EC 225. Новый представитель «семейства кошачьих»

В том, что российская вертолетная выставка HeliRussia с каждым годом становится все более представительной и авторитетной, наверное, сегодня уже не у кого сомнений не вызывает. Об этом свидетельствует и все возрастающий интерес к ней со стороны западных представителей вертолетной индустрии, которые не только с удовольствием участвуют в этом форуме, но и все чаще привозят сюда образцы своей новой техники.

В этом году компания Eurocopter представила российской публике вертолет EC135 – столь популярный в Европе тип ВС, который сегодня успешно прошел апробацию в российских условиях в компании «Газпром авиа». Однако по изначальному замыслу отдела маркетинга компании Eurocopter посетителям выставки должен был быть представлен вертолет EC 225 Super Puma. И это тянуло на подлинную сенсацию: в отличие от прежних российских экспонатов компании, эта модель является прямым конкурентом отечественных вертолетов основного модельного ряда семейства Ми-8/17. Но мы уверены, что возможность познакомиться с этой винтокрылой машиной поближе у российских потребителей представится в самом ближайшем будущем.

Достойный отпрыск благородных родителей

Компания Eurocopter по праву принадлежит к законодателям мод в вертолетостроении. Более 10000 ее вертолетов эксплуатируются в 140 странах мира. Это было бы невозможно, если бы в недрах этого концерна не велась постоянная напряженная работа по поиску новых решений, новых технологий в конструировании своего модельного ряда. И самый свежий пример этому — геликоптер среднего класса ЕС 225. Этот вертолет стал продолжением знаменитого семейства 11-тонников — Super Pumа, появившегося еще в 1978-м, и за годы безупречной службы неоднократно модифицировавшегося. Однако, несмотря на то, что ЕС 225 является как бы «продолжателем рода» — это действительно суперсовременная машина.

О запуске проекта разработки гражданского многоцелевого вертолета EC 225 Eurocopter объявил в июне 1998 года. Вскоре появился и первый прототип.

Новая машина, представленная широкой вертолетной общественности, могла управляться как одним пилотом по инструкции Générale de l’Aviation Civile (DGAC) категории «В» гражданских операций, так и 2 пилотами по летным правилам (IFR) с 25 пассажирами на борту. Ее максимальная скорость составила 278 км/ч. При максимальном взятом весе и использовании дополнительных баков для горючего вертолет был способен покрыть расстояние в 987 км без дозаправки. Расход топлива двумя двигателями при крейсерской скорости полета составил 666 кг/ч.

Вертолет оборудовался лебедкой и узлами крепления для перевозки грузов на внешней подвеске. При этом его максимальный взлетный вес с грузом на внешней подвеске составил 11 200 кг.

Первый полет вертолет совершил в ноябре 2000 года и сразу же начал собирать всевозможные сертификаты. Первым в июле 2004 года стал JAR-29 от европейского агентства по безопасности полетов. Уже через год EC 225 получил сертификацию на неограниченное использование в условиях обледенения. А в январе 2008 вертолет прошел сертификацию Федерального авиационного агентства США.

Начинка выделки стоит

Конечно же, столь успешная и довольно скорая (по авиационным меркам) «сдача экзаменов» была бы просто нереальна, если бы производители выпустили в небо «сырую» машину. Напротив, разработчики EC 225 постарались на славу и создали вертолет, который по своим летно-техническим характеристикам, а также по внедрению технологических новинок и усовершенствований был высоко оценен как специалистами, так и потенциальными эксплуатантами.

Начнем с того, что вертолет, предназначенный для военных, спасательных и морских операций в нефтяной отрасли, был усилен титановым корпусом и высокопрочными легкими сплавами. Из высокопрочных же композитов выполнен и основной пятилопастной винт с наконечниками 16,2 метра в диаметре. Разработчики серьезно потрудились над снижением шумности работы двигателя и трансмиссии. В конструкции особое внимание уделили композиционным материалам. Значительные изменения были привнесены и в систему антиобледенения, элементы которой, кстати, испытывали в России.

Все винты вертолета имеют прорезиненное сферическое покрытие, разработанное по технологии Spheriflex. Геликоптер также оснастили подфюзеляжной гондолой шасси, которая может нести дополнительное топливо, кондиционер, плавсредства и спасательные плоты.

На высочайшем уровне оказалась и авионика машины. Двухместная кабина пилотов выполнена по принципу «прозрачной» или «стеклянной». Она включает в себя систему автоматического контроля полета AFCS с 4-канальным цифровым автопилотом APM 2000, систему данных полета, систему управления летательным аппаратом VMS, следящую за всеми параметрами судна и систему предупреждения приближения к земле GPWS. Помимо этого имеется еще и встроенный инструмент резервной скорости ISI, высотометр и монитор авиагоризонта. На приборной доске установили 4 многофункциональных дисплея 6х8 дюйма и 2 дисплея для VMS 4х5 дюйма, разработанных на базе технологии активной жидкокристаллической матрицы AMLCD, а также трехдюймовый дисплей для ISI.

Не менее привлекателен для операторов и сам салон вертолета. Оснащенный кондиционером, он весьма объемен (длина 5,69, высота 1,45 м, ширина 1,80 м) и позволяет разместить до 25 пассажиров. Бизнес-версия предусматривает лишь 8-12 мест. При этом 8-местная версия рассчитана на просторные кресла с широкими подлокотниками и туалетную кабинку. 12-местная — не столь удобна, салон разбит на два отсека: в первом установлены четыре таких же больших «директорских» кресла, во втором — восемь сидений поскромнее. В санитарной версии для эвакуации тяжелобольных вертолет может быть оборудован двенадцатью носилками и иметь 6 мест для сидячих пострадавших и команды сопровождающих.

Вертолет оснастили двумя двигателями Turbomeca Makila 2A, установленными над основной кабиной и оборудованными двухканальным дуплексным цифровым контролем — FADEC. Каждый двигатель дает 1566 кВатт при взлете, создавая 15%-ное увеличение мощности относительно Makila 1A2, использовавшемся на ранних версиях AS 332 Super Puma. Они также снабжены всасывающими решетками Centricep для защиты от загрязнений и пыли.

Наконец, трехстоечное шасси Messier Bugatti сделано специально с тем, чтобы максимально поглощать огромную энергию вертолета даже при довольно жестком соприкосновении с землей. Шасси убирается назад и снабжено жидкостно-воздушными амортизаторами и гидравлическими дифференциальными дисковыми тормозами.

Исходя из всего вышеперечисленного и, принимая во внимание все те инновации, которые были использованы при разработке данной машины, становится понятным, почему она так уверено «набирает высоту». Действительно, Eurocopter вышел на рынок с вертолетом, который соответствует самым жестким европейским стандартам, а порой и превосходит их.

Кто на новенького?

И неудивительно, что новый геликоптер, имеющий возможности многоцелевого использования 24 часа в сложнейших условиях, становится все более привлекательным для операторов вертолетной техники. И число заказчиков постоянно растет.

Первым экспортером ЕС 225 оказался Алжир, закупивший в декабре 2004 года два вертолета в VIP-варианте для обслуживания президента страны. В 2007-м канадская корпорация CHC Helicopters подписала контракт на 22 вертолета, предназначенных для обслуживания морских буровых платформ в Северном море и выполнения, по мере необходимости, поисково-спасательных работ. В Великобритании компания Bristow Group владеет четырьмя ЕС 225 (два из которых летают в Австралии) и заказала еще пару. Ее машины летают на морские буровые платформы в Северном море и у побережья Австралии.

В марте 2012 года был подписан контракт на поставку вертолета EC 225 министерству обороны Японии взамен утраченного в результате землетрясения и цунами в марте 2011 года. Она должна состояться в феврале 2015 года. С учетом затонувшего вертолета парк ВВС Японии уже составлял три единицы. Еще два вертолета данного типа стоят на вооружении береговой охраны Японии. В августе 2011 года сообщалось о планах БОХР Японии купить еще три вертолета EC 225. Помимо этого, одна машина стоит на балансе пожарной охраны этой страны.

Также в настоящее время три машины состоят на  вооружении спасательной эскадрильи Seagull Rescue Squadron и руководство подразделения утверждает, что ЕС 225 с автоматической системой управления полетом, при проведении поисково-спасательных миссий гораздо эффективнее, чем прочие модели, использовавшиеся для этих целей до покупки новой техники. И это говорит само за себя.

Как и то, что EC 225, совсем еще недавно поднявшийся в небо, уже успешно трудится в 12 странах мира, включая Канаду, КНР, Францию, Великобританию, Норвегию и пр. Вероятны и скорые «смотрины» на российских просторах. Нам остается только пожелать, чтобы они прошли удачно.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ