Деревня заждалась команды «От винта!»

Применение вертолетов в сельском хозяйстве значительно увеличивает эффективность работ

Было все, даже посадка озимых

Как ни крути, а наиболее массовое и разнообразное применение сельскохозяйственная авиация получила в СССР. Тогда вертолеты и самолеты  использовались для внесения удобрений и пестицидов, аэрофотосъемки при землеустройстве, при дистанционном контроле влажности почвы, при учете заовраженных земель и т.д. Из общего объема внесенных удобрений в огромном хозяйстве страны на долю авиации приходилось до 45 процентов, почти треть работ по защите растений от вредителей и болезней также ложилось на плечи авиации, работающей на сельское хозяйство. Совсем уж экзотикой по нынешним меркам можно считать посев озимых при избыточном увлажнении почвы, хотя, судя по чрезвычайно дождливым осени 2012 и весны 2013 года, такой способ пригодился бы.

Одних только преимуществ применения авиации в сельском хозяйстве можно насчитать не менее десятка. К примеру, кроме высокой производительности чрезвычайно эффективной считалась обработка химикатами растений с вертолетов, летящих на малой высоте и скорости. Как мы все знаем, за счет вихревого нисходящего потока препараты наносятся не только на верхнюю, но и на нижнюю часть листьев крон деревьев и кустарников.

Само собой не обходилось и без недостатков. К ним относили зависимость от метеорологических условий, трудность локального применения химикатов и удобрений, повышенную стоимость работ. Однако все это вместе взятое говорило лишь о том, что отрасль жила, преодолевала свои болезни, развивалась, используя отечественные воздушные суда, вертолетный флот которых в основном состоял из Ми-2 и Ка-26. Последних, кстати, с 1969 по 1977 год было построено 850 штук, из которых 150 поставлены за рубеж в 13 стран, где они использовались в основном для гражданских целей.

Нужны «рабочие лошади»

Сегодня, спустя почти тридцать лет, преимущества применения вертолетов в сельском хозяйстве не исчезли никуда. Остались и недостатки, которые при современном развитии техники вполне можно было бы серьезно минимизировать. Но бал теперь правит другая напасть – перестала существовать система применения вертолетов на селе в связи с повальным выводом из эксплуатации старых и отсутствии сопоставимых с ними по цене-качеству новых массовых воздушных судов. Тех же Ка-26 летают единицы, в свою очередь из более чем 500 числящихся в реестре Ми-2 в «живых» от силы 100 машин.

Нет, вертолеты над полями летают и сегодня, но от былой системной эффективности государственного масштаба не осталось и следа. Не всегда спасают и новомодные западные технологии навесного оборудования. Так новозеландская система распыления HELIPOD III Spray System для вертолетов R44, мировым дистибьютором которой является компания Simplex, а в России — ЗАО «Русские Вертолетные Системы», — прекрасный и эффективный образец авиационного сельхооборудования. Но использовать его могут только те, у кого в хозяйстве уже есть вертолет «Робинсон». Пожалуй, это доступно крупному агрохолдингу, чей вертолет по окончании с /х сезона переходит в распоряжение владельцев в качестве VIP-транспорта. Довольно трудно сравнивать былые рабочие лошадки Ми-2 и Ка-26 с нынешними утонченными «Робинсонами» ангарного хранения. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с причудливыми кривыми, которые с одной стороны отражают затраты на обслуживание ВС и стоимость летного часа, а с другой — рентабельность сельхозпроизводства.

Здесь стоит сделать одно уточнение. Остатки прежнего вертолетного парка сельскохозяйственной авиации СССР остаются востребованными и сегодня. Там, где существует система технического сопровождения старых вертолетов, они продолжают демонстрировать свои лучшие качества. К примеру, несколько Ка-26 летают в «Газпромавиа», также с успехом они применяются в сельском хозяйстве Белоруссии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии. Мало того, большинство стран-эксплуатантов периодически обращаются к России с просьбой восстановить производство этих летательных аппаратов.

На кулибиных далеко не улетишь

Отчасти ситуацию пытаются спасать владельцы живых раритетов – частники. Но подобные эксперименты, к сожалению, все чаще заканчиваются трагедиями. Иногда благодаря нигилизму в отношении правил производства полетов, иногда по техническим причинам. В самом деле, даже к Ка-26, наработка на отказ которого в свое время в полтора раза превышала показатели американской рабочей лошадки Bell-206, стоит относиться трепетно.

Надеяться на заполнение ниши сельскохозяйственных вертолетов самоделками также не приходится. Главная причина одна – невозможность насытить рынок. Ну и, конечно, следует помнить о качестве проектирования и строительства воздушных судов, которые в домашних условиях оставляют желать лучшего. Хотя кулибиных, что в России, что в других странах довольно много.

Может, Ка-26?

Вопрос возобновления производства простого и эффективного Ка-26 практически не сходит с повестки дня вертолетных специалистов. Среди доводов в пользу такого решения пять основных плюс шестой под названием «и т.д.». На первом месте серьезная экономичность по сравнению с отечественными и импортными одноклассниками за счет применения поршневых двигателей прекрасно работающих на автомобильных бензинах. Второй пункт – высокая грузоподъемность. Дополнительно стоит отметить простоту управления и сертификацию вертолета по американским нормам летной годности FAR-29. Ремонтопригодность в полевых условиях вообще вне конкуренции. Ну и конечно, отличительными характеристиками Ка-26 являются модульность и надежность. То есть все как нельзя лучше соотносится с требованиями для сельхозавиации. Есть, правда, одно «но» – говорят, что Ка-26 устаревшая машина. Однако подобные высказывания впору отнести к рекламным трюкам по продвижению импорта, который зачастую и летает также на бензине (авиационном), и далеко не всегда оборудован современными приборами. Проще говоря, условия возобновления производства Ка-26 имеются. Вот только пока в дефиците воля и практические шаги в сторону такого решения.

Дрон на гектар и более

Еще один способ выхода из кризиса – использование вертолетов-дронов. Подобное решение вполне оправдано. Во-первых, сегодня рынок гражданской беспилотной техники, нацеленный на сельскохозяйственное направление, считается наиболее перспективным в мире. А, во-вторых, основной сектор применения беспилотных вертолетов – военный – практически закрыт существующим модельным рядом. Следовательно, все может очень даже быстро переориентировано на использование в сельском хозяйстве вертолетов-беспилотников. Благо в финансовых ресурсах проблем нет, а значительная экономическая эффективность таких летательных аппаратов лишь подстегивает процесс.

Из недавних примеров применения на благо сельского хозяйства винтокрылых беспилотников внимания заслуживают два. Так в январе 2012 года министерство сельского хозяйства США закупило беспилотный вертолет Avenger. На его плечи легла задача по мониторингу процесса роста растений и температурных колебаний на сельскохозяйственных угодьях Мауди на Гавайах, общей площадью 35 тысяч гектаров.

Другой пример также относится к США, где в мае 2013 года исследователи Калифорнийского университета в сотрудничестве с корпорацией Yamaha Motors начали приладочные к местным условиям испытания беспилотного вертолета RMAX предназначенного для обработки химикатами сельскохозяйственных угодий. Вес полезного груза, который способен брать на борт дрон составляет 28 килограмм. На вертолете есть распыляющее устройство, возможно оснащать его аппаратурой для наблюдения.

В этой связи стоит обратить внимание на Японию. Там идея применения вертолетов-дронов в сельском хозяйстве возникла еще в 1991 году. Результат – начав с обработки риса беспилотники научились ухаживать за пшеницей, овсом, соевыми бобами, корнями лотоса, редисом, каштановыми рощами и, самое необычное – дронам под силу стал ухода за фруктовыми садами и овощными полями.

При этом наметилась тенденция не просто проектировать и строить беспилотники, а беспилотники под конкретные задачи небольшими партиями. Отсюда и минимизация их размеров, а также простота управления с помощью самого обычного пульта управления для авиамоделей. Примером такого подхода к делу может служить соосный винтокрылый дрон разработчика Bakji Su, который подходит для обработки нескольких соток сельхозугодий.

К слову, в России о беспилотных вертолетах для сельского хозяйства также помнят. Так, начав еще в 2011 году разработку такого дрона, специалисты кафедры летательных аппаратов Таганрогского технологического института Южного федерального университета сегодня уже готовы продавать систему сельхозпроизводителям. Тем в свою очередь беспилотники пригодятся для мониторинга всхожести растений. В ближайшее время разработчики готовы научить вертолет работать с микроудобрениями.

Кто возглавит процесс?

По большому счету, используя все варианты, предложенные выше, вполне реально довести показатели применения вертолетов в сельском хозяйстве России до уровня СССР, обеспечивая тем самым эффективное земледелие. Экономисты не без оснований делают ставки превращение России в крупнейшего поставщика сельхозпродукции, которая наряду с нефтью может стать существенным источником экспортной выручки.

Единственные, в таком случае отличия с временами СССР будут заключаться в большем спектре грузоподъемности летательных аппаратов, радиусе действия, да наличии либо отсутствии пилотов на них. При этом численность сельскохозяйственных винтокрылых машин может быть сопоставимой с прежней. Правда при таком варианте развития событий не помешала бы и государственная поддержка, не обязательно финансовая, а, к примеру, организационная. Ведь для сельского хозяйства необходим целый флот вертолетной техники, со своей классификацией. А тут без командования, да защиты интересов участников рынка не обойтись.

ПАРТНЕРЫ АВИ