуса действия, отличающиеся высокой пассажировместимостью и при этом меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с EC225 или S-92 либо меньшими затратами по сравнению с использованием двух вертолетов AW139, EC155 или S-76 для достижения тех же самых целей.

Применение вертолетов ближнего радиуса действия с меньшими габаритами и массой также открывает доступ к большому количеству нефтяных платформ, которые ранее могли обслуживаться только вышеупомянутыми дорогими машинами.

«Для Bristow такая категория вертолетов позволит совершать посадки на небольших платформах, которые мы обслуживаем в южной части Северного моря, — говорит Майк Имлак, управляющий директор компании Bristow. — Взяв на борт больше пассажиров при сравнительно небольших габаритах вертолета, мы снижаем наши риски, выполняя меньше рейсов. В то же время мы можем снизить стоимость услуг для наших клиентов». И эти вертолеты появляются в самое подходящее время, когда даже компании энергетического сектора вынуждены экономить.

Bristow станет первым клиентом, который сможет на деле проверить этот принцип. Компания выступила стартовым заказчиком вертолетов AW189, которые будут обслуживать энергетическую компанию GDF Suez в южной части Северного моря. По словам руководства Bristow, вертолеты AW189 станут идеальной заменой эксплуатируемых компанией машин дальнего радиуса действия Aerospatiale AS332L Super Puma, более известных как Tiger. Компания начала постепенно выводить из эксплуатации эти вертолеты, однако вновь вернулась к их использованию после временного запрета на эксплуатацию EC225.

По мнению вице-президента компании Sikorsky Дэвида Мартина, в сегменте среднеразмерных вертолетов нужно быть предельно осторожными. «Будущее этого сегмента остается неопределенным, раньше в этом классе уже была одна модель — Bell-214ST. Посмотрим, окажется ли новая попытка возродить этот класс более успешной», — говорит он.

Вертолеты Bell-214ST имели ограниченный успех: за период с конца 1970-х по 1993 г. было продано только 96 машин, причем большая часть из них была передана военным.

Процесс разработки вертолетов EC175 омрачился различными проблемами, но тем не менее эта модель, скорее всего, будет первенцем на рынке. Правда, заказчики получат первые машины, вероятно, только во второй половине этого года, причем некоторые из них подписали контракты на поставку еще в далеком 2008 г., в момент запуска программы.

Отчасти задержки в программе были вызваны осторожностью Airbus Helicopters, обусловленной расследованием двух крушений вертолетов EC225 в Северном море в мае и октябре 2012 г., а также последующим временным запретом на эксплуатацию данного типа до июля 2013 г. Многие инженеры, работавшие над программой EC175, в срочном порядке были задействованы в поиске причин отказа конической передачи вертикального вала вертолетов EC225. Airbus надеется окончательно решить эту проблему до конца текущего года, изменив конструкцию указанного элемента.

Стартовые заказчики вертолетов EC175, в числе которых российская  «ЮТэйр», бельгийская NHV и французская Heli-Union, должны были получить первые машины еще год назад, но у производителя возникли трудности с интеграцией и окончательной доработкой авионики Helionix.

Решив указанную проблему, в Airbus Helicopters поняли, что EC175 обладает более впечатляющими характеристиками по сравнению с ожидаемыми результатами, особенно когда были установлены новые рекорды по скороподъемности до высоты 6000 и 3000 м.

Сейчас Airbus Helicopters хочет окончательно доработать свое детище, сгладить имеющиеся ошибки и наладить производственный процесс. Инженеры намерены увеличить вместимость вертолета массой 7500 кг, сохранив при этом радиус полета: перевозка 12 пасс. на расстояние до 350 км или 18 пасс. на расстояние до 180 км.

Заявленные характеристики модели AW189 почти такие же. Вертолет AgustaWestland массой 8300 кг способен перевозить 18 пасс. на расстояние до 200 км, 16 пасс. — до 260 км и 12 пасс. — до 360 км. Разница между двумя моделями минимальна, однако, как считают в Airbus Helicopters, различие в массе вертолетов на 800 кг может сыграть решающую роль при выборе винтокрылого аппарата — естественно, в пользу EC175. В то же время в части заказов особого преимущества нет ни у той ни у другой модели, и, как считают в Airbus Helicopters, рынок пока что проявляет осторожность в отношении вертолетов нового класса.

Нужно отметить, что у AgustaWestland не было серьезных проблем с программой AW189. Эта модель с двигателями General Electric CT7-2E1 стала дальнейшим развитием чрезвычайно успешного 5-тонного аппарата AW139, который обеспечил коммерческий успех своему производителю.

В 2006 г. руководство AgustaWestland обнародовало планы по созданию увеличенной военной версии вертолета AW139. В 2009 г. новая машина, известная как AW149, поднялась в воздух, а официальный запуск коммерческой программы AW189 состоялся в 2011 г. С тех пор эта модель заняла свое место на рынке; по количеству заказов AW189 немного опережает EC175.

Большая часть заказов поступила от компаний, которые уже эксплуатируют вертолеты AW139 и которые должны получить определенные преимущества от единой концепции целого семейства вертолетов AgustaWestland, куда помимо AW139 и AW189 входит еще одна новая модель — AW169, сертификация которой должна завершиться в этом году.

Все три модели AgustaWestland обладают схожими философией конструкции, компоновкой кабины экипажа и процедурами технического обслуживания — соответственно операторы, эксплуатирующие такие вертолеты, могут сэкономить на затратах, связанных с обслуживанием этих машин и обучением персонала.

Примечательно, что AW189 и EC175 нашли для себя другие роли: в общей сложности было продано два вертолета EC175 и один AW189 в VIP-конфигурации. Кроме того, считается, что винтокрылые машины для нефтегазовой отрасли отлично подходят для выполнения поисково-спасательных операций. Так, компания Bristow выбрала AW189 в качестве небольшой платформы по выполнение контракта на оказание поисково-спасательных работ, заключенного с морской и береговой охраной Великобритании. В течение ближайших 15 лет AgustaWestland рассчитывает продать в общей сложности 200 вертолетов AW189, оснащенных оборудованием для выполнения поисково-спасательных работ. Тем временем продолжается разработка вертолетов Bell-525. Компания Bell открыла заказы на эту модель в конце 2013 г. Известно, что это будет первый коммерческий вертолет, оснащенный электродистанционной системой управления. Со взлетной массой в 8750 кг он сможет брать на борт до 19 чел. и потенциально будет непосредственно конкурировать с моделями EC225 и S-92.

http://www.ato.ru/

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ