Экономика мошенничества в авиационном бизнесе

Недавно наша компания столкнулась с откровенным и уже давно ставшим классическим типом мошенничества. Давно и успешно обкатанная в торговле, банковских и других услугах схема, наконец, достигла сферы авиационного бизнеса. Пожалуй, этому способствовал бурный рост вторичного рынка авиатехники, начавшийся в разгар мирового финансового кризиса и продолжающийся до сих пор.

Это мошенничество из разряда «цивилизованных» предполагает участие, как высокотехнологичных звеньев, так и традиционных специалистов по «разводке». Но, как и везде, мошенники играют на желании клиента сэкономить и его чисто человеческом простодушии. 

О большинстве таких историй можно сказать, что они простые. Однако на этой простоте и строится расчет аферистов.

Буквально пару недель назад одним из наших заказчиков было принято решение о приобретении в Великобритании ресурсного вертолета Robinson R44 через нашу компанию. На Интернет-сайтах, известных всем участникам рынка, потенциальными покупателями просматриваются объявления о продаже авиатехники, из которых выбираются наиболее подходящие, исходя из соотношения цены, ресурса, календаря, установленного оборудования и других факторов.

Вместе с заказчиком мы нашли вертолет R44 Raven II, 2007 года выпуска, c налетом в 460 часов и стоимостью 235 тыс. долларов. Предложение по этой машине было размещено на нескольких международных сайтах, где каждый желающий мог ознакомиться с регистрационным и серийным номерами вертолета, посмотреть фотографии. Там также был указан владелец воздушного судна и его полные координаты.  

Мы приступили к проработке этого варианта. Вся заявленная информация, все сведения совпадали с результатами нашей проверки. Единственное, что настораживало с самого начала: цена на вертолет была чуть ниже рынка – примерно на 40-50 тыс. долларов. Собственно, из-за столь внушительного дисконта заказчик и согласился проработать поставку этого вертолета в Россию. Хорошие вертолеты по заниженным ценам были в порядке вещей еще пару лет назад, когда их европейским владельцам угрожал небезызвестный «марджин колл», сейчас такие предложения – редкость.

Что происходило дальше? Мы написали письмо продавцу вертолета по указанным в рекламе реквизитам и получили от него ответ, что поскольку желающих на этот вертолет много и продается он по очень хорошей цене, он просит взаимодействовать по сделке через его адвоката. К письму прилагались контактные данные этого адвоката, а при клике на ссылку, мы прямиком попадали на страничку сайта известной британской юридической компании. Следующим нашим действием был запрос предоставить ресурсную справку о состоянии агрегатов вертолета, что незамедлительно и было от него получено.  Сама же справка была профессионально заполнена с указанием выполнения всех бюллетений производителя и т.п.

Нас все устраивало, и мы приступили к следующим этапам купли-продажи воздушного судна – заключению Контракта, внесению депозита и организации предпродажной инспекции вертолета в Великобритании.

Нам прислали контракт с реквизитами той самой крупной юридической фирмы. Следует отметить, что обычно при заключении подобных сделок депозит составляет не более 25 000 долларов. В нашем же случае попросили 20% от стоимости вертолета, что составляло 47 000 долларов. У нашей компании, как и у любого профессионального поставщика воздушной техники, существует такое понятие и инструмент, как проведение оплаты дорогостоящих товаров через эскроу-агента. Это необходимый участник трехстороннего Escrow Agreement (договор на условное депонирование). Нашим эскроу-агентом является крупная американская банковская структура, которая принимает на себя обязательства контролировать условия сделки, как для продавца, так и для покупателя. Участие эскроу-агента позволяет максимально снизить возможные риски подлога и мошенничества, а также произвести полную проверку прав собственности Продавца и отсутствие залога на воздушное судно, что часто встречается в США.

Принцип работы эскpоу-агент прост – он строго следит за выполнением всех пунктов контракта и приняв на свой расчетный счет депозит, гарантирует его возврат в случае отказа покупателем подписывать акт предпродажной инспекции по факту ее выполнения. Цена вопроса эскроу-услуг составляет всего 500-1000 долларов и даже эта сумма зачастую делится между продавцом и покупателем. Этот механизм наработан годами.

Соответственно, мы предложили провести сделку именно таким образом, но неожиданно для нас это предложение было отвергнуто.

Нам пояснили, что Британская юридическая фирма с офисом в Лондоне и есть гарант нашей финансовой безопасности. Объяснение звучало примерно так: «Вы производите оплату депозита не напрямую владельцу воздушного судна, а названной юридической компании с прекрасной репутацией. У вас, дорогие российские коллеги, на руках контракт, в котором черным по белому написано, что депозит возвратный. Мы отказываемся понимать, почему вы предлагаете работать через собственного агента».

Звучало логично. В конце концов, у партнера по сделке могут быть свои особые требования, к которым иногда приходится прислушиваться. Но здесь сработала многолетняя практика подобных продаж. Мы решили связаться с нашим партнером в Великобритании. Первое, что он сделал — позвонил официальному дилеру в Британии, который осуществлял в 2007 году поставку этого вертолета с завода Robinson Helicopter Company и впоследствии обслуживал. Однако, вся информация о владельце вертолета подтвердилась. Соответствовал и текущий налет. Казалось бы, круг замкнулся.

Тогда мы сделали еще один звонок – в ту самую британскую юридическую компанию с прекрасной репутацией, и смогли убедиться, что она действительно функционирует: нам ответила секретарь, которая предложила переключиться на специалиста. И тогда мы задали вопрос, работает ли у вас юрист с таким-то именем? Секретарь долго выясняла этот вопрос и, наконец, сообщила – нет, таких сотрудников в нашей компании нет. И это был уже не просто тревожный звоночек.

Мы начали копать дальше и вскоре обнаружили простую вещь! Сайт юридической структуры, на который мы попадали по ссылке из письма владельца – профессионально сделанная копия реально существующего сайта. В Великобритании самое распространенное доменное расширение «co.uk», которым заканчивается название большинства сайтов. На «co.uk» и заканчивалось название реально действующей юридической компании, однако в ссылке, которую нам предоставили, совпадало все до буквы, но расширения было «uk.com». На эту разницу, как вы понимаете, трудно обратить внимание с первого раза.

Что же касается указанных на сайте-призраке телефонных номеров, то насколько нам известно, номера начинающиеся на +44-70## известны как ‘Follow me number’, т.е. этими номерами обычно в Британии пользуются доктора, няни, адвокаты и другие индивидуальные предприниматели, которые хотят скрыть свой реальный персональный номер телефона.  Стоимость звонка на такой номер телефона составляет £0.35 GBP в минуту, (источник: Vodafone). Как мы выяснили позднее, далее с наших телефонов шла переадресация на неизвестный номер в одну из африканских стран.

Наши партнеры незамедлительно отправили письмо в британскую полицию в Департамент борьбы с мошенничеством, которые в свою очередь поспешили сообщить об этом случае в Интерпол. Буквально на следующий день мы получили ответ, что «да, это мошенническая схема, и вы не первые кто жалуется, многие попались на эту удочку, ведется следствие и собираются показания».

В общем эта история закончилась благополучно для нас и нашего клиента. Профессионально мы оказались на высоте и приобрели нашему заказчику другой вертолет, но уже по среднерыночной цене.

В данной статье мы преследуем цели предупредить других участников рынка, в том числе и наших конкурентов, хотим дать этому случаю огласку среди коллег и посоветовать не полагаться на собственную удачу при приобретении авиационной техники!

Кроме того, мы хотим убедить частных приобретателей авиационной техники обращаться за помощью к профессионалам, работать через компании, имеющие многолетний опыт проведения подобных сделок, а не пускаться в плавание самим.

В России принято считать, что поставку воздушного судна может сделать любой человек, знакомый с авиацией и владеющий вопросами ВЭД, и посему не нужно обращаться к профессиональному брокеру, не стоит переплачивать. Просто упускается из вида, что брокер гарантирует чистоту сделки и защищает карман клиента не только от мошенников, но и от неоптимизированных поступков в доставке товара и его таможенного оформления.

Ни одному иностранному владельцу воздушного судна никогда не придет в голову самостоятельно продавать свой вертолет или самолет, отвечать на бесконечные телефонные звонки 24 часа в сутки, отправлять предложения и ресурсные справки, торговаться и демонстрировать свое ВС. Повсеместно принято пользоваться услугами специализированных компаний – авиаброкеров, которые успешно продают десятки воздушных судов в год. Наша компания взаимодействует с такими брокерами по всему миру на условиях комиссионного вознаграждения. Поэтому, если заказчик из России самостоятельно найдет и купит воздушное судно зарубежом, стоимость для него будет такой же. Это правило данного рынка. Не лучше ли сразу обратиться к российской компании – поставщику авиационной техники, сэкономить время и сохранить нервные клетки при взаимодействии с таможенными органами, страховыми и логистическими компаниями. И нет никакой переплаты!

Пожалуй, стоит завершить нашу историю такой цифрой: по данным ФБР США за последний год уже более 6 млн. долларов было украдено у людей, которые решили сэкономить на профессиональной помощи при покупке воздушных судов. 

ПАРТНЕРЫ АВИ