Helionix и вертолеты следующего поколения
14.06.2017
Еще сравнительно недавно вертолет был одной из самых консервативных летающих платформ, чьи базовые конструктивные и технологические решения нашли свое серийное воплощение в далекие 1950-1960-х годы. Футуристических проектов было немало, но они слишком часто останавливались на полпути. Казалось, существенно усовершенствовать технологии, достигшие своей зрелости еще тридцать лет назад, будет невозможно. Однако последние десять лет заронили надежду, что известные возможности вертолетов будут существенно дополнены и расширены. Именно в эти годы ведущие компании вертолетостроительной отрасли включились в неслыханную раннее по масштабам технологическую гонку. Стартовой темой стало повышение скоростных возможностей вертолетов. Разработки в этой области потянули за собой настоящий шлейф технологических задач и вызовов, среди которых на первом месте оказались автономные и беспилотные возможности пилотируемых летательных аппаратов.
Компания Airbus Helicopters едва ли не первой осознала ключевую потребность не столько в повышении скоростных, силовых и прочих внешних характеристик летательных аппаратов, сколько в улучшении внутреннего оснащения, в повышении управляемости, автономности и безопасности. Это было следствием успешных испытаний платформы Х3. 12 мая 2011 скоростной вертолет достиг 430 километров в час, а чуть более, чем через год разогнался до 472, побив мировой рекорд скорости горизонтального полета для вертолетов.
Фактор скорости изменил правила игры в индустрии, но первым реальным достижением на этом пути стали новые бортовые комплексы, которые могли бы обеспечить новой технике соответствующий уровень пилотирования.
В этом году на выставке HeliRussia 2017 состоялась российская премьера инновационного комплекса авионики Helionix — на выставке был показан демонстратор приборной панели вертолета H145, Событие оказалось приурочено в том числе и к обещанной в течении 2017 года российской сертификации вертолета Н135 c этим комплексом. Отметим, что Airbus Helicopters устанавливает Helionix и на других моделях своих ВС — H135, H175 и H160, что позволяет существенно снизить нагрузку на пилота во время полета, а также повысить уровень безопасности.
Помимо 4-осевого автопилота Helionix предлагает инновационную компоновку приборной доски кабины, обеспечивающую лучшую ситуационную осведомленность пилота. Система включает три электронных дисплея с поддержкой приборов ночного видения, а также индикатор достижения предела по одному из трех параметров (FLI), который передает пилоту информацию о текущих параметрах двигателя. Оборудованный двумя навигационными сенсорными дисплеями GPS/Nav/Comm GTN-750 комплекс Helionix является универсальным решением в области GPS-навигации и технологий связи. Есть у Helionix и еще одна особенность — система предупреждения столкновения в воздухе TAS620A, повышающая уровень безопасности полетов и помогающая летчикам обнаруживать и не допускать пересечения траекторий полета.
Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня
Первоначальный замысел разработчика, как мы помним, заключался в создании линейки новых гибридных вертолетов массой от 5 до 14 тонн. И здесь Airbus Helicopters, тогда еще Eurocopter, решилась на формирование новой идеологии, когда на смену AS365/EC155 должен был прийти Х4, на смену Super Puma/EC225 — X6, в 2018-2019 годах X9 должен был заменить ЕС135 и 145. Проект означал и внедрение новых систем, облегчающих управление вертолетом во время полетов у земли, облета препятствий, выполнения заходов на точку, в том числе в условиях плохой видимости. Тогда же был составлен перечень элементов, способствующих этому: двухмерные цифровые навигационные дисплеи, 4-канальная САУ и электродистанционная система управления (ЭДСУ), системы отображения информации на лобовое стекло. Кстати, разработкой ЭДСУ для Х4 занималась фирма Sagem, входящая в состав группы компаний Safran и получившая на эти цели вместе с таким же партнером Eurocopter — Thales ссуды в размере $350 млн.
Все это логично вписывалось в тему единства, семейственности авиационной техники, которую успешно продвигает самолетное подразделение Airbus. Преимуществ у такой идеологии достаточно много, от оптимального ценообразования, до упрощения переучивания пилотов с одной модели воздушного судна на другую. И успешный опыт создания подобной линейки хорошо известен в вертолетной отрасли.
В 2014 году в первоначальный план были внесены оперативные коррективы. На авиасалоне в Фарнборо президент Airbus Helicopters Гийом Фори заявил, что X4 будет оборудован бортовым комплексом Helionix разработки Airbus, который уже предполагалось устанавливать на EC145 T2 и EC175. А реализация совместного с Sagem и Thales проекта оказалась отложенной до лучших времен.
Решение не ждать, а оборудовать новый вертолет инновационным, но проверенным комплексом, было продиктовано потребностями рынка и неизбежной конкуренцией. В результате на Heli-Expo 2015 был представлен цельнокомпозитный средний двухдвигательный Н160 (тот самый Х4) с Helionix, на разработку которого потрачено $1,12 млрд.
Эволюция правит
Выбору авионики Helionix в качестве унифицирующей системы для целого семейства Airbus Helicopters способствовали «и критика, и сборы». О комплексе хорошо отзывались американские пилоты во время рекламного тура ЕС175 по США, особо подчеркивая удобство использования в сложных условиях, а заказчики начали проявлять повышенный интерес к машинам именно с этим оборудованием. К тому же, опрос клиентов показал, что наличие ЭДСУ не так и важно, благо автопилот Helionix справляется с большинством стоящих перед вертолетом задач. Вертолет Н160 во всей красе подтвердил изменения в походах к проектированию и производству новых вертолетов. Ну а то, что революция в данном случае уступила место эволюции, мало что меняет. Ведь была же решена задача не допустить монополии AW139, причем, весьма успешно.
Airbus Helicopters продемонстрировала достаточную гибкость и адаптивность своих решений, применительно к «разнокалиберным» вертолетам, что видно на примере бортового комплекса Helionix. А судя по тому, как компания, на первый взгляд, легко пожертвовала ЭДСУ и «радикально новой кабиной» в Н160, воспользовавшись отработанными системами, сама по себе революционность уже не так востребована на рынке, как еще несколько лет назад. И намеченное выстраивание продуктовой линейки также с успехом реализовано через новую систему управления ЛА. Комплекс Helionix сначала был сделан для Н175, потом для Н145 и Н135. В итоге клиентам был представлен Н160, который демонстрирует не только новинки вертолетостроения, но и адаптивность ранее разработанных систем. Причем систем, способных обеспечивать продвижение новой (Н160) и дополнительные перспективы для уже эксплуатируемой техники (H135 с Helionix).
Подобный подход помогает существенно сократить затраты на разработку и производство, уменьшить сроки и, соответственно, цену изделия, что позволяет охватить широкий спектр авиационной техники. Тут, как в поговорке: «семейный горшок всегда кипит».