Enstrom: вторая попытка

Коммерческая история вертолетов Enstrom на территории СНГ могла начаться около 10 лет назад. Первый – и как мы знаем, российский – блин получился комом. Да таким, что «Энстромы» надолго заслужили у нас репутацию едва не самых негодных вертолетов – тяжелых в управлении (из-за отсутствия гидросистем), с проблемным редуктором и прочей механикой, относительно медленных и дорогих. Впрочем, в ходе продвижения этого продукта на региональный рынок были допущены все возможные ошибки, и благоприятный момент для российского старта был упущен. Если не блистательное будущее, то по крайней мере одна-две продажи в год для вертолетов этой марки могли быть обеспечены в России начиная с 2004–2005 годов.

И вот теперь, вслед за приобретением первого вертолета Enstrom 480В, первый дистрибьютор вертолетов этого производителя появился на Украине – им стала компания «Ротор Украина». На авиасалоне «Авиасвит-XXI», проходившем в Киеве в сентябре этого года, «Ротор Украина» объявлена официальным дистрибьютором вертолетов Enstrom в СНГ, включая Россию.

На авиасалоне мы побеседовали с главой компании Enstrom Helicopter Corporation Джерри Муллинс (Jerry Mullins).

 

Вертолетная индустрия: Кризис затронул всех вертолетных производителей. Каконотразилсяна Enstrom Helicopter Corporation? 

Джерри Муллинс: В последние два года продажи наших вертолетов практически прекратились. Признаюсь, положение нашей компании было очень непростым. Это заставило менеджеров Enstrom Helicopter работать с утроенной энергией.

Но как только рынок начал снова расти, нам улыбнулась удача. Мы только что подписали контракты на поставку 46 вертолетов в Японию и Таиланд. Столь крупную сделку для Enstrom Helicopter можно назвать исторической.

Отмечу, что на сегодняшний день Enstrom Helicopter Corporation выпускает три модификации вертолетов. Это газотурбинный Enstrom 480B, способный перевозить до пяти человек. Его взлетный вес – около 3000 фунтов (1350 кг). Вертолет сертифицирован уже в 40 странах мира.

В.И.: Может быть, Украина не самое лучшее место для газотурбинного Enstrom? Не правильнее ли было начать здесь с более доступной модели?

Д.M.: Мы решили стартовать с вертолета, который считаем лучшим. Украинский рынок достаточно перспективный. Большинство вертолетов российского производства на Украине уже сильно устарели. Кстати, все они с ГТД. Наступило время эксплуатировать более современные и более легкие вертолеты для бизнеса и других целей.

В.И.: Но ведь на Украине есть собственные амбиции по легким и ультралегким машинам – КТ-112 «Кадет» и АК1-3?

Д.M.: Обе украинские машины — с поршневыми двигателями. Это делает их, несомненно, более недорогими в эксплуатации. Однако, к примеру, близкий по взлетной массе «Кадет» оснащен двумя маломощными двигателями, причем стоимость силовой установки ненамного ниже, чем у однодвигательного Enstrom 480B. Наш вертолет быстрее, маневреннее и весовая отдача выше.

В.И.: Какова себестоимость перевозок на ваших вертолетах?

Д.M.: Для Еnstrom 480В с ГТД себестоимость летного часа составляет $265. Стоимость же самого летательного аппарата на заводе следующая: для газотурбинной модели – около 1 млн. дол. США, для поршневых машин – от 460 тыс. дол. США.

В.И.: То есть за скорость и маневренность придется заплатить хорошую цену?

Д.М.: Как и всегда – преимущества стоят денег. И добавлю, доплатить придется не только за это, но и за комфорт и безопасность. Хотя наша машина вовсе не для перевозки топ-менеджеров. Сейчас мы разрабатываем модификацию для сельского хозяйства с навесным химоборудованием. Из соседней Болгарии уже поступил заказ на несколько вертолетов такого назначения. Надеемся, что этот рынок ожидает подъем в ближайшие три года.

 В.И.: Компания EnstromHelicopterCorporationпервой рискнула выйти на рынок легкий пятиместный газотурбинный вертолет. Что изменится с началом поставок вертолета RobinsonR66? Собственно, что общего и в чем принципиальные отличия этих двух машин?

Д.M.: R66 имеет меньший взлетный вес по сравнению с E480B – он составляет порядка 2600 фунтов против 3000 у Enstrom. Наш вертолет на 5 узлов быстрее, чем Robinson. Сходством является то, что обе машины могут перевозить пять человек. Очень похожи и масса полезной нагрузки, и дальность, и расход топлива – у E480B и R66 эти параметры практически одинаковы. Основным отличием является уровень безопасности: знаменитый двухлопастный винт Robinson менее надежен, чем трехлопастный Enstrom. Я думаю, Robinson R66 будут покупать в первую очередь частные владельцы. На планы Enstrom появление R66 не должно повлиять, мы будем и дальше продолжать наращивать долю на рынке, поскольку наши вертолеты хорошо зарекомендовали себя за годы эксплуатации.

В.И.: Ваши конкуренты в легкой категории серьезно работают над вертолетами спецназначения. Какие предложение в этой сфере есть у EnstromHelicopterCorporation?

Д.M.: Наши летательные аппараты также могут оснащаться прожекторами, тепловизионными камерами в носовой части фюзеляжа для поиска и спасения. Сейчас у нас разработана специальная учебно-тренировочная версия «2 + 2» вертолета Enstrom 480B для обучения сразу двух человек, то есть в кабине одновременно могут находиться пилот, второй пилот и двое обучающихся, которые располагаются на задних сиденьях. Это позволяет проводить обучение быстрее, эффективнее, и стоит оно дешевле. Данная модификация оборудована усовершенствованной системой предупреждения о возгорании на борту.

В.И.: А как собираетесь завоевывать российский рынок?

Д.M.: Я думаю, что российский рынок очень хорош для всех, так как основные российские производители вертолетной техники до сих пор не могут предложить покупателям легкую однодвигательную машину.

В.И.: Но в России есть собственные легкие вертолеты: в ближайшее время начнутся поставки «Ансата», через два-три года на рынок выйдет Ми-34, а  следом и малютка «Актай»…

Д.M.: Одними из основных преимуществ, которые мы можем предложить для России, являются безопасность наших вертолетов, надежность технологий. Среди всех производителей вертолетов мы имеем наилучшие показатели безопасности.

Кроме того, нельзя забывать о емкости российского рынка. Он огромен, по объемам его можно сравнивать только с рынком США. Потребность российского рынка в легких вертолетах оценивается в 10 тыс. машин, поэтому мы уверенно рассчитываем на свою долю.

Перспективы продвижения вертолетов Enstrom на российском рынке прокомментировал координатор компании «Ротор Украина» Владимир Копытин.

В.И.: С чего «Ротор Украина» планирует начать возвращение вертолетов Enstrom в Россию?

Владимир Копытин: Прежде всего, совместно с Enstrom Helicopter Corporation мы решили начать работу по российской сертификации вертолета E480B. Понимаю, это будет непросто. До конца 2010 года нами будут открыты дочерняя компания и торговый офис в Москве. Базирование вертолетов будем осуществлять в Чкаловске – сейчас об этом ведутся переговоры. Техническое обслуживание планируем проводить на базе одной из российских вертолетных компаний. Наш учебный центр обучит и выдаст сертификаты на проведение оперативного технического обслуживания сотрудникам российской компании, базовое обслуживание пока будут осуществлять украинские специалисты. Обучение летного и инженерно-технического персонала мы думаем проводить с выдачей украинского сертификата и последующей его валидацией в России. Дело в том, что в России система обучения несколько отличается от украинской, и намного проще провести валидацию сертификата, чем пытаться создать такой же учебный центр, который мы имеем на Украине. Обучение, конечно же, будет проходить в России.  

В.И.: В России нет недостатка в предложении вертолетов. В каком ключе будете подавать «Энстромы»?

В.К.: Enstrom неприхотлив и надежен в эксплуатации. И это очень хорошая машина для обучения: она прощает молодому пилоту многие ошибки пилотирования, а в случае отказа двигателя успешно авторотирует с любой высоты. Силовая установка расположена за кабиной экипажа, сам же каркас кабины усилен, так что даже при грубой посадке остается очень высокая вероятность благополучного исхода. Вертолет многофункционален и может использоваться для охраны границ, правопорядка, патрулирования газопроводов, лесных хозяйств, выполнения АХР, есть и медицинская модификация. На Украине машина заинтересовала представителей многих служб — Минобороны, МЧС и пограничных войск. Думаю, что потребность в подобных вертолетах в России также очень велика.

ПАРТНЕРЫ АВИ