Доступный полицейский вертолет

Сегодня многие вертолетные операторы Европы и США приходят к мнению, что ранее отвергнутые поршневые вертолеты производства компании Robinson Helicopter R44 вполне могут стать для них оптимальным решением в условиях современного кризиса. Это понимание приходит и к традиционным потребителям специальной вертолетной техники – службам правопорядка.

В 2009 году произошло значительное сокращение использования вертолетов, занятых в обепечении полиции, береговой охраны, служб экологической безопасности и т.д. Основной причиной такого положения дел стала неспособность местных бюджетов оплачивать дорогие в эксплуатации газотурбинные вертолеты. Тем не менее, как это часто бывает, плохие новости высветили иные возможности, позволяющие обеспечить авиационные потребности организаций. Взгляд полицейских упал на легкие многоцелевые вертолеты Robinson R44.

К концу 2009-го вертолетная компания Robinson Helicopter (RHC) выпустила 45 единиц R44 в варианте Raven II Police Helicopters. Причиной такого бурного роста производства легкой техники стала тенденция к сокращению расходов местными органами власти. Как заявил по этому поводу вице-президент RHC, «люди, которые не стали бы разговаривать с нами прежде, теперь заинтересовались R44, так как этот вертолет позволяет в прежнем режиме выполнять их работу».

Те операторы, кто имел обыкновение использовать такие вертолеты, как AS350, теперь предпочитают обзаводиться R44.

Другой фактор, оказывающий влияние на рост потребностей в поршневом R44 для выполнения специальных миссий, – развитие технологий, позволяющих изготавливать более компактное специальное оборудование. Мало того, электронные устройства, которые сегодня по цене сопоставимы с теми, что продавались раньше, стали значительно более мощными и качественными. Особенно стоит отметить аппаратуру формирования изображений для вертолетов R44 в полицейском варианте.

Естественно, в отношении R44 существует определенная предвзятость. Она обусловлена невозможностью перевозить в нем большее количество людей, что не делает вертолет многоцелевым в полном понимании этого слова. Но тут в дело вмешивается соотношение цены и качества.

В начале 90-х годов, когда компания Robinson Helicopter начала развивать специальный вариант R44 для служб, считалось, что необходимые свойства вертолету придадут вновь созданные комплекты специального оборудования. Однако, учитывая ограниченную грузоподъемность и размеры летательного аппарата, производители скоро поняли: необходимо найти технически более виртуозные решения, чтобы приспособить R44 для заявленных областей применения.

Так возникли самостоятельные модификации (помимо полицеской и для новостных СМИ) основной версии R44. Новое оборудование, которым оснащали вертолеты для наблюдения и трансляции, становилось меньших размеров, более легким и технически сложным. Это позволило компании Robinson Helicopter обеспечить R44 точно такими же возможностями, что были у газотурбинных вертолетов, эксплуатируемых силовыми структурами.

Однако появилась и проблема. В полицейском R44 был установлен прожектор Spectrolab SX-5, он вдвое слабее, чем модель SX-16, используемая на больших по мощности газотурбинных вертолетах. Но потребители пошли на компромисс, потому что не смогли пренебрегать значимостью поставок целого вертолетного комплекта под ключ, что обеспечивает Robinson. Многие департаменты просто не хотят или не имеют времени изучить все существующее на рынке оборудование и оценить возможность его сопряжения с вертолетной платформой. Для них важно то, что приобретается полный комплект заводской готовности, с гарантийным обслуживанием.

Для R44 в полицейском варианте в дополнение к современным инфракрасным блокам формирования изображения компания-производитель предлагает оборудование, позволяющее наблюдателю на экране видеть одновременно и движущуюся карту местности, и само инфракрасное изображение местности. Теперь на экране можно, указав на дом, узнать его адрес. А с помощью мобильного информационного сопровождения офицер полиции в полете получает оперативную информацию прямо на экран компьютера.

Первый полицейский вертолет R44 был приобретен в США в октябре 1998 года полицейским департаментом Эль Монте в Калифорнии. До этого, в начале 90-х, тот же полицейский департамент, не знакомый с ситуацией на вертолетном рынке, купил R22, оснащенный полицейским радиооборудованием и прожектором.

Сегодня тот факт, что компания Robinson Helicopter выпускает и новостные, и полицейские модели R44 больше десятилетия, означает, что обе они показали себя с лучшей стороны. Однако не так давно все еще существовало сильное предубеждение против использования R44 в специальных миссиях. Все изменилось после положительных отзывов ряда эксплуатантов, которые успешно использовали R44 в течение нескольких лет. Это убедило других в том, что такой вертолет может выполнять их задачи за гораздо меньшие деньги, чем другие вертолеты.

Веские доводы в пользу R44 приводит воздушное подразделение полицейского департамента Baton Rouge в центральной Луизиане, недавно начавшее его эксплуатацию. Там поняли избыточность использования вертолета Bell 0H-58 и решили, что в перспективе у R44 большие преимущества. За $800 тыс. был приобретен совершенно новый вертолет. В состав его оборудования входили лазерный указатель инфракрасного блока формирования изображений, спутниковая система передачи изображений на наземные командные пункты в реальном режиме времени и новейшая картографическая система, способная совмещать на одном экране движущуюся карту местности и изображение, получаемое с инфракрасного блока. Мощности вертолета в такой комплектации хватало, чтобы совершать полет, имея на борту полный запас топлива и еще одного (кроме пилота) члена экипажа.

Если успех R44 в области выполнения специальных миссий очевиден, то какое влияние на ситуацию окажет новый газотурбинный R66?

 

Это пока неизвестно, поскольку компания Robinson Helicopter планирует выпуск полицейской и новостной модификаций вертолетов только в 2011 году. Несомненно, появятся операторы, которые почувствуют потребность в R66. Компания Robinson очень на это рассчитывает.

Особая проблема состоит в том, что надежный R44, видимо, оказался слишком хорошим. Для организаций, зависящих от бюджета и не нуждающихся в избыточном количестве пассажиров на борту и мощности самого летательного аппарата, поршневой R44 может считаться гораздо лучшим приобретением, чем газотурбинный вертолет. Но нельзя забывать о лобби конкурентов и такого традиционного фокуса, при котором бюджетные закупки не всегда согласуются с соображениями экономии.

Все более определенные очертания приобретает завтрашний день и для российского рынка вертолетных услуг, именно в плане применения линейки легких поршневых универсальных вертолетов R44 в различных вариантах исполнения. В настоящее время их количество в странах СНГ, по разным оценкам, превышает 200 единиц. Вполне реально формирование системы по использованию этой техники в интересах специальных служб, по крайней мере правоохранительные органы Республики Казахстан уже обзавелись вертолетами R44 в полицейском варианте. Естественно, этими вопросами сфера применения R44 не ограничена. Все в руках региональных структур, которые могут придумать новые варианты адаптации для доступных поршневых вертолетов (уже применяют для охраны лесов), и частных компаний, расширяющих рынок услуг для таких вертолетов. В свете мировой тенденции вполне ожидаемы шаги по эффективному использованию имеющейся техники.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ