Душа российских нефтегазовых промыслов

Изучая общественно значимые явления, исследователи небезосновательно обращаются к легендам, сказкам, профессиональному фольклору, чтобы ухватить его нематериальную суть, нащупать культуру и психологию, которые растут на этой почве. Вертолет давно и прочно укоренился в народном творчестве – историях, стихах и поговорках. И чем острее зависит от винтокрылой жизнь и судьба, тем плотнее его стальная рубашка к телу, для всех, для кого риск неотъемлемая часть работы – военных, спасателей, геологов, вахтовиков.

Образ образу рознь

Многие помнят простой детский стишок, который хором декламируют детсадовцы, увидев в небе «стальную стрекозу»: «Вертолет, вертолет, ты возьми меня в полет!» Неудивительно, что этот летательный аппарат прочно ассоциируется с детским форматом. Диснеевская продукция напичкана дружелюбными и характерными вертолетами всех основных конструктивных схем. И такое простодушное восприятие винтокрылой техники вполне свойственно и взрослым горожанам. Другое дело – архаика и готика, чем глубже в эту сторону, тем вертолеты выглядят авторитетнее и мрачнее. На память приходят черные вертолеты братьев Стругацких.

И совсем другая история, когда разговор заходит об отдаленных суровых местообитаниях. В Югре, на стойбищах, вдали от очагов цивилизации образ вертолета выглядит без излишеств суровым и серьезным. «Стрекоза старик», именно так величают Ми-8, воплощенный в металл дух-покровитель Чохрын ойка, почитаемый народами ханты и манси. Еще бы. Без вертолета тут никуда. А раз так, то он и есть самый настоящий покровитель, прилет которого на стойбище всегда является событием.

Транспорт – только воздушный

Есть категория профессионалов, для которых вертолет – неотъемлемая часть тяжелой и рискованной работы, которая сама по себе далеко не каждому по плечу – газовики и нефтяники. Сам этот промысел в современном виде всецело зависит от поддержки с воздуха. Помимо мониторинга, технического снабжения и сопровождения действующих месторождений, с помощью винтокрылых воздушных судов регулярно и бесперебойно меняются экипажи вахтовиков на буровых на суше и на море, нередко расположенных в десятках и сотнях километрах от Большой земли.

В самом деле, попасть, к примеру, на промыслы ОАО «Норильскгазпром» человеку обычными транспортными средствами практически невозможно. Дорога сюда только по воздуху – вертолетом. Когда ветры, туманы и морозы уравновешиваются, на точки «Норильскгазпрома» один за другим летят борта, под завязку набитые газовиками, подрядчиками, обслуживающим персоналом, а также продуктами и срочными грузами.

Поселок Тухард – самая ближняя точка «Норильскгазпрома», от Дудинки его отделяют 90 километров. Административно он относится к сельскому поселению Караул, до которого 100 километров. В Тухарде живут порядка 800 человек. Первыми жителями поселка были полсотни строителей, живущих в нескольких балках и палатках. Ощущали они себя здесь как на острове: связь – только по радио, транспорт – только воздушный. «Первыми их объектами стали вертолетная площадка – маленькая, из нескольких плит, где едва помещался Ми-8, и причалы на Большой Хете», – рассказывает начальник Тухардского комплекса Павел Новиков.

Это потом в Тухарде появилось 15 вертолетных площадок, а у вертолетных операторов, обслуживающих нефтегазодобычу, сформировался устойчивый спрос на широкий и в то же время специфический спектр выполняемых задач. Среди них регулярные транспортные перевозки (смена вахт), доставка оборудования, корпоративные и VIP-перевозки, монтажно-строительные, поисково-спасательные, аварийные, противопожарные и многие, многие другие.

И вышку перевезти, и вертолет из болота вытащить

Тюмень. В этом краю работа винтокрылых Ми-6 началась практически с момента серийного выпуска машины, в 1959 году. Мощный вертолет дал возможность использовать новые, ранее недоступные технологии. Пожалуй, самым впечатляющим примером может служить транспортировка на Ми-6 буровых вышек, доставка которых в тайгу или тундру по земле представляла крайне сложную и весьма дорогостоящую, а иногда и просто невыполнимую задачу.

Нельзя обойти вниманием и работу Ми-6 в качестве спасателей. Так, летом 1965 году в Сургутском районе Тюменской области произвел вынужденную посадку на таежное болото Ми-4. Спас машину из липкой жижи и доставил в Ханты-Мансийск экипаж на вертолете Ми-6.

Межремонтный ресурс отрабатывали за год

Нехватка аэродромов с хорошо оборудованными взлетно-посадочными площадками сделала просто незаменимыми вертолеты большой грузоподъемности. Так как города и поселки Тюменской области, в основном, располагались по берегам Оби, Иртыша, Тобола, Туры, то первопроходцы недр области столкнулись еще с одной проблемой – проблемой обустройства новых населенных пунктов, возникающих по пути прокладывания нефге- и газопровода. Решить эту задачу тоже было возможно только с помощью средних вертолетов Ми-8Т, Ми-6. Ми-6А, Ми-10К и позднее – тяжелого Ми-26Т. С помощью вертолетов к местам разработок, находящимся подчас на расстоянии от 100 до 400 км от дорог, перевозились буровые бригады, такелажное оборудование, запасные части, на внешней подвеске доставлялось топливо для бурения. В условиях бездорожья это намного снизило себестоимость добычи углеводородного сырья. Без использования вертолета реализация технологии бурения во многом становится просто невозможной. Об интенсивности использования винтокрылой техники говорит тот факт, что здесь вертолет отрабатывал установленный межремонтный ресурс до 1500 часов за 11-14 месяцев.

Другой разговор, что в настоящее время приходится рассчитывать лишь на имеющийся в наличии парк Ми-8Т и выходить из положения, увеличивая межремонтный календарный ресурс машин, поясняет начальник отдела «Тюменьавиатранс» В. С. Задыхин.

Месторождение величиной в несколько тысяч Ватиканов

Восточно-Мессояхское месторождение – самое северное из разрабатываемых на суше. Каждые сутки 170 скважин Мессояхи дают по 9,5 тысяч тонн черного золота. Летом добраться сюда можно только на вертолете. С декабря по май – еще и по зимнику. Базовый город – Новый Уренгой, именно отсюда «вертушки» отправляются в путь. Всего по воздуху придется преодолеть 340 километров. Ми-8 способен долететь до Мессояхи без дозаправки, но очень часто по дороге на арктический промысел садится в поселке Тазовском, административном райцентре, – забрать пассажиров или грузы.

Площадь Восточно-Мессояхского месторождения сравнима с территорией маленького европейского государства. Здесь можно было бы разместить полторы Москвы или несколько тысяч Ватиканов. Общая площадь Мессояхских лицензионных участков – порядка семи тысяч квадратных километров, из них детально изучено около тысячи. Вертолетная площадка месторождения способна одновременно принимать несколько Ми-8 и даже Ми-26.

Попробуй, полетай!

Еще одна вертолетная тема – шельф. Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением правительства в ноябре 2009 года, запасы нефти в нашей стране уже выработаны более чем на 50%. В этой связи прямой путь к обеспечению потребностей в углеводородах – работа на месторождениях континентального шельфа России. Они распределены по 16 крупным морским нефтегазоносным провинциям и бассейнам. Основная часть этих ресурсов (свыше 75%) приходится на континентальный шельф Карского, Баренцева, Печорского и Восточно-Сибирского морей, примерно 9% – на Охотское, а 3,5 % – на Каспийское моря. Согласно приблизительной оценке этого запаса может хватить примерно на 150 лет.

Месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги (входят в проект «Сахалин-1») расположены в северо-восточной части шельфа острова Сахалин на удалении от берега в пределах от 4 до 40 километров. Приразломное нефтяное месторождение расположено в 60 километрах от берега (поселок Варандей). А месторождение имени Корчагина – в северной акватории Каспийского моря в 180 километров от Астрахани.

Основная работа для вертолетов – перевозка персонала и грузов. Для понимания объема работ приведем характеристики морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Персонал МЛСП состоит из 200 человек. Смена вахт должна производиться каждые 15 суток, а пополнение материалов – каждые два месяца. Работы на Ми-8 в интересах данной платформы выполняет Нарьян-Марский объединенный авиаотряд из аэропорта Нарьян-Мар.

Авиационную поддержку проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» осуществляет авиакомпания «Авиашельф». На момент ее образования парк компании состоял из двух вертолетов, впервые в России полностью оборудованных для выполнения полетов над водной поверхностью. Сегодня авиакомпания эксплуатирует около десятка Ми-8Т и Ми-8МТВ-1.

Корпоративная компания «Лукойл-Авиа» на пяти Ми-8МТВ обеспечивает перелеты на платформы в Каспийском, Азовском, Баренцевом и Балтийском морях.

По мере разработки месторождений платформы все дальше уходят от берега. Еще недавно они находились на удалении 200-300 километров, сегодня – уже 500, завтра – 800, а в перспективе – 1000-1200 километров. Добавить сюда сложные, даже суровые условия применения и кроме фразы «Попробуй, полетай!» в голову буквально ничего не лезет. Но ведь летают.

Надежная вещь, трудяга

«Без вертолетов было бы туго». Такая фраза не редкость среди сахалинских, да, впрочем, и многих других авиаторов, работающих в сложных условиях на удаленных российских территориях и шельфе. И больше всего слов благодарности в адрес Ми-8.

«Вы представляете, что такое автомат Калашникова в оружейном мире? Это (кивает на вертолет) то же самое, только в авиации, – рассказывает старший пилот-инструктор сахалинской вертолетной компании «Авиашельф» Константин Шишкин. – Я такие машины с 1988 года, с училища, пилотирую. Надежная вещь, трудяга».

Обзор подготовил Николай Коробов

 

 

ПАРТНЕРЫ АВИ