Гидроавиасалон — 2012
Вертолет Ми-8Т – до сих пор самый распространенный тип вертолетов, эксплуатируемых гражданской авиации России. В своем парке 90 из 392 (включая «самолетных») эксплуатантов имеют вертолеты МИ-8Т(МИ-8П). На сегодняшний день в Государственном Реестре гражданских воздушных судов зарегистрировано около 1500 вертолетов, из них — 510 вертолеты МИ-8Т.
Такая популярность вертолета оправдана целым рядом его отличительных качеств и, в первую очередь тем, что МИ-8 в данной модификации позволяет решать задачи, решение которых с применением вертолетов модификаций «МТВ» оказывается неоправданно дорогим. Именно поэтому Ми-8Т остался основным видом транспорта для вахтовых перевозок и транспортировки легких объемных грузов для нефтегазовой отрасли, в частности в условиях Западной Сибири, при обслуживании прибрежных буровых. Везде, где необходима достаточно объемная грузовая или пассажирская кабина и условия полета вполне обеспечиваются техническими характеристиками МИ-8Т, выбор в пользу этого вертолета позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты и именно в этих случаях проявляется отличительная ценность вертолета. Соответственно, напрашивается вывод о том, что модернизация МИ-8Т не должна превращать его в МИ-8МТВ по эксплуатационным характеристикам и, следовательно, по цене. Более того, на основе того, что у этого вертолета была и есть столь значительная ниша на рынке авиаработ, опираясь на накопленный многолетний опыт эксплуатации, можно и нужно говорить о поддержке и развитии по пути дальнейшего повышения эффективности этой модификации с сохранением ее уникальности.
Что в первую очередь нужно для этого сделать? Какие есть препятствия и проблемы? Как заинтересованное вертолетное сообщество может способствовать оптимальному развитию событий? Как оптимально провести анализ накопленного опыта эксплуатации и увеличить периодичность выполнения регламентных работ, ввести эксплуатацию АиРЭО по состоянию с отменой ресурсов, наметить пути отмены межремонтного и назначенного ресурса вертолета в целом.
Вопросов на этом пути немало и, конечно, можно отказаться от решения всех этих вопросов — альтернативы есть всегда, а поэтому одна из ключевых задач — всесторонняя и объективная оценка всех возможных вариантов. В данном случае, очевидно, что если своевременно не начать движение по пути развития перспектив для Ми-8Т и не заполнить, тем самым, вертолетами МИ-8Т имеющуюся для них сегодня нишу на рынке авиаработ, то эту нишу заполнят вертолеты импортного производства, меньших размеров, более дорогие на «старте», то есть при покупке, но с точно предсказуемыми эксплуатационными затратами и отсутствием назначенных ресурсов. К тому же на авиационном рынке России все более активно начинают работать лизинговые компании. Причем лизинговые контракты на покупку импортных вертолетов заключаются достаточно легко, по причине понятной структуры затрат на летный час, прогнозируемой и понятной ценовой и ресурсной политики производителей зарубежных вертолетов.
ОТЧЕТ о результатах круглого стола и дальнейший ход проекта по решению вопросов, прозвучавших 7 сентября 2012 при обсуждении вопросов модернизации вертолета МИ-8Т — здесь.