Грезы по агрокоптеру

За долгие годы сосуществования отношения товарного сельхозпроизводства и авиации давно миновали романтическую стадию, но так и не дотянули даже до гражданского брака. Применение летающей техники в сельском хозяйстве когда-то выглядело столь революционным, что, казалось, о крестьянских бедах можно забыть навсегда. Однако создание передовой агрикультуры лежало совсем в других плоскостях — менеджменте, экономике и биотехнологии. И ровно наоборот: качественная оптимизация сельского хозяйства сделала услуги авиаторов по-настоящему нужными и незаменимыми.

По данным специалистов, производительность сельхозавиации от 6 до 15 раз выше наземных машин, что позволяет выполнять работы в сжатые сроки, экономя трудовые и материальные ресурсы. В среднем расход топлива в два раза меньше, а затраты на энергоносители в расчете на единицу площади на 18-20% меньше. Отсутствие механических повреждений растений позволяет сохранить до 8% будущего урожая. Кроме того, работы можно выполнять при любом состоянии почвы. «Сей в грязь — будешь князь»! Наземная техника в отличие от авиационной не может быстро покрывать большие площади и тем более эффективно бороться с саранчой.

И хотя один самолет сельхозавиации заменяет до 20 рабочих и 10 тракторов, но и он порой бессилен. Тогда на помощь приходит вертолет. Самолету нужна взлетно-посадочная полоса, его нельзя использовать при крутизне склона более 30°, а вертолет может приземлиться и взлететь где угодно. Вертолет способен на многое: производить посев, вносить сухие минеральные удобрения, обрабатывать жидкими химпрепаратами — гербицидами, инсектицидами, фунгицидами и десикантами.

Специальных аговертолетов никогда не выпускалось, а вот «приспособленцев» было несколько. Начиналось все с Ка-26 и Ми-2. Неприхотливость наших вертушек предопределила успех и сделала их незаменимыми помощниками на селе. В основном сельскохозяйственные вертолеты используются для обработки плодовых деревьев и виноградников, потому что именно здесь достигается максимальный экономический и агротехнический эффект. Несущий винт работает словно вентилятор, опрыскивая, покрывает поверхность листьев с обеих сторон. А при использовании самолета пестициды не попадают на нижнюю сторону листа, где обычно скрываются возбудители болезней и вредители. Кроме того, еще одно из преимуществ вертолета заключается в том, что он может летать на малых скоростях (40-60 км/ч). Это особенно важно для химобработки сорной растительности, которая проводится по периметру поля. В этом случае вертолет зависает над пораженными участками, обеспечивая высокую точность внесения пестицидов. Самолету висеть не дано, поэтому огрехов в работе не избежать.
Вертолет для заграничной сельской местности не роскошь, а рабочая лошадка, на которую кроме работы в поле легли транспортные заботы: и роженицу в больницу отвезет, и на рынок слетает. Кажется, что за последние сто лет человечество придумало все мыслимые и немыслимые способы применения вертолетов, однако постоянно находятся новые и новые, совершенно необычные ниши.

В Австралии пастухи пересели с лошадей и джипов на вертолеты. Носятся на своих «Робинсонах» R-22 по бескрайним пастбищам над головами своей паствы, которая уже привыкла к жужжанию вертолетов. А когда в Луизиане (США) тысячи голов крупного рогатого скота в прошлом году оказались в водном плену в результате наводнения «Айк», под угрозой падежа из-за соленой воды и отсутствия пищи к кому обратились ковбои за помощью? К вертолетчикам. Скотоводы передавали координаты площадок, куда вертолеты сбрасывали спасительные грузы. Сложность операции заключалась в том, что животные оказались разделены на бесчисленное множество отдельных зон. Вертолетчики достойно справились с поставленной задачей. Два вертолета Chinook сбросили несчастным животным почти 25 т сена и более 50 тыс. л воды. Именно пресная вода принесла спасение. Другой пример пришел из Новой Зеландии, где местные умельцы додумались использовать вертолеты против заморозков. Наш журнал уже рассказывал эту историю. Когда температура упала ниже -4 С, под угрозой оказался весь островной урожай винограда. В течение нескольких ночей около 500 вертолетов, рассредоточенных по всей Новой Зеландии, использовались для защиты садов и виноградников от внезапно наступивших заморозков. Используя бортовые указатели температуры наружного воздуха, вертолетчики находили зоны теплого воздуха и своими винтами направляли воздушные потоки на сельскохозяйственные угодья.

Рыбные хозяйства придумали использовать вертолеты в качестве транспортной платформы для переноса рыбы из одного водоема в другой. Специальное погружаемое устройство (типа Bambi Bucket), перевозимое на внешней подвеске, позволяет избежать стресса, который испытывает молодняк при традиционном способе (с отловом и последующим выпусканием).

Без вертолета не обойтись хозяйствам, которым необходим оперативный и точный мониторинг угодий. С высоты птичьего полета специалист легко может разглядеть все недостатки работы механизаторов и даже оценить глубину вспашки. Опытному аграрию сразу бросится в глаза неправильный посев. Сегодня владельцы сельскохозяйственных предприятий лично пилотируют вертолеты и ведут мониторинг своих угодий. Они устанавливают на вертолеты современные кино-фотокамеры со стабилизаторами изображений, что позволяет следить за темпами роста. Достаточно несколько полетов, чтобы выявить «болевые точки» будущего урожая.

Если оглянуться на родные просторы, то перед взором возникнет целый сонм проблем, сдерживающих использование авиации в сельском хозяйстве. Во-первых, это законодательство. Сегодня сельхозавиация существует практически вне закона — около 90% всех авиационных химических работ выполняются нелегально или полулегально из-за сложностей (для небольших фирм, работающих в сельском хозяйстве) получения свидетельства коммерческого эксплуатанта, сертификации и регистрации воздушных судов.

Во-вторых, высокая стоимость вертолетных услуг и низкая платежеспособность потребителей. Цена на современные воздушные суда колеблется в пределах от $20 тыс. (мотодельтапланы) до $1-1,5 млн (легкие самолеты и вертолеты), причем стоимость вертолета и его летного часа существенно выше, чем у самолета. Затраты на покупку, эксплуатацию и техобслуживание вертолетов примерно в два раза выше, а ресурс существенно меньше, чем у самолета. По поводу платежеспособности аграриев ни у кого не осталось никаких иллюзий. Сегодня авиаторы отказываются работать, потому что многие хозяйства не оплатили прежние долги. Усугубляет ситуацию сезонность работ. Как и все работы в сельском хозяйстве, авиахимобработки отличаются сезонностью применения (как правило, работы начинаются в апреле и заканчиваются в сентябре), поэтому авиационные подразделения постоянно кочуют с Юга на Север и обратно.

В-третьих, вертолетам необходимо серьезное сервисное обслуживание и квалифицированный персонал. Если трактористы осваивают своего железного коня за неделю, то пилотов и техников нужно готовить не один месяц, поэтому существует проблема с кадрами, на которую накладывается сложность взаимодействия наземного и авиационного персонала. В первую очередь это касается громоздкой системы летной и технической эксплуатации наших старых Ми-2 и Ка-26, где задействовано много персонала из-за большого объема работ. Кроме того, возникают дополнительные расходы на подготовку и содержание рабочих аэродромов и площадок.

В-четвертых, нельзя игнорировать вопросы безопасности, связанные с малой высотой полета во время выполнения сельскохозяйственных работ, когда повышается вероятность столкновения с наземными препятствиями. Не последнее место занимает защита экипажа от попадания ядовитых реактивов в организм во время применения высокотоксичных ядов.

Сложив все плюсы и минусы, получается, что советская затратная схема применения вертолетов уже не проходит или проходит со скрипом, низкорентабельные хозяйства не в состоянии производить конкурентоспособную сельхозпродукцию и соответственно немедленно перейти к современной системе производства.

Однако, несмотря на высокую стоимость, приобретение и содержание малой сельхозавиации вещь вполне реальная.

Другое дело, что реального рынка новых сертифицированных и проверенных на практике воздушных средств с соответствующим сельхозоборудованием в России нет. У нас до сих пор для авиахимработ используются устаревшие морально и физически самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2 и Ка-26. В то же время набирает силу новая мировая тенденция. До 70% всех сельскохозяйственных авиаобработок перешло на сверхлегкие летательные аппараты (СЛА) взлетной массой до 450-500 кг и полезной нагрузкой до 100-120 кг. Применение СЛА на авиахимических работах имеет ряд преимуществ перед более тяжелыми собратьями. Это невысокие эксплуатационные затраты при достаточно высокой производительности и точности обработок. Они имеют одинаковую скорость полета (около 100 км/ч), опрыскивающую аппаратуру, грузоподъемность, ширину захвата 15-20 м и высоту полета 1,5-2 м над землей. Производительность машин одного порядка: мини-самолеты могут обрабатывать за сезон около 20 тыс. га, а мотодельтапланы — 15-17 тыс. га. Конкуренции между ними нет, в некоторых случаях они даже дополняют друг друга. Сейчас наиболее активно развивается класс самолетов грузоподъемностью 100-200 кг, на них приходится основная тяжесть авиахимработ. Актуальны самолеты грузоподъемностью 300-500 кг. Использование большей грузоподъемности не рентабельно из-за того, что современные ядохимикаты отличаются низкой нормой внесения — от 5 мг/га.

Что касается вертолетов, то во всем мире для проведения авиахимобработок используются легкие машины взлетной массой менее 3 т. И хотя специализированного производителя вертолетов для сельхозработ нет, у любого из агровертолетов есть специальный набор дополнительного сельскохозяйственного оборудования. Более половины ежегодных продаж на мировом рынке приходится на вертолеты взлетной массой до 2 т. Несмотря на различные ограничения, спрос на сверхлегкие вертолеты с поршневыми двигателями не только не снижается, а напротив, в последние годы постоянно растет. Фирма Robinson производит уже более 800 машин в год. Самая массовая модель на рынке Robinson R-44 пользуется особой популярностью благодаря невысокой цене и объему работ, который может выполнять. Линейка другого вертолетостроителя — Schweizer 300C/333/434, получившая мощный импульс после поглощения Sikorsky, — может побороться за место на рынке вертолетных сельхозработ. Канадский сверхлегкий вертолет Safari специально создавался для применения в полевых условиях. Есть еще американский двухместный сборный кит Exec 162F компании RotorWay International. К сожалению, в России подобных машин не выпускают. ОАО «Казанский вертолетный завод» обещает начать серийное производство вертолета «Актай». Вертолет можно оснастить емкостями для химикатов (массой до 290 кг), штангами-разбрызгивателями и другим оборудованием для авиационных сельхозработ. По предварительным оценкам, вертолет может быть конкурентоспособным на рынке при условии, что прямые эксплуатационные расходы не превысят 80-100 $/ч.

Итак, альтернативы сверхлегкой авиации, в том числе вертолетам, в сельском хозяйстве в настоящее время нет. Есть множество работ, где использование другой техники невыгодно или невозможно. В сельском хозяйстве необходимо комплексное использование и авиационной, и наземной техники со скрупулезным учетом природно-климатических условий, финансового состояния хозяйств и других определяющих факторов, таких как рельеф, влажность почвы, стоимость топлива…

По данным экспертов, в середине 1980-х годов в России воздушные суда ежегодно обрабатывали до 100 млн га, в 1995-1997 годах этот показатель сократился до 2-3. В последние годы спрос на проведение авиационных сельскохозяйственных работ повышается, особенно на Северном Кавказе и в Поволжье. На повышение спроса на услуги сельхозавиации в этих регионах повлиял ущерб, наносимый опасными вредителями и большой засоренностью полей сорняками. По прогнозам, к 2010 году сельскохозяйственная авиационная обработка может достигнуть отметки в 11-13 млн га (в 8 раз меньше, чем в СССР).

Хотя высокая стоимость приобретения и эксплуатации сделала вертолет практически недоступным для сельчан (сегодня вертолет на селе можно увидеть по случаю охоты и рыбалки VIP-персон, выборов или пожара), сельхозавиация все же вернется. Уже на новых условиях, когда труд сельхозработников заметно подорожает и до села доберутся интенсивные технологии.

ПАРТНЕРЫ АВИ