H125: «рабочая лошадка» в российском небе

Однодвигательный Н125 (AS350 B3) уже долгие годы остаётся одним из самых востребованных лёгких вертолётов как в России, так и во всём мире. Благодаря оптимальному сочетанию эксплуатационных и лётно-технических характеристик, универсальности, безопасности и надёжности конструкции, цене и стоимости технического обслуживания, эта машина подходит для пассажирских перевозок, авиационных работ, санитарной эвакуации и охраны правопорядка. Сегодня во всём мире эксплуатируется более 650 вертолётов этой модели, из них в России — 70, и в будущем году их число увеличится.

Сегодня H125 — наиболее востребованная и распространённая модель семейства AS350 в России. По данным пресс-службы Airbus Helicopters Vostok (AHV), сейчас в нашей стране эксплуатируется 70 таких машин. В компании отметили, что единично представлены и предыдущие версии AS350, включая шесть вертолётов AS350 B2 и один AS350 BA, однако эти модели уже сняты с производства (сейчас серийно производится только H125). В настоящий момент Airbus Helicopters Vostok (дочернее предприятие Airbus Helicopters) имеет твёрдые заказы на шесть H125 с поставкой в 2018 году, сообщили «АвиаПорту» в пресс-службе компании AHV.

Напомним, H125 (маркетинговое название вертолёта AS350 B3) входит в семейство однодвигательных вертолётов Ecureuil/AStar производства Airbus Helicopters. По информации AHV, общий налёт машин семейства составляет более 30 млн часов. Производство обновлённой модели — AS350 B3e, получившей название H125, стартовало в 2011 году.

Максимальная взлётная масса вертолёта составляет 2370 кг (при выборе варианта «Комплект для увеличения максимальной внутренней взлётной массы до 2370 кг»), а максимальный полный вес в транспортной конфигурации с внешней нагрузкой — 2800 кг. На этих машинах установлен двигатель Arriel 2D фирмы Turbomeca с двойной цифровой системой управления (FADEC) нового поколения и регистратором параметров работы. Благодаря переходу на новую модель двигателя, производителю удалось значительно увеличить межремонтные интервалы и уменьшить стоимость эксплуатации вертолёта. «Стеклянная кабина» Н125 оборудована навигационным комплексом Garmin GTN650H. В целях повышения эксплуатационной безопасности в качестве дополнительных опций Н125 оснащаются улучшенными энергопоглощающими креслами для экипажа и двойной гидравлической системой. Также производитель предлагает вариант с топливным баком, устойчивым к разрушению.

Этот тип вертолётов, прежде всего, популярен у российских коммерческих операторов. В пресс-службе AHV отмечают, что наиболее богатым опытом эксплуатации этой модели в России обладают компании «Ютэйр», «АэроГео», «Скол», «Ямал», «Восток» и «Гранат». Чаще всего вертолёты модели Н125 используются для авиационных работ по мониторингу протяжённых линейных объектов (газо- и нефтепроводы), перевозки служебных пассажиров, санитарной авиации, транспортировки грузов на внешней подвеске (в том числе, при проведении строительно-монтажных работ) и геофизических исследований. Стоит отметить, что ближайшие конкуренты Bell 407 и AW119 (производитель Agusta Westland) используются в России, в основном, в частной авиации (коммерческие операторы их практически не используют).

H125 приспособлен к эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата, а максимальная масса груза, который можно перевезти на внешней подвеске, составляет 1400 кг. Просторная кабина, высокая крейсерская скорость, большая дальность полёта и грузоподъёмность обеспечивают H125 более высокую производительность, чем у аналогичных моделей других производителей: технические характеристики позволяют ему выполнять больше полётов «туда-обратно» за день, чем любой другой машине этого же класса. В конфигурации, предназначенной для санитарной эвакуации, вертолёт комплектуется медицинским оборудованием, при этом он способен перевезти до четырёх человек (пилота, два медиков и пациента).

За счёт универсальной кабины с плоским полом вертолёт можно применять не только для пассажирских перевозок и эвакуации пациентов, но и для выполнения всех типов авиационных работ. В частности, вертолёт H125 легко переоснащается для выполнения воздушных работ с использованием дополнительного сертифицированного оборудования, включая дополнительные аккумуляторы, противопылевые фильтры, сдвижные двери и защитную дугу хвостового винта, благодаря чему его можно использовать для выполнения широкого круга авиационных работ: пожаротушения, мониторинга ЛЭП, подъёма грузов, опыления урожаев, аэросъёмки, парашютирования и геологоразведки.

Также Н125 можно адаптировать для выполнения различных правоохранительных операций, в том числе наблюдения, оперативного управления, поиска и спасения, транспортировки отрядов особого назначения, а также патрулирования государственных границ. Одноуровневый пол кабины и низкий уровень вибрации позволяют устанавливать необходимое для указанных задач оборудование: контрольно-измерительные приборы, прожекторы, инфракрасные и тепловизорные камеры, тактические консоли, освещение и приборы, совместимые с очками ночного видения, защиту от столкновения с линиями электропередач, а также масштабируемые карты с GPS для отслеживания украденного имущества, в том числе транспорта. На сегодняшний день H125 используется правоохранительными органами в 30 странах и регионах мира.

Заказчиков из России в первую очередь привлекает цена вертолёта: она значительно ниже, чем у AW119 (на 30%) и Bell 407 (на 20%) (для сравнения использованы цены в РФ с учётом таможенной пошлины и стоимости доставки), подчёркивают в пресс-службе AHV. Стоит добавить, что в мае 2017 года на Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia-2017 AHV объявила о новой ценовой политике по поставке запасных частей и компонентов российским клиентам. В частности, как сообщал «АвиаПорт», стоимость доставки для плановых заказов на сумму от 15 тысяч евро стала фиксированной и составляет 5% от стоимости изделия на условиях Еx-Works завода Airbus Helicopters до российского НДС и с учётом таможенных пошлин. Как пояснял тогда коммерческий директор Airbus Helicopters Vostok Артём Фетисов, таким образом, российские клиенты могут узнать конечную цену изделия с учётом доставки всего лишь прибавив 5% к цене, указанной в европейском каталоге, а компания Airbus Helicopters в свою очередь получила возможность сократить временные затраты на составление коммерческих предложений. «С такой ценовой политикой дешевле, чем у Airbus Helicopters Vostok, запчасти сегодня не купить. Такого предложения в России не существовало, — отмечал А. Фетисов. — Это новый подход, который наша компания в других регионах ещё не делает, то есть в России у нас пилотный проект».

Другой важный фактор для любого владельца вертолётной техники — наличие широкой сети сервисных центров. Как рассказали «АвиаПорту» в пресс-службе AHV, на сегодняшний день более 25 российских организаций сертифицированы Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) по нормам ФАП-285 для обслуживания вертолётов AS350 (Н125). География центров сервисного обслуживания покрывает всю Россию: от Владивостока и Камчатки до Санкт-Петербурга и Москвы, от Норильска и Салехарда до Краснодара.

В пресс-службе AHV также добавили, что сегодня не возникает и проблем с обучением лётного состава. «Мы направляем клиентов либо в учебный центр на заводе Airbus Helicopters в город Мариньян (Франция — «АвиаПорт»), либо в официальный авторизованный учебный центр авиакомпании «Ютэйр», — уточнили в пресс-службе. — Также в России действуют несколько отечественных учебных центров, одобренных Росавиацией, однако они не связаны с Airbus Helicopters».
АвиаПорт

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ