Вертолетный форум способствует уменьшению разрыва между практикой и законодательством в вертолетной индустрии
30.11.2015
В Москве 27 ноября 2015 года завершил работу ежегодный Вертолетный форум. Наряду с Международной выставкой HeliRussia это одно из ключевых мероприятий вертолетной индустрии России. Прошедший Вертолетный форум стал уже 8-м по счету. Его тема в этом году – «Изменения воздушного законодательства: новые требования и возможности». Организатор Форума, Ассоциация Вертолетной Индустрии, приступила к формированию резолюции, которая будет опубликована в ближайшее время.
Дискуссии во второй день Форума были посвящены обеспечению эксплуатации вертолетов, в частности вопросам экономики и права. Работа Форума наглядно продемонстрировала необходимость устранения разрыва между практикой и законодательством в вертолетной индустрии нашей страны – зачастую применимые к ней законы не учитывают интересы ее участников и не помогают практической работе компаний отрасли, создавая порой излишние преграды на пути развития российского вертолетного сегмента.
На заседаниях секций Форума анализировалась ситуация вокруг закупок в вертолетной индустрии, связанных с изменениями в Федеральном законе №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Специалисты отметили ряд негативных моментов, спровоцированных этими изменениями. К ним относится появившаяся взаимозависимость всей цепочки поставщиков авиационного оборудования друг от друга – компании не получают оплату работ, пока заказчику не будет сдан готовый продукт. Таким образом, появление в цепочке поставщиков одного недобросовестного участника осложняет работу остальных. Также в связи с новыми требованиями закона поставщик обязан заводить отдельный счет под каждый государственный контракт, что увеличивает нагрузку на бухгалтерию и увеличивает сроки подготовки контрактов.
Для улучшения ситуации с закупками в области гособоронзаказа на Форуме был предложен ряд мер: разрешить поставщикам авиационного оборудования иметь один счет для работы по всем госконтрактам; снизить риски для поставщиков, применив проверенные методы отбора участников (например, ведение реестра недобросовестных поставщиков); а также позволить компаниям-производителям при закупках больше опираться на собственную систему менеджмента качества (СМК).
Еще одна ключевая тема, поднятая на Форуме во второй день, это направления совершенствования воздушного законодательства в части использования беспилотных воздушных судов (БВС). Академия гражданской защиты МЧС России представила свой взгляд на проблематику распространения БВС. Так, в одном только 2015 году, само МЧС России закупило около 200 БВС, большое количество беспилотных авиационных систем (БАС) поступает на службу Министерства обороны и специальных ведомств. Количество таких аппаратов, проданных на гражданском рынке, исчисляется тысячами. Согласно позиции Академии гражданской защиты МЧС России, в отсутствие законодательной базы, регламентирующей применение БВС, коммерческие и частные операторы такой техники эксплуатируют ее без должной регуляции и это создает угрозу безопасности полетов в нижней части воздушного пространства.
В настоящее время правовая база, регламентирующая применение БАС, находится на стадии проработки. Однако к заложенным в нее принципам уже появляются вопросы. Так, сертифицировать и регистрировать на правах воздушных судов предлагается только «беспилотники» взлетной массой от 30 килограмм, тогда как угрозу другим воздушным судам могут нести и куда более легкие БВС. Академия гражданской защиты МЧС России предлагает ввести ряд мер по повышению безопасности БВС: установить более подробное деление на классы БВС, обязать оснащать БВС аэронавигационными огнями, а также уделить внимание приоритету согласования полетов для БВС.
Необходимость гармонизации авиационной законодательной базы с практической деятельностью была также продемонстрирована на примере замены неисправных авиационных компонентов. Простой вертолета на земле из-за необходимости гарантийного возврата определенной детали и установки новой может иметь высокую стоимость для компании-оператора. Даже при полном содействии поставщика и в отсутствии логистических проблем, быстрая замена неисправных компонентов затруднена в связи с отсутствием в законе понятия оперативного обмена. Так, налоговые органы облагают налогом и неисправную деталь, возвращающуюся к поставщику, так и новый компонент, при этом особые сложности возникают в случае, если воздушное судно находится не в собственности компании-оператора, а в лизинге.
На Форуме был дан всесторонний анализ ФАП 246. Этот закон пришел на смену ФАП 11 и регламентирует требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Специалисты подчеркнули, что в целом новый закон превосходит предыдущий, он более понятен и информативен, а сертификация упрощена. Тем не менее, были отмечены и пути совершенствования ФАП 246.
Особую важность для всех российских операторов вертолетной техники имеет поднятая на Форуме тема авиаметеообеспечения. По оценкам, которые прозвучали на Форуме, структуры Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды пользуются недоработками в воздушном праве и даже действует вопреки ему. В частности, Авиаметтелеком Росгидромета облагает операторов дополнительными расходами на авиаметеообеспечение, будучи при этом бюджетным агентством, не ориентированным на получение прибыли.
В ходе презентации по анализу стоимости летного часа на Форуме была дана позитивная оценка вертолету «Ансат» и его эксплуатационным возможностям. Этот вертолет получил сертификат для грузовых и пассажирских перевозок и выходит на российский рынок. В ходе дискуссии между представителями компании «Сбербанк-Лизинг» и холдинга «Вертолеты России» были найдены точки соприкосновения по теме формирования лизинговых предложений, выгодных компаниям-операторам.
Генеральный директор компании «Алюминиевые конструкции» рассказал о преимуществах и удобстве использования наземного оборудования для обслуживания вертолетов, выполненного из алюминиевых сплавов. Тогда как вертолетостроительная отрасль России активно растет, наземное оборудование отстает в развитии, а очень часто компании-операторы закупают его по остаточному принципу. По оценкам компании, современные алюминиевые конструкции наземного оборудования более долговечны, нежели чем стальные, и более безопасны за счет легкости, минимизирующей возможный вред для воздушных судов, а также за счет отсутствия искрообразования.
За два насыщенных дня работы Вертолетный форум в очередной раз доказал свою важность для отечественной вертолетной индустрии. Только на Форуме возможно обсуждение такого широкого количества тем, актуальных для отрасли. Совместный подход участников к встающим перед отраслевыми компаниями проблемам может способствовать их скорейшему решению.
Поднятые на Форуме темы получат дальнейшее развитие в рамках деловой программы Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2016, которая пройдет в Москве в мае следующего года.
Теги записи: Авиационные юристы, Вертолетный форум, Летный комитет, Поставки АТИ