«Мотор Сич». Эффективное использование вертолетной авиации невозможно без современного вертолетного двигателя.
18.06.2009
Мы всегда открыты
Перспективы развития вертолетной индустрии в мире в ближайшие годы самые обнадеживающие. Эффективное использование вертолетной авиации невозможно без современного вертолетного двигателя. Для новых винтокрылых машин просто необходимы улучшенные силовые установки и двигатели оптимальной мощности, позволяющие существенно повысить скорость полета, массу полезной нагрузки, дальность, энерговооруженность и экономичность.
В начале 70-х годов запорожцы приступили к выпуску самого массового вертолетного двигателя ТВ3-117. Начиная с запуска серийного производства выпущено около 25 тыс. таких двигателей, почти половина из которых продолжает эксплуатироваться на гражданских и военных вертолетах «Ми» и «Ка».
Но двигатель ТВ3-117 был создан невысотным и мог поддерживать мощность на взлетном режиме 2200 л.с. только до температуры наружного воздуха +17ºС (при Н = 0).
Коллективом конструкторов ЗПО «Моторостроитель» (ныне ОАО «Мотор Сич») был предложен проект двигателя ТВ3-117В (высотный), который бы обеспечил поддержание мощности на взлетном режиме 2200 л.с. до высоты 2,2 км (в стандартных атмосферных условиях) и до температуры наружного воздуха +30ºС (при Н = 0) с сохранением максимальной взаимозаменяемости с базовым двигателем на объекте.
Одна из модификаций ТВ3-117В — двигатель ТВ3-117ВМА предназначен для вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ми-24, Ми-28 и др. По топливной экономичности и весовым характеристикам двигатель стоит в ряду лучших мировых образцов. Высокие уровни проектирования и степень отлаженности процесса серийного производства обеспечили двигателю надежность и большой ресурс.
В конце прошлого столетия ОАО «Мотор Сич» совместно с ОАО «Климов» создали очередную модификацию ТВ3-117ВМА — двигатель ВК-2500, который претерпел более существенные изменения. Он имел на взлетном режиме 2500 л.с. От базового двигателя он отличался повышенными на 15…20% характеристиками по мощности. По топливной экономичности и весовым характеристикам он стоит в ряду лучших мировых образцов. Двигатель предназначен для бортовых вертолетов Ми-28Н, Ка-52 «Аллигатор», а также для модернизации вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-24М, Ми 28, Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-50-2.
И все же основным недостатком всех вертолетных модификаций двигателей ТВЗ-117, в том числе и семейства ТВЗ-117В, является ограничение межремонтного ресурса (1500…2000 часов), обусловленное применением в турбине покрывных дисков. Для дальнейшего повышения потребительских качеств вертолетных двигателей семейства ТВЗ-117В конструкторами ОАО «Мотор Сич» создан двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В.
На международной специализированной выставке HeliRussia 2008 представлены некоторые из вертолетных авиадвигателей производства «Мотор Сич».
Новый маршевый вертолетный двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, работы по созданию и сертификации которого завершены в сентябре 2007 года (год 100-летнего юбилея ОАО «Мотор Сич»), по своим характеристикам соответствует современным техническим требованиям (АП-33) и имеет сертификат типа № СТ 267-АМД, выданный Авиационным регистром МАК.
Для двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В в настоящее время установлены ресурсы до первого капитального ремонта — 3000 часов и назначенный ресурс — 9000 часов. В дальнейшем планируется увеличение ресурсов до первого капитального ремонта и межремонтного до 4000 часов и назначенного ресурса до 12 000 часов.
Таким образом, установка двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В при незначительных затратах дает возможность существенно улучшить характеристики новых и ранее выпущенных вертолетов, особенно при их эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата, повысить боевую нагрузку, а также обеспечить высокую безопасность полета при боевом повреждении одного из двигателей.
С 1982 года ОАО «Мотор Сич» серийно выпускает самый мощный в мире вертолетный двигатель Д-136 модульной конструкции. Двигатель разработан ГП «Ивченко-Прогресс» на базе двигателя Д-36. Благодаря двигателю Д-136 вертолет Ми-26 (а также Ми-26Т) является лучшим в мире по грузоподъемности и расходу топлива на тонно-километр перевозимого груза. Сегодня в эксплуатации находятся 235 вертолетов (470 двигателей). Именно эта машина проводила по непроходимым местам Сибири и Дальнего Востока линии электропередач, доставляя вышки ЛЭП. Надежность и поступательная модернизация Д-136 позволяют сегодня самому тяжелому вертолету уверенно чувствовать себя и совершать мягкую посадку даже при отказе одного из двух двигателей.
В настоящий момент «Мотор Сич» совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» активно участвуют в работах по созданию малоразмерных турбовальных двигателей семейства АИ-450 мощностью 450-600 л.с., которые по тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам являются одними из лучших в своем классе. Ведутся работы по созданию модификации АИ-450М, предназначенной для установки на ранее выпущенные вертолеты Ми-2, а также рассматривается вопрос об установке на созданный на Казанском вертолетном заводе вертолет нового поколения «Ансат». Базовый двигатель АИ-450 разработан для созданного ОАО «Камов» многоцелевого вертолета Ка-226, который может перевозить 6-8 пассажиров или 1,4 т груза. По экспертным оценкам, оснащение газотурбинными двигателями АИ-450 вместо устанавливаемых в настоящее время двигателей Allison 250 C20B позволит снизить стоимость вертолета ориентировочно на 20% и, следовательно, расширить рынки его сбыта и повысить конкурентоспособность.
На протяжении века производственная деятельность предприятия неразрывно связана с развитием и совершенствованием авиации, созданием отлаженной системы сервисного обеспечения поставляемой заказчикам продукции, что позволяет оказывать конкурентоспособные услуги по техническому обслуживанию двигателей практически в любой точке земного шара.
«Мотор Сич» — уникальное производство, где сконцентрированы новейшие авиационные технологии, высокопроизводительное оборудование, интеллектуальный и производственный потенциал.
Вся продукция предприятия, предлагаемая на мировой рынок, обладает высокими функциональными характеристиками и выпускается на сертифицированной производственной базе.
Мы всегда открыты для всех заинтересованных в расширении своих связей предприятий и организаций для взаимовыгодного и перспективного сотрудничества по созданию, изготовлению и эксплуатации авиационной техники. А строгое выполнение договорных обязательств обеспечивает успешное многолетнее сотрудничество с многочисленными отечественными и зарубежными партнерами.
Вячеслав Александрович Богуслаев
Председатель совета
директоров ОАО «Мотор Сич»