«Детская» санавиация. От Нижневартовска до Сан-Бернардино

Как ни странно это звучит, но основное отличие российской системы экстренной доставки пациентов в лечебные учреждения, к примеру, от американской, состоит в финансовой логистике.

Во всяком случае, во многом благодаря ее эффективности США в свое время так сильно вырвались вперед в области гражданской санитарной авиации, что фактически стали законодателями мод.

Сегодня одним из трендов стало развитие авиационных служб, ориентированных на помощь детям. При этом выясняется, что с точки зрения организационных подходов и перспектив российские службы как минимум нельзя относить к догоняющим. А если учесть их ведомственную принадлежность, то в ситуации мирового финансового кризиса эти подразделения выглядят более устойчивыми и доступными для населения, чем иные иностранные.

Именно поэтому было бы интересно обозначить реальные, а не субъективные проблемы, которые необходимо решать, чтобы сделать «детские» — службы экстренной доставки максимально эффективными.

Оценки должны быть объективными

Кстати, зачастую из-за того, что понятие эффективность рассматривается без учета сопутствующих факторов, российской санитарной авиации порой приписываются чуть ли не все грехи и недостатки, существующие в природе. Так одним из критикуемых стал лозунг «даже если мы спасли жизнь одного человека, затраты окупились». Здесь подразумевается, что из-за отсутствия системы оценки сравнения воздушного и наземного способов доставки пациентов в лечебные учреждения, часто идет откровенный перерасход средств при вертолетной перевозке. Вполне возможно, что так и происходит в регионах с разветвленной дорожной сетью, где требуется более трезво оценивать необходимость применения вертолетов. Здесь и без того значительная часть средств, предназначенных на доставку пациентов в лечебные учреждения, ранее опосредованно направлена в строительство дорог. Другое дело – отдаленные регионы. Зачастую для них единственным видом медицинской помощи является экстренная помощь, оказываемая с помощью санитарной авиации.

Для этого, к примеру, на территории Югры (Ханты-Мансийский Автономный Округ) в рабочем состоянии имеются 10 аэродромов и две взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием, более 120 вертолетных площадок и четыре аэропорта, которые работают в круглосуточном режиме и являются аэропортами выбора при базировании воздушных судов санитарной авиации Югры. Примерно такая же картина в Красноярском крае с его расстояниями в десятки сотен километров.

Таким образом, если и требуется оценивать эффективность санитарной авиации, то делать это необходимо с оглядкой на местные условия, учитывая средства, вложенные в дороги и сеть лечебных учреждений. И тогда перестанут резать слух цифры стоимости полетного времени санитарных вертолетов, как в территориальном центре медицины катастроф Республики Тыва. Здесь цена летного часа при аренде Ми-8Т в 2011 году составляла 69218 рублей.

Еще одна проблема, о которой не говорит разве что ленивый – отсутствие комфорта в российских вертолетах. Расшифровывается это так – находящаяся в эксплуатации российская вертолетная техника представляет собой грузовые или пассажирские типы воздушных судов, не приспособленные для медицинской транспортировки больных.

И в самом деле, наиболее распространенными в санитарной авиации являются вертолеты семейства Ми-8, не подходящие для категории элитных. В том же Красноярском крае для оказания экстренной медицинской помощи на расстоянии более 200–250 километров используются вертолеты Ми-8Т и Ми-2. Но с 2011 года с целью оптимизации расходов на перевозки 1–2 пассажиров в сопровождении врача авиакомпания-перевозчик предоставляет легкие вертолеты Robinson R-44, Eurocopter AS350B3, Eurocopter ES130B4. При этом авиационным способом (вертолеты и самолеты) транспортируются до 75% пациентов.

Что касается Ми-8, то понятие комфорта в данном случае также имеет свои особенности, которые требуют учета. Так в Омской областной детской больнице к этому вертолету относятся весьма положительно и называют воздушным судном высокого класса. По мнению специалистов-медиков, эти машины оснащены комплексом современного оборудования, благодаря чему транспортировка детей любого возраста высоко — технически обеспечена, читай – комфортна.

С требованиями максимальной оснащенности к вертолетам санитарной авиации подходят, к примеру, и в детской больнице университета Loma Linda в Сан-Бернардино, штат Калифорния, США. Здесь использовать вертолеты начали в 2010 году, зафрахтовав Bell 222UT. Теперь на вооружении лечебного учреждения EC145. По отзывам специалистов воздушное судно имеет просторный салон, в котором с комфортом размещается медицинская бригада из трех человек и устанавливается неонатальный транспортный инкубатор Isolette. Но основными достоинствами вертолета, все же, считаются надежность и обеспеченность необходимым навигационным оборудованием. «Мы часто летаем над пустыней, поэтому ценим выносливость и надежность двухдвигательного EC145. В общем, это хороший вертолет для нашей программы» — говорит Стив Грейс, ведущий пилот. При этом добавляет, что эффективность EC145 увеличивается с применением приборов ночного видения, так как значительную часть времени вертолеты используются в темное время суток.

Стоит отметить, что в российских условиях вертолеты санитарной авиации также эксплуатируются в ночное время. Так у Ка-226, используемых в Оренбургской области для мониторинга нефте- и газопроводов и нужд санитарной авиации налет в ночное время составил 35 %. В свою очередь Ми-8 Центра медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа также находятся в состоянии круглосуточного дежурства. При этом регламентированное время подготовки к вылету по эвакуации новорожденных составляет летом не более 30 минут, зимой не более 1 часа.

Медицинский экипаж

Если сравнивать численность и оснащенность медицинских бригад санитарных вертолетов, то здесь все также относительно одинаково – в России и на Западе.

К примеру, в той же в детской больнице университета Loma Linda в Сан-Бернардино, штат Калифорния, США в постоянной готовности две бригады медиков. Одна специализируется на интенсивной терапии новорожденных, другая – на интенсивной педиатрической терапии.

Первая команда состоит из медсестры и помощника по респираторной терапии, что наиболее востребовано для помощи недоношенным детям. Причем, каждый член команды имеет при себе свой пакет специализированного оборудования, не считая неонатального инкубатора Isolette, монтируемого в салоне вертолета.

Педиатрическая команда включает врача, медицинскую сестру и пульмонолога. Она ориентирована на оказание помощи детям в возрасте от нескольких месяцев до 18 лет, которые попадают в беду гораздо чаще, а разнообразие травм обширнее. Хотя на практике наиболее часто у них встречаются черепно-мозговые травмы. И здесь каждый член команды имеет при себе индивидуальную укладку.

Организация работы российских медиков фактически аналогична американским. Во-первых, наиболее крупные регионы организационно делятся на зоны с отделениями санитарной медицины. В качестве примера стоит привести все тот же Ханты-Мансийский Автономный округ, территория которого условно разделена на четыре зоны ответственности с центрами в п. Березово, г. Сургуте, г. Нижневартовске.

В каждом филиале центра в режиме круглосуточного дежурства находится многопрофильная бригада специализированной медицинской помощи. В состав бригады входят: анестезиолог-реаниматолог, хирург, травматолог, терапевт, кардиолог, акушер-гинеколог, педиатр, при необходимости привлекаются врачи других специальностей. Из средних медицинских работников в состав многопрофильной бригады входят: фельдшер, медсестра-анестезиолог, операционная медицинская сестра, акушерка. Каждая бригада в своем распоряжении имеет: автомобиль скорой медицинской помощи класса «С»; вертолет МИ-8, экипаж которого также находится в круглосуточном дежурстве; соответствующее медицинское оборудование для искусственной вентиляции легких, мониторного наблюдения, инфузоматы, кувезы для транспортировки новорожденных, запас кислорода. Они оснащены укладками с лекарственными средствами, стерильными операционными наборами для оперативных вмешательств, комплектами медико-санитарного имущества, стерильного медицинского белья и т.д. Имеют современные средства спутниковой связи, позволяющие в любой точке автономного округа связаться с Центром медицины катастроф, любым медицинским центром России. Эти бригады высокомобильны, самодостаточны и способны при необходимости на месте, самостоятельно оказать все виды квалифицированной и основные виды специализированной помощи в полном объеме.

Подобный состав медицинских бригад обусловлен наработанной статистикой, согласно которой в 58% случаев проводилась медицинская эвакуация зрелых, доношенных новорожденных, в 30% случаев со второй и третьей степенью недоношенности, в 8% случаев транспортировались новорожденные со сверхнизкой массой тела – менее 1 кг или четвертой степени недоношенности. Сроки вылета этих бригад для выполнения санитарных заданий по оказанию экстренной медицинской помощи составляют в летнее время не более 30 минут, в зимнее время не более одного часа

В Омской детской санавиации медицинская специализированная авиабригада состоит из профессиональных медиков – детских врачей и медицинских сестер , знающих все нюансы оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и имеющих внушительный опыт работы с тяжелыми больными детьми. По статистике с 2008 по 2011 год медицинская помощь была оказана 2779 детям, в том числе 1053 в возрасте до 1 года, из них 205 новорожденным. Объемы оказанной экстренной медицинской помощи детскому населению в возрасте до 1 года показывают, что 383 (35,3%) эвакуированных ребенка нуждалась в проведении интенсивной терапии во время санитарно-авиационной эвакуации и требовали привлечения реанимационных бригад , включая врачей-неонатологов. 168 новорожденным (16%) санитарно-авиационная эвакуация проводилась в транспортных кувезах с проведением искусственной вентиляции легких.

И, все же, при всех, казалось, схожих параметрах в организации авиационной медицинской помощи детям, в современных условиях наиболее устойчивой можно считать российскую. Хотя, конечно, с точки зрения комфорта западная техника имеет неоспоримые преимущества. В самом деле, никто не говорит, что для перевозки детей вертолетами не требуются особые условия. Напротив, они – пониженная шумность, вибрация, климатический комфорт – должны обеспечиваться даже на то небольшое время, что маленький пациент находится на борту летательного аппарата.

Вместе с тем на практике именно такой подход «в лоб» часто рождает безапелляционное утверждение – для российской санитарной авиации необходимо приобретать исключительно западную технику, которая отличается комфортом. Но как в таком случае вести разговор об эффективности применения воздушных судов, если в режиме дежурства на земле санитарные вертолеты проводят основную часть своей жизни? Выходит, купив «нежную», «заточенную» исключительно на санитарные нужды западную технику, вертолетный оператор вынужден терпеть убытки? Понятно, что на такой шаг не пойдет ни один коммерческий перевозчик. Но тогда получается, что весь негатив должно нести на своих плечах государство, которое кроме дорогостоящего приобретения санитарных машин будет вынуждено содержать массу разнотипных вертолетов. Это также не выход.

Среди предложений по увеличению качества воздушной транспортировки порой звучат слова о передаче права выбирать и фрахтовать вертолеты исключительно лечебным учреждениям. Мол, так проще и выгодней всем. Вместе с тем, забывается, что в таком случае придется «вешать» услуги комфортного, но крайне затратного вертолета на поступления от страхования. Хватит ли в таком случае денег или нет, остается гадать. Скорее нет. Либо придется такой больнице приобрести статус элитарной, где обслуживаются пациенты исключительно с дорогими страховками. Но так ли много нужно подобных больниц? Ответ также отрицательный, так как в российской системе помощи с использованием санитарной авиации основной упор делается на доступность. Именно здесь наиболее логичен так часто критикуемый лозунг «даже если мы спасли жизнь одного человека, затраты окупились».

Но даже если представить себе, невозможное – переход на т.н. самофинансирование и самостоятельный выбор российскими лечебными учреждениями вертолетов, то мы получим не просто дорогую, но и крайне уязвимую систему вертолетной помощи детям. Что случиться, если обанкротится одна из таких больниц? Самое простое – разрушится региональная система воздушной помощи, в которую она была встроена. Примерно такая ситуация может сложиться сегодня в известной в детской больнице университета Loma Linda в Сан-Бернардино. Дело в том, что еще осенью прошлого года город обратился в суд с заявлением о защите от кредиторов. Проще говоря, Сан-Бернардино обанкротился – за городскими властями числится долгов почти на миллиард долларов. Чтобы хоть как-то оставаться на плаву в такой ситуации, городские власти приостанавливают выплаты по долгам, ликвидируют вакансии и временно прекращают выплату в фонд медицинской поддержки пенсионеров. И это притом, что официальная безработица в населенном пункте 16 %. В такой ситуации недалеко до ограничений и по детскому вопросу – той же авиационной помощи малолетнему населению, ведь платить по страховкам раз от разу может все меньше народа.

Таким образом (используя опыт вырвавшихся далеко в перед в вопросах медицинской вертолетной помощи детям США) среди проблем, которые необходимо решать в деле организации вертолетных перевозок детей основными являются организационные и относящиеся к оснащению современной медицинской техникой. А что касается вертолетов, комфортных и оснащенных всем комплексом навигационного оборудования, то здесь необходимо в первую очередь определиться с пониманием этой самой комфортности.

Таким образом, на фоне доступности вертолетной помощи населению в России решить осталось совсем немного – оснастить службы эффективным (технически и финансово) медицинским оборудованием и окончательно решить вопрос придания медицинским экипажам статуса летных.

И если второй вопрос относится к бюрократическим, то медицинская техника, соответствующая самым современным международным требованиям в России уже выпускается. Так Уральский оптико-механический завод – производитель неонатального оборудования представил инкубатор транспортный неонатальный ИТН-01 УОМЗ, который, по мнению практикующих врачей московской городской клинической больницы № 7 отвечает всем требованиям к такому оборудованию, в том числе и по комфорту для новорожденных и совместимости с существующими вертолетными системами. Так что дело за малым.

ПАРТНЕРЫ АВИ