Eurocopter EC 225/EC 725

О вертолете


 

В конце декабря 2008 г. появилось сообщение о покупке Бразилией для своих вооруженных сил 50 вертолетов Eurocopter EC725. Заключенный контракт является самым большим из когда-либо подписанных в Южной Америке. Первая машина должна быть поставлена в 2010 г. Бразильская армия получит 16 вертолетов, ВВС — 18 и ВМС — 16. Интересно, что сборка вертолетов станет осуществляться на заводе бразильской фирмы Helibras, где также будет выполняться их ремонт и техническое обслуживание. Почему Бразилия выбрала этот вертолет? Известно, что ЕС 725 собираются использовать для выполнения заданий в отдаленных районах страны, значительная часть которой покрыта джунглями и горами. Чтобы выполнить поставленные задачи нужен достаточно грузоподъемный винтокрылый аппарат с большими дальностью и продолжительностью полета. Европейский вертолет в значительной степени удовлетворяет этим требованиям: дальность его полета 1365 км, продолжительность до 4 ч. 

История ЕС 725 уходит корнями в конец 1960-х годов, когда Франция и Великобритания подписали соглашение о совместной разработке для вооруженных сил многоцелевых вертолетов Lynx и Puma. За вертолет Lynx ответственной назначили английскую фирму Westland, а французская Sud-Aviation (позднее превратилась в фирму Aérospatiale, а затем — Eurocopter) стала головной по вертолету SA 330 Puma. На вооружение Puma стала поступать в 1970 г. Выпускалась она в нескольких модификациях и использовалась для перевозки десантников (до 20), различных грузов и т. д. Вертолет получился надежным и, самое главное, обладал большим потенциалом для дальнейшего совершенствования. В 1981 г. на вооружение стал поступать вертолет AS 332 Super Puma, разработанный уже фирмой Aérospatiale и отличавшийся от исходного SA 330 удлиненным фюзеляжем и более мощной силовой установкой. В начале 1990 г. военные варианты Super Puma получили обозначение AS 532 Cougar. Эта машина могла перевозить в кабине уже 24 десантника. В дальнейшем выпуском вертолета и его развитием стала заниматься фирма Eurocopter. В конце концов на свет появились гражданский вариант ЕС 225 и военная модификация ЕС 725, о которой и пойдет речь.

Вертолет ЕС 725 (иногда его называют Super Cougar) относится к классу средних тактических транспортных вертолетов. Разрабатывался в соответствии требованиям ВВС Франции к поисково-спасательному вертолету, предназначенному для действий на поле боя (так называемый вертолет CSAR). Такой вертолет должен нести вооружение с целью противодействия противнику при выполнении задания. Первый полет опытный ЕС 725 совершил 27 ноября 2000 г. на заводе Eurocopter в Мариньяне. В начале 2001 г. ВВС Франции заказали шесть машин под названием Caracal, первая из которых была поставлена в феврале 2005 г. Летом 2006 г. три вертолета ЕС 725 Caracal были использованы французскими ВВС в Ливане во время военной операции Baliste. Еще три машины в 2007 г. были доставлены в Афганистан, где оказывают поддержку вооруженным силам международной коалиции.

ЕС 725 выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и четырех-лопастным рулевым винтами. Лопасти винта изготовлены полностью из композиционных материалов. Их законцовки параболической формы слегка отогнуты вниз с целью снижения уровня вибрации. Несущий и рулевой винты имеют втулки типа Spheriflex. В конструкции планера вертолета широко используются композиционные материалы, способствующие снижению радиолокационного сечения. Передняя и две основные опоры шасси имеют по два колеса, все убираются назад. На обтекателях основных опор шасси и в передней части фюзеляжа предусмотрена установка аварийных надувных поплавков. Грузовая кабина (длина 8,22 м, ширина 2,05 м и высота 1,8 м) рассчитана на перевозку до 29 десантников. Вертолет оснащен лебедкой для подъема пострадавших. Имеется также двухточечная система для перевозки на внешней подвеске грузов массой до 5 т.

Силовая установка состоит из двух ГТД Turbomeca Makila 2A взлетной мощностью по 2100 л. с. В чрезвычайной ситуации двигатели могут кратковременно развивать мощность по 2410 л. с. Двигатель Makila 2A имеет модульную конструкцию, оснащен двухканальной цифровой системой управления FADEC. Усовершенствованный главный редуктор способен в течение 30 мин работать без смазки. Основные топливные баки емкостью 2540 л расположены под полом грузовой кабины и в обтекателях по бокам фюзеляжа. Вместо грузовой лебедки возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 325 л, еще один дополнительный бак (990 л) может размещаться в хвостовой части кабины. Вертолет может оснащаться системой заправки топливом в полете.

Двухместная кабина экипажа выполнена по принципу «стеклянной кабины» (glass cockpit); приборная доска оснащена шестью жидкокристаллическими цветными дисплеями с активной матрицей и дисплеем с движущейся картой местности. Четыре многофункциональных пилотажно-навигационных дисплея имеют экраны размером 152 × 203 мм, а два дисплея для отображения информации о работе бортовых систем — 101 × 127 мм. Вертолет оснащен поисковой РЛС и тепловизионной системой FLIR, в состав навигационного комплекса входят доплеровская РЛС, система GPS и инерциальная навигационная система. Поисково-спасательный комплекс может быть запрограммирован для выполнения автоматического выхода в район поиска и перехода на режим висения.

Кроме вооруженного поисково-спасательного и транспортного вариантов вертолета ЕС 725 имеются VIP-вариант, который может принимать на борт от 8 до 12 пассажиров, и санитарный вариант, способный перевозить 12 раненых на носилках в сопровождении 4 санитаров.

Гражданский вариант ЕС 225 Super Puma Mk.II+ получил от EASA сертификат типа в июле 2004 г. Выпускается в четырех модификациях: пассажирский на 19 — 24 мест, VIP-вариант на 8 мест, санитарный для перевозки 6 пострадавших на носилках и 4 санитаров и спасательный (8 сидячих мест и 3 носилок).

Первым экспортером ЕС 225 оказался Алжир, закупивший в декабре 2004 г. два вертолета в VIP-варианте для обслуживания президента страны. В 2007 г. канадская корпорация CHC Helicopters подписала контракт на 22 вертолета, предназначенных для обслуживания морских буровых платформ в Северном море и выполнения, по мере необходимости, поисково-спасательных работ. Все машины планируется поставить до конца 2012 г. В Великобритании компания Bristow Group владеет четырьмя ЕС 225 (два из которых летают в Австралии) и заказала еще пару. Ее машины летают на морские буровые платформы в Северном море и у побережья Австралии.

ПАРТНЕРЫ АВИ