Два лидера из одной конюшни

Как известно, становление компании AgustaWestland непосредственно связано с историей создания вертолета AW139. При этом, попав в обойму в шеститонном вертолетном сегменте, Agusta даже в посткризисный период 2010 года демонстрировала растущий доход благодаря тому, что потребности рынка в AW139 превзошли самые смелые ожидания. Фактически за несколько лет этот вертолет стал фаворитом правительственных и коммерческих перевозчиков. И это не смотря на то, что стоимость одного AW139 составляла ни много не мало, $ 21 млн.

Дорого — не всегда хорошо

Можно сказать, что сегодня программа AW139 находится на этапе своей зрелости. Только общий налет воздушных судов этой марки подбирается к миллиону часов. Такой серьезный успех стал возможным благодаря тому, что эти машины эксплуатируются во многих странах мира.

Между тем, кульминация 139-го уже в прошлом. Массовым и народным он не стал во многом из-за своей высокой стоимости. В свою очередь успешность в государственно-корпоративном секторе, где AW139 удалось «застолбить поляну», имеет свою обратную сторону — здесь довольно низка оборачиваемость техники. А значит, ограниченность покупательной способности «широких масс населения» неизбежно ведет к стагнации продаж вертолета, как следствие — к мелкосерийной сборке. И такая ситуация складывается не смотря на то, что своя сборочная линия есть в США и там не собираются сокращать рабочие места.

Несколько слов российском мнении. В августе 2013 года Минобороны России отказалось от закупок многоцелевого вертолета АW139 российско-итальянского производства. По мнению заместителя министра обороны Юрия Борисова, техника слишком дорога. «Дорогая очень машина, цену сбросят — можем вернуться к этому вопросу», — сказал он. А между тем, изначально планировалось приобрести 35 АW139.

Тонкий, звонкий

Если же судить по эксплуатационным особенностям, то здесь также не все на пять с плюсом. Ведь только в госсекторе могут позволить себе вертолет исключительно ангарного хранения. Мало того, чтобы разместиться в теплом укрытии хотя бы на ночь, с AW139 требуется скачать топливо. Обратный процесс также не слишком скорый. То есть, фраза «выкатил и полетел» тут явно не к месту даже для машин, оборудованных системой FIPS (Full Ice Protection System). Короче говоря, это вертолет для очень богатых.

Масла огонь добавляют конструктивные проблемы, которые периодически приводят к авиапроисшествиям. Достаточно упомянуть серию аварий и катастроф AW139, произошедших из-за неисправностей в хвостовой балке и лопастях рулевого винта. А такие ситуации, как правило, рассматриваются буквально «под микроскопом». Так вот, после одной из катастроф вертолета Agusta AW139 в начале 2010 годов FAA США потребовала выполнить целевой осмотр лопастей рулевого винта. В случае обнаружения трещин произвести их замену. Она же требовала установить ограничение по наработке каждой лопасти и периодически производить их осмотр на предмет обнаружения трещин с заменой дефектных. А 1 октября 2013 года Федеральное авиационное управление США выпустила Директиву летной годности для вертолетов AB139 и AW139, в которой требует отключения противообледенительной системы вертолета (Full Icing Protection System (FIPS), и установки рядом с контроллером FIPS таблички с надписью «Полет в известных условиях обледенения запрещен». Проблема в том, что при работе системы возможна перегрузка электрической цепи и возгорание трансформатора в отсеке с электронным оборудованием. В результате этого может быть нарушена структурная целостность элементов конструкции и потеря управления воздушным судном. Достаточно спорное и разноречивое отношение к AW139 сложилось и в Австралии.

Смена, которую ждали

При этом стоит понимать, что перечисление проблем АW139 ни в коем случае не является целью каким-то образом навести тень на плетень вполне качественного продукта мировой вертолетной отрасли. Нет никакого сомнения в том, что АW139 весьма и весьма достойный вертолет с единственным «но» — он, все же, не является народным. А раз так, то для компании AgustaWestland еще на пике программы АW139 требовалось решать вопрос сохранения своих рыночных позиций.

Ответом на вполне ожидаемые вызовы стала анонсированная на выставке Farnborough International Airshow в июле 2010 года программа AW169 — часть семейства нового поколения, которое также включает в себя AW139 и AW189. Это среднеразмерный двухвигательный вертолет с взлетной массой в 4,5 тонны, широкими возможностями по применению и низкими эксплуатационными расходами, габаритно немного крупнее AW139. Вертолет разрабатывался в соответствии с последними стандартами сертификации FAA/EASA Part 29. В конструкции применена ударопрочная структура кабины и салона, оболочка, защищающая от взрыва двигателей, а также предусмотрена возможность полета с одним неработающим двигателем. Ну и цена здесь явно ниже, чем у AW139, всего $8,5 млн по состоянию на 2015 год.

Кстати, что касается денег и производства, то в 2011 году AgustaWestland получила финансирование от правительства Великобритании на разработку AW169, а год спустя беспроцентный кредит был предоставлен Евросоюзом. Интерес Великобритании объясняется просто: большая часть деталей и сборка вертолетов этой модели разворачивается помимо итальянского завода, так же на заводе Agusta Westland в городке Йоувил, Англия. Выпуск налажен и в США.

PR vs. реал

Таким образом, Agusta Westland, в конце 2015 года вошедшая в состав Leonardo-Finmeccanica, снова, как и в случае с AW139 зарезервировала для себя крайне важные рынки. Также практически один в один повторяются и другие элементы пиар-компании, аналогичные той, что работала на программу AW139. На этот счет после закрытия вертолетной выставки Heli-Expo2018 не двусмысленно высказался вице-президент по анализу американской консалтинговой компании Teal Group, консультант по аэрокосмической и оборонной промышленности Ричард Абулафия: «Активность заказов оказалась сильнее, чем ожидалось. Рынок явно достиг дна в прошлом году, и, по-видимому, восстанавливается, по крайней мере, немного. Новые продукты: AW169, H160, Bell505 выглядят так, будто они получают необходимый и достаточный поток заказов. Кроме того, все это внимание к городским воздушным транспортным средствам, пилотируемым и автономным, кажется, вызвано инвесторами и необходимостью привлечения инвестиций. Есть еще большие технологические барьеры и сомнения по поводу (этого) рынка. Но все, от вновь стартующих компаний до признанных премьеров хотят послать сообщение о том, что они будут лидерами в этом новом сегменте индустрии». Правда, по мнению ряда наблюдателей, внимание к так называемым «городским» вертолетным платформам подогревается искусственно. Чего не сделаешь ради продаж?

Так вот, в планах Leonardo на 2018-2022 годы увеличить доходность до двухзначной цифры за счет 6-процентного роста заказов и 5-6-процентного увеличения доходов. Предполагается к 2022 году объем заказов довести до $87 млрд. Единственная оговорка — достаточно трудно представить себе рост производства в 2018-2019 годах, если учесть, что 2017-й стал годом разочарований из-за проблем с AW169, получившим 120 заказов. Сказывается слишком большое число изменений конструкции на этапе окончательной сборки, а также негативное влияние обвала рынка (на 45 процентов за 2013-2016 годы), плюс неэффективность фирмы в военных тендерах и крупных кампаниях. Руководство ожидает «полного восстановления» и возвращения вертолетного дивизиона к двухзначной рентабельности лишь в 2020 году.

Снова хвост

Leonardo столкнулся и с новыми внутренними проблемами. По словам генерального директора: «Если раньше клиенты готовы были ждать по 18 месяцев, при выборе варианта конструкции, то теперь это время сократилось до 6 месяцев (и меньше), что не позволяет планировать производство из-за отсутствия компонентов (сборочных единиц)».

Производственные неприятности усугубились недостаточной надежностью AW169 в эксплуатации. Ярким примером тому стало крушение вертолета 27 октября 2018 года в Великобритании, повлекшее гибель владельца футбольного клуба британской премьер-лиги «Лестер-сити» тайского миллиардера Вишая Шривадданапрабха с дочерью. По рассказам очевидцев, сразу после взлета вертолет AW-169 рухнул на автостоянку, расположенную в нескольких сотнях метров от стадиона «Кинг Пауэр», и взорвался. Свидетели произошедшего рассказывают, что наблюдали, как у вертолета при взлете произошло возгорание в хвостовой части, после чего он пришел во вращение и рухнул на землю. На этот счет у «Би-Би-Си» есть информация, что крушение произошло из-за поломки хвостового винта.

Тем не менее, AW169 позиционируется, как новый лидер VIP-класса. При этом рынок для вертолетов Leonardo Helicopters в корпоративной нише оценен аналитиками производителя в 800 машин на период 2016–2019 годов. Как отмечают в компании, в настоящее время ими занято 65 процентов рынка двухдвигательных вертолетов в VIP-конфигурации, а появление нового члена семейства «139—169—189», видимо, еще более упрочит позиции производителя в этом сегменте.

ПАРТНЕРЫ АВИ