Чистое топливо: уже совсем скоро

Мир довольно осторожно воспринимает «зеленые» инициативы развитых стран. При этом, многие понимают их необходимость и поддерживают, но пока больше вербально. Большинство понимает, чем это обернется для их экономик. Конечно, подорожанием авиатехники, топлива и соответствующей инфраструктуры. Но пока эксперты, аналитики и эксплуатанты рассуждают о перспективах декарбонизации, в отрасли предпринимаются первые практические попытки стимулировать внедрение биотоплива.

Airbus Helicopters обратилась к основным держателям акций с призывом присоединиться к инициативе, направленной на снижение вредного воздействия авиации на окружающую среду. Вместе с группой пользователей устойчивого авиатоплива (SAF) Airbus планирует решить остающиеся проблемы и активно поддерживать обязательства отрасли по сокращению CO₂ с партнерами из всех областей авиационного сектора.

Заинтересованные стороны будут продолжать работать над использованием смешанного керосина, рассчитывая проложить путь к полетам на 100% чистом топливе в ближайшей перспективе.

SAF снижает выбросы CO₂ за счет использования остаточных материалов и отходов, таких как отработанные растительные масла и жиры. В результате топливо не оказывает отрицательного воздействия на производство сельскохозяйственных продуктов питания. Биотопливо используется при тех же эксплуатационных характеристиках и условиях безопасности, что и обычное. Кроме того, оно уже зарекомендовало себя хорошим способом сокращения выбросов CO в авиационной промышленности.

Airbus стремится возглавить декарбонизацию аэрокосмического сектора и активно участвует в обеспечении экологически безопасных авиаперевозок. Компания обязалась поддерживать движение за декарбонизацию в масштабах всей отрасли, которое включает углеродно-нейтральный рост с 2020 года и сокращение выбросов CO₂ на 50%. Для достижения этих целей стратегия Airbus по декарбонизации фокусируется на снижении расхода, ускорении разработки новых технологий (например, электрификации), оптимизации операций и поддержке рынка. К слову, все вертолеты, производимые Airbus, в настоящее время сертифицированы для работы с примесью до 50% SAF в керосине.

А в это время спасательные вертолеты уже начинают летать на экологически чистом авиационном топливе. Первый полет на SAF недавно совершил Airbus H145, которым управляет немецкая ADAC Luftrettung.

Вертолет, оснащенный двигателями Arriel 2E, был заправлен биотопливом на спасательной станции в мюнхенской клинике Харлахинг в присутствии совета директоров фонда ADAC, представителей производителя двигателей Safran Helicopter Engines, производителя вертолетов Airbus Helicopters и энергетической компании TotalEnergies.

Как ожидается, именно эти компании станут движущей силой декарбонизации полетов вертолетов. Как отмечается, использовался SAF второго поколения, значительно снижающий вредные выбросы. Топливо было произведено TotalEnergies на нефтеперерабатывающем заводе в Нормандии из отработанного кулинарного масла растительного происхождения.

По расчетам, с этим SAF флот ADAC Luftrettung может сократить выбросы CO на треть. Учитывая, что вертолеты компании выполняют более 50 000 спасательных операций в год, преодолевая расстояние 3,3 млн. км, окружающая среда ежегодно будет получать на 6000 тонн вредных выбросов меньше. Как сообщается, ADAC и Safran не намерены останавливаться на достигнутом, и планируют довести уровень использования SAF до 100%.

С этой целью они запускают проект с одним спасательным вертолетом ADAC в Кельне. В рамках проекта будут изучены все аспекты использования биотоплива на H145, эксплуатация которого начнется летом 2021 года.

После премьеры биотоплива Фредерик Брудер, управляющий директор ADAC Luftrettung, и Франк Саудо, генеральный директор Safran Helicopter Engines, подписали долгосрочное соглашение, предусматривающее увеличение коэффициента смешивания, а также продвижение синтетического электронного топлива, известного как керосин Power-To-Liquid (PTL).

Это еще одна альтернатива ископаемому топливу, которая позволит приблизиться к климатически нейтральной авиации. PTL относится к типу жидкого топлива, производимого с использованием электроэнергии из возобновляемых источников. Собственно, это углеводороды, которые искусственно синтезируются из водорода и диоксида углерода, причем водород поступает в результате электролиза воды. Назвать такой продукт доступным и дешевым язык не поворачивается, но в таком деле, как смена топливной парадигмы, цена — дело десятое.

Заметим, что биотопливо пока сертифицировано и одобрено для использования в авиации в смеси с обычным керосином типа JET-A1 в пропорции не более 50%. Спасательный вертолет ADAC летал на смеси 40%. Мероприятие стало первым шагом в укреплении позиции Airbus Helicopters как производителя продукции с самым низким уровнем выбросов CO2 в мире.

Биокеросин (SAF) TotalEnergies можно использовать напрямую и без каких-либо изменений в логистической инфраструктуре для хранения и распределения. Сегодня мы наблюдаем это на практике. В марте прошлого года компания успешно начала производство экологически безопасного авиационного топлива во Франции, а теперь продолжила его производство в Германии”.

Bell объявила о начале применения SAF на тренировочных и демонстрационных вертолетах Bell Training Academy (BTA). Компания будет использовать топливо глобального поставщика Avfuel Corporation.

Как видим, главным инициатором активного использования биотоплива за океаном выступает один из основных конкурентов Airbus.

Все демонстрационные и учебные вертолеты, а это 20 машин, начали использовать экологически чистое авиационное топливо с 25 марта. Помимо внедрения SAF, Bell изучает способы снижения расхода топлива путем тестирования технологий с электроприводом. В частности, на новых транспортных средствах, таких как автономный контейнерный транспорт и система компенсации реактивного момента с электрическим приводом (EDAT), которая должна обеспечить повышение уровня безопасности, уменьшение эксплуатационных расходов и уровня шума.

К сожалению, не мы диктуем повестку дня. Тренд определен и даже сроки реализации инициатив оформлены законодательно. Западный вертолетный мир уверенно смотрит в сторону биотоплива, которое пока используется совместно с керосином либо как его альтернатива. Двигатели пока могут работать и на том, и на другом, но что будет дальше? Не появятся ли со временем технологии, полностью исключающие использование керосина из привычных углеводородов?

Если да, мы окажемся вне рынка, точнее вне самого богатого рынка. Нам придется включаться в эту гонку. В противном случае, российские вертолеты так и будут ценить только за надежность, неприхотливость и смекалку их экипажей.

Владимир Шошин

ПАРТНЕРЫ АВИ