Глобализация Мексиканского залива

В 2010 году, после взрыва на глубоководной буровой платформе Deepwater Horizon швейцарской компании Transocean, вызвавший катастрофический разлив нефти, показатели вертолетной экономики Мексиканского залива заставили поволноваться производителей и дилеров вертолетной техники для нужд оффшорной нефтедобычи. Только начавшая приходить в себя после первой волны финансового кризиса вертолетная индустрия получила чувствительный удар в своем самом благополучном – нефтяном – секторе.

Нелишним будет повторить, что Мексиканский залив для отрасли не просто один из рынков, а значимая статистическая площадка, мерило вертолетного оффшорного бизнеса. Данные по налету, динамике парка из этого региона – что-то вроде показателей занятости, цен на недвижимость или индекса потребительского доверия, влияющего на биржевые показатели. Длительный мораторий на бурение в этом регионе заставил операторов перераспределять борта между другими нефтеносными районами Мирового океана и отсрочить планы по обновлению парка. Уже в 2009 году нефтедобыча и без того испытывала негативные последствия снижения цен на нефть и замедление экономического роста. Но авария 2010 года принесла новые потери.

Последствия этого провала ощущаются до сих пор.

Сегодня трудно представить себе ту активность вертолетных операторов в Мексиканском заливе, которая отмечалась в 2007-2008 годах. Авария на Deepwater Horizon заставила их значительно снизить объемы работ. Тем не менее, существует надежда, что в ближайшие годы произойдет возврат к былой славе.

Кто-то, как вертолетный оператор PHI Inc., смог неплохо заработать еще на восстановительных работах. Контракты в Мексиканском заливе в 2010 году принесли этой компании, базирующейся в Луизиане, более 9 % всех доходов. В первой половине 2011 года объемы работ «просели», но это не помешало компании нанимать большее число летчиков и увеличивать присутствие своего флота в заливе, в том числе вертолетов Sikorsky S-92, пока с трудом пробивающихся в нефтяной сектор.

С момента выброса нефти из скважины Macondo, которую разрабатывала платформа Deepwater Horizon, глубоководное бурение не проводилось 17 месяцев. Тем не менее, три крупнейших вертолетных оператора, участвующие в восстановительных работах в районе аварии (PHI Inc., Bristow Group и Era Helicopters/Era Group Inc), решили держаться за нефтяной бизнес в заливе, который постепенно начинает набирать обороты. Производственные контракты вокруг Deepwater обеспечили стабильность этим вертолетным компаниям в тот непростой момент, когда им пришлось активизировать свои усилия по освоению международных рынков. Сегодня уже можно всерьез говорить о главном последствии аварии — «глобализации Мексиканского залива», то есть росте присутствия местных вертолетных лидеров на глобальном рынке по обеспечению морской нефтедобычи.

Операционная статистика

Приземляясь на вертолете в штатах Техас, Луизиана или Алабама, трудно увидеть большие изменения в вертолетной отрасли. Пролить свет на ее состояние за прошедший год могут только статистические данные.

Согласно данным консультативной конференции по вертолетной безопасности (Helicopter Safety Advisory Conference) за 2010 год в Мексиканском заливе работали 483 оффшорных вертолетов, принадлежащих 12 компаниям, которые перевезли более 2,3 миллионов пассажиров, что на 6 % ниже, чем в 2009 году. Общий налет при выполненных 938690 рейсах составил 334067 часов, что соответствует 3-процентному падению по летному времени и снижению на 21,5 % числа оффшорных рейсов по сравнению с 2009 годом.

Интересно, что при этом использование легких и средних двухместных вертолетов увеличилось где-то на 9 и 6% соответственно, остановив падение в этом секторе, начавшееся в 2007 году. Между тем, использование однодвигательных и тяжелых двухдвигательных вертолетов сократилось примерно на 9% для каждой категории. Это произошло в результате снижения экономической активности на мелководье и моратория на глубоководное бурение.

Deepwater – пауза в развитии отрасли

В момент аварии на платформе Deepwater Horizon в заливе работали 42 глубоководные платформы. В результате бедствия правительство США с конца мая 2010 года установило шестимесячный мораторий на бурение. Это привело к демонтажу глубоководных буровых установок и уменьшению персонала на тех, что оставались в заливе.

Рост разлива нефти, а также необходимость проведения контроля и очистки моря от нее компенсировали потери оффшорных вертолетных компаний, понесенные ими после аварии на глубоководной Horizon. Но, большая часть этих работ закончилась примерно к середине октября 2010 года. Следующие шесть месяцев стали временем настоящего спада для большинства вертолетных операторов. На тот момент в работе остались всего 11 глубоководных установок, которым разрешалась добыча и бурение, а процесс выдачи новых разрешений на этот вид деятельности в море стал мучительно долгим. Например, к марту 2011 года было выдано всего пять таких разрешений.

Восстановление начинается

К апрелю 2011 года, когда состоялось заседание Ассоциации национальной океанской индустрии (National Ocean Industries Association – NOIA), представители нефтяных компаний, занятых в освоении глубоководной части Мексиканского залива, выражали осторожный оптимизм в отношении ближайших перспектив отрасли. Отчасти он был обусловлен тем, что промышленность чувствовала потребность правительства в необходимости возвращения к работам в заливе.

Эти чувства подтверждались данными доклада «Поиски оффшорных ресурсов» (Quest Offshore Resources), подготовленного для американского института нефти (American Petroleum Institute – API) и Национальной ассоциации морской индустрии (National Ocean Industries Association – NOIA). В нем говорилось, что более 30 % нефти и 11 % природного газа, добываемого в США в 2010 году, было произведено в Мексиканском заливе. Другими словами, регион имеет важное значение для страны.

Доклад также рисовал радужную картину ближайшей перспективы региона. Было сказано, что начавшиеся нефтегазовые вложения в залив в этом году, к 2013 году могут достичь $ 15,7 млрд., что обеспечит 142-процентное увеличение финансирование с уровня 2010 года и даже примерно 32-процентное улучшение, по сравнению с максимумом 2008 года.

Большая тройка

Также оптимизм внушают отчеты большой тройки вертолетных операторов, работающих в Персидском заливе.

Тяжеловес залива компания PHI Inc. в 2010 году достигла 6-процентного увеличения операционных доходов по сравнению с предыдущим годом. Они составили $ 517 млн. В нефтегазовом секторе ее выручка превысила $ 345 млн., что составляет 9 % роста. Около его половины приходится на второй и третий кварталы, когда компания обеспечивала спасательные работы на глубоководной платформе Horizon.

Совсем недавно, в августе 2011 года PHI сообщила, что «за шесть месяцев, к 30 июлю 2011 года, доходы от нефтегазовых операций снизилась на $ 12 млн.», и это произошло, прежде всего, из-за снижения среднего налета и доходов главным образом в результате продолжающегося воздействия на бизнес инцидента с Deepwater Horizon, а также в результате снижения активности глубоководного бурение в Мексиканском заливе. Глядя в будущее, PHI сейчас активно нанимает опытных пилотов морских вертолетов, чтобы заполнить места, которые были созданы при расширении флота и благодаря новым контрактам. Отчасти расширение происходит в результате заказа в 2010 году 10 новых AW139 AgustaWestland и шести Sikorsky S-92 весной 2011 года.

PHI также сосредоточена в своем возвращении на международные рынки. Начиная с прошлого года вертолеты компании работают в Демократической республике Конго и Израиле, есть новый контракт на Кипре, который был заключен этим летом. Компания также объявила, что продолжает переговоры с исследовательско-инвестиционной компанией TAM Empreendimentos e Participações SA в создании совместного предприятия по оффшорным операциям в Бразилии, быстро развивающемся рынке, где большую активность проявляют конкуренты – CHC Helicopter, Bristow Group и Era Helicopters/Era Group Inc.

Между тем, вертолетный оператор Bristow Group, базирующийся в Хьюстоне, штат Техас, сообщила, что ее операционная прибыль по состоянию на 31 марта 2011 составила почти $ 190 млн. от общих доходов, превышающих $ 1,2 млрд. в год. Отражением того, что компания диверсифицирует свою деятельность, увеличивая международные операции, является тот факт, что всего 16% доходов получены ей в 2011 году от работы в США, где 83 вертолетов Bristow обслуживают семь баз в Мексиканском заливе и 14 – три базы на Аляске. И это без учета доходов от обучения и продаж вертолетов.

Валовые североамериканские доходы Bristow в 2011 году увеличились чуть более чем на 2 %, достигнув $ 194 млн. в основном за счет работы с BP по устранению разлива нефти на глубоководной платформе Horizon, а также мониторингу и увеличению поставок по некоторым существующим контрактам. Когда глубоководная разведка остановилась, Bristow Group смогла переложить часть своих средних вертолетов и S-92, работавших в Мексиканском заливе, на международные рынки, где компания остается чрезвычайно активной.

За первый квартал, закончившийся 30 июня 2011 года, североамериканский доход Bristow упал до отметки чуть менее $ 44 млн. с прежних $ 52 млн. за тот же период 2010 года. При этом налет увеличился, но снизилась операционная прибыль (3,6 % по сравнению с 10,2 % в предыдущем квартале года). Bristow заявила, что вместе со снижением своей североамериканской маржи, ожидает увеличение объемов работ в зоне Персидского залива во второй половине 2012 финансового года.

Компания, ощущая необходимость увеличения активности в течение следующих пяти лет, определила возможности для замены 442 вертолетов и рост своего авиапарка для работы в интересах нефтяной и газовой промышленности по всему миру – 42 легких, 27 средних и 19 тяжелых вертолетов для районов Северной Америки. Bristow полагает, что может выиграть около 25 процентов рынка, заключив новые воздушные контракты.

Третьим основным оператором в Мексиканском заливе является Era Group (часть Era Helicopters), которая в 2010 году показала выручку в размере чуть более $ 235 млн. (примерно столько же в 2009), со снижением операционных доходов чуть менее $ 20 млн. Об этом говорится в отчете материнской компании Seacor Holding. Более $ 112 млн. поступило от полетов в районе залива и около $ 58 млн. от вертолетного лизинга (в значительной степени на международном рынке).

За первые шесть месяцев 2011 года операционная прибыль Era составила $ 19,5 млн. из выручки почти в $ 125 млн., из которых почти $ 88 млн. было заработано на внутреннем рынке США. Вклад от обслуживания нефтегазового сектора, включенный во внутренний доход, составил $ 57,2 млн. от работы в Мексиканском заливе и $ 11,4 млн. на Аляске. В первой половине года, общий налет Era равнялся 30558 часам, 53 % из которых обеспечили полеты в Мексиканском заливе. По данным компании, операционные доходы были выше, в основном за счет дополнительных полетов в США, Мексиканском заливе и начала сезонных пожарных и летных видов деятельность на Аляске.

Наконец, рост международных перевозок поставил на первый план позиционирование ее, как международной компании. Под руководством Роберта Ван де Вуурста (который в апреле 2011 года сменил Нила Осборна) ее международная деятельность продолжает расширяться. К середине 2011 года за рубежом активно работало 48 воздушных судов Era, хотя с недавних пор это уже обычная практика для компаний, выстроивших свой бизнес вокруг нефтедобычи в Мексиканском заливе.

ПАРТНЕРЫ АВИ