HeliRussia-2015: новые высоты

Репортаж из Крокус-Экспо

Крупнейшая международная вертолетная выставка, проходящая на территории России HeliRussia, проводится в одно и то же время, в конце мая, в Крокус-Экспо, вот уже 8 лет подряд – как неизменная примета близкого лета, нового сезона, новых контрактов и взаимовыгодных сделок. И каждый раз дарит как гостям, так и участникам нечто новое, интересное, яркое, одним словом – настоящее ощущение праздника.
Своей атмосферой, настроением HeliRussia-2015 (проводилась с 21 по 13 мая) ничем не уступала своим «предшественницам», в очередной раз собрав, по выражению заместителя главы министерства транспорта Валерия Окулова, «влюбленных в авиацию людей – разработчиков, конструкторов, ведь только такие люди могут создавать по-настоящему успешные проекты».

Выставка собрала 219 компаний из 11 стран мира, предоставляющих услуги в сфере производства, разработки и эксплуатации вертолетов, вертолетной техники, бортового и наземного оборудования. На площади в 12 230 квадратных метров разместилось 16 вертолетов и 5 автожиров отечественных и зарубежных производителей. На выставку аккредитовалось свыше 500 представителей российских и зарубежных СМИ. Всего за 3 дня выставку посетило около 11 тыс. человек, прошло 46 мероприятий в рамках деловой программы.

Праздник неба

На церемонии открытия выставки официальные лица напомнили собравшимся, что вертолетная отрасль остается приоритетной для развития и инвестиций и в целом внимания со стороны государства. Россия остается в числе крупнейших вертолетных держав, и выставки такого уровня только укрепляют уже сложившиеся добрые традиции, способствуя развитию технической, финансовой, безопасной составляющих – это те «три кита», на которых держится отрасль. Каждый год появляются новые уникальные разработки, и это главное достижение.

На открытии было зачитано приветствие от руководителя администрации президента России Сергея Иванова: «Ваш смотр прочно удерживает позиции одного из крупнейших в отрасли и при этом постоянно развивается и совершенствуется. Вовлекает в орбиту своей деятельности всё большее число участников и гостей. А это значит, что иностранные партнёры проявляют несомненный интерес к российской вертолётной индустрии, стремятся включиться в реализацию совместных перспективных проектов».

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что сейчас опережающими темпами идет развитие вертолетной инфраструктуры: «создается большое количество вертолетных площадок, вертодромов, чему необходимо содействовать в полной мере. Мы заинтересованы, чтобы над городами и весями постоянно жужжали наши вертолеты».

Его мысль развил заместитель министерства промышленности РФ Андрей Богинский: «Это крупнейшая в Европе выставка, и она насыщена новинками, что дарит российским компаниям хорошие возможности, и не только производителям. Хочется пожелать им дальнейшего совершенствования техники, совместных разработок. Европейским участникам – смотреть на нынешнее развитие отрасли, может быть, скорректировать планы, рассмотреть возможность локализации, заключения стратегических партнерств. Рынок наш достаточно большой и перспективный, в чем все могут лично убедиться».

На своей волне

На фоне снижения общей экономической активности, некоторого выставочного «оскудения» в ряде промышленных секторов, произошедших в течение последнего года, HeliRussia-2015 отнюдь не уменьшилась в размерах. Наоборот – по количеству компаний и посетителей нынешнее мероприятие превзошло прошлогоднее.

Что же можно выделить из основных направлений развития вертолетной отрасли, которые продемонстрировала HeliRussia-2015? Во-первых и прежде всего – это развитие российского рынка вертолетной техники, все большее вовлечение в него главных мировых игроков отрасли – производителей вертолетов, комплектующих и оборудования. Во-вторых – пристальное внимание и неподдельный интерес к отрасли со стороны государства. Традиционно, на выставке была представлена объединенная экспозиция ГК «Ростехнологии» и входящих в ее состав 22 предприятий: холдинга «Вертолеты России», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Авиационное оборудование», ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии», ОАО «Концерн «Авионика», ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», ОАО «Корпорация «Фазотрон НИИР», ОАО «Аэроприбор–Восход», ОАО «Измеритель», ОАО «Техприбор» и др. В-третьих, HeliRussia становится площадкой для демонстрации сложного цифрового оборудования, в частности, систем визуализации. Это демонстрирует усиление новой тенденции: смещения акцента с разработки летательных аппаратов на разработку начинки. В-четвертых, наблюдается стремительный рост компаний, предоставляющих разнообразные бизнесы вокруг вертолетной отрасли — от обучения пилотов, аренду воздушных судов, чартера до разработки узлов и вертолетов небольшими частными бюро. На выставке можно было увидеть наряду с коммерческими моделями совсем свежие частные разработки: пермская «Афалина» заслуженно привлекла внимание посетителей и потенциальных партнеров.
Главные герои

В этом году выставка запомнилась участникам и посетителям большим количеством представленных новинок от зарубежных и российских производителей вертолетов. Было отмечено рекордное количество премьер: столько вертолетных новинок в одной экспозиции не знала ни одна российская авиационная выставка. Были представлены новые модели от 2-х зарубежных вертолетостроительных гигантов – AgustaWestland и Bell Helicopter. Состоялась премьера скоростного сверхлегкого вертолета российского производства от компании «Хеливейл».

Bell Helicopter впервые показал в России Bell 505 – пятиместный однодвигательный газотурбинный вертолет нового поколения, первый полет которого состоялся в Канаде в ноябре 2014 года. Был представлен и новый VIP салон Mecaer для вертолета Bell 429, а также вертолет Bell-407GX.
AgustaWestland впервые привезла в Москву вертолет AW189, процесс сертификации которого идет в России. Сертификат типа EASA получен в феврале 2014 года. AW189 – это принципиально новая модель вертолета с двумя двигателями GE CT7-2E1 и общей массой 8,3 тонны, сочетающая многофункциональность наряду с низкой стоимостью и отвечающая запросам растущего рынка.

Компания Airbus Helicopters представила два вертолета: Н130 (ранее ЕС130 Т2) в VIP конфигурации и Н125 (ранее AS350 B3) bestseller компании Airbus Helicopters в России, а также модель вертолета Н160, впервые представленную миру в марте 2015 года.

Новинку российского производства представила компания «Хеливейл», которая впервые продемонстрировала двухместный скоростной сверхлегкий вертолет соосной схемы «Афалина». Отечественное производство и сочетание технических решений значительно оптимизируют стоимость летного часа, что позволяет использовать вертолет для выполнения широкого спектра задач. Это результат творческой деятельности коллектива людей, фанатично преданных авиации.
Была новинка и от производителей автожиров – первые экземпляры автожиров лицензионной сборки итальянского производителя Claudio Pagotto в России впервые были представлены на HeliRussia 2015 компанией «За Облака».

Традиционно богатую экспозицию представил Титульный спонсор выставки HeliRussia – АО «Вертолеты России»: медицинский вариант вертолета «Ансат», вертолеты Ка – 226 и Ми – 8 (VIP салон).

ЗАО «Русские вертолетные системы» представило шестиместный VIP салон AW109SP, а также презентовало проект развития вертолетной инфраструктуры в московском регионе.

Как всегда, на выставке присутствовали немалое количество вертолетов Robinson, среди новинок отметим вертолет R66 с автопилотом, представленный ЗАО «Авиамаркет».

Всего в экспозиции было представлено 5 вертолетов российского производства (Ми – 8, Ми – 2, Ка – 226, «Ансат», «Афалина»), 3 вертолета AgustaWestland (AW 109 Grand New, AW 139, AW 189), 3 машины производства AirbusHelicopters (EC 130 T2, AS 350 B3, AS 350 B3E), 2 RobinsonHelicopter (R 66, R 44), два вертолета BellHelicopter (Bell 505, Bell 407GX) и один вертолет бельгийского производства Dynali H2S.
Автожиры Cavalon и Calidus, GYRO GT, GYROSPRINT, TANARG 912, мотопланер StemmeS10 такжет присутствовали в выставочном павильоне.
Непревзойденный мировой лидер в области создания авиационных и космических двигателей гражданского и военного назначения группа Safran также принимала участие в выставке: ее представляли компании Turbomeca, Microturbo и Sagem. Также в выставке приняла участие АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

Ключевые события

На выставке HeliRussia 2015 прошло официальное вручение документов АР МАК вертолетам «Ансат» и Ка-226Т.
Новые легкие гражданские вертолеты «Ансат» и Ка-226Т разработки холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех впервые вышли на рынок российской коммерческой авиации. Оба вертолета получили соответствующие документы Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и могут использоваться в гражданском секторе. Ранее модификации этих вертолетов использовались Министерством обороны, МЧС, МВД, ФСБ и другими государственными структурами России. Построенный по традиционной схеме «Ансат» и соосный Ка-226Т – каждый имеет свои преимущества. Эти многоцелевые вертолеты могут применяться для грузовых и пассажирских перевозок, а также использоваться в качестве медицинских.

На выставке HeliRussia 2015 компании Bell Helicopter и Jet Transfer подписали контракт на поставку в Россию нового вертолёта Bell-429 в Россию.
Вертолёт будет поставлен покупателю до конца 2015 года. Это будет юбилейный двадцатый вертолёт модели Bell-429, поставляемый в регион.
На подписании контракта присутствовали Президент корпорации Textron Scott Donnelly, Вице-президент Bell Helicopter Patrick Moulay, управляющий директор Bell Helicopter в Европе Jakub Hoda и генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов. «Вертолёт будет изготовлен в корпоративной компоновке. По желанию клиента в салоне вертолёта будут реализованы дополнительные функции, увеличивающие шумоизоляцию и повышающие комфорт пассажиров», — детализировал характеристики заказанного вертолёта Александр Евдокимов.

Был подписан контракт на поставку 8 легких вертолетов Airbus Helicopters. Подписано соглашение о создании сервисного и дилерского центров вертолетов Airbus Helicopters на базе «Heliport Istra».

В составе вертолётной сети «Хелипорты России» появятся два новых центра – в Краснодаре и Тюмени. Соответствующее соглашение в ходе первого дня выставки HeliRussia 2015 зампред совета директоров сети Нина Абулова подписала с руководителями двух площадок. В Краснодаре сеть будет представлена уже существующим вертолетным комплексом «Хели-Центр». Руководить им по-прежнему будет его действующий гендиректор Василий Грехов.
Американский вертолётостроитель BellHelicopter впервые в своей истории передает сборку своего вертолета в России. На выставке компания подписала соответствующее лицензионное соглашение с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) из Екатеринбурга. Для сборки в нашей стране была выбрана новейшая модификация легкого однодвигательного вертолета Bell-407GXP. «Это новая веха развития российской авиационной промышленности», — отметил председатель совета директоров УЗГА Артур Штанков, подчеркнув, что все вертолеты будут иметь российский сертификат. Первые три вертолёта планируется собрать в Екатеринбурге уже в этом году. Они будут использованы для сертификации производства. На УЗГА рассчитывают, что затем эти три машины будут закуплены Росавиацией для одного из летных училищ. Подписанное лицензионное соглашение не имеет ограничений по количеству машин, собранных в России, оно будет определяться спросом на рынке. УЗГА уже имеет солидный опыт локализации производства зарубежной авиатехники. На мощностях этого предприятия была организована сборка в России израильских беспилотников и учебных самолетов австрийской фирмы DiamondAircraft.

В рамках HeliRussiа 2015 был продлен четырехсторонний договор между Airbus Helicopters, Airbus Helicopters Vostok, НП «Центр подготовки персонала» и авиакомпанией «ЮТэйр» по подготовке пилотов и инженерно-технического персонала. Кроме того, стороны достигли принципиальных договоренностей об участии группы компаний «ЮТэйр» в создаваемой в России компанией Airbus Helicopters Vostok сети авторизованных сервисных центров и дистрибьюторов услуг ТОиР и запасных частей.

Прошли презентации автожиров Claudio Pagotto, вертолетов AW 189, Bell 505, системы визуализации нового поколения Аврора 3, перелета на Эльбрус и победный пролет с флагами в честь 70-летней годовщины Победы от Heliport Istra.

Оборудуй это

Посетители выставки ознакомились с новинками в навигационном оборудовании, наземном обеспечении, радиолокационном контроле, оборудовании вертолетных площадок.

На выставке компания «Транзас Авиация» («ТАВ») продемонстрировала решения для вертолетной отрасли, среди которых комплекс бортового оборудования для многоцелевого вертолета Ка-62, система технического зрения и новейшая версия системы визуализации «Аврора 3».
В первый день выставки была официально презентована система визуализации «Аврора 3», предназначенная для обеспечения всех видов тренажеров детальным отображением закабинного пространства. Отличительная особенность новейшей разработки – сочетание реалистичного изображения с высокодетальными сценами и имитацией реальной освещенности, что достигается благодаря использованию физически корректной модели освещения. На данный момент в базе системы имеется порядка 30 аэропортов по всему миру и ее уже используют заказчики как в нашей стране, так и за рубежом.
В рамках HeliRussia 2015 КРЭТ в очередной раз представил экспозицию в качестве единой структуры. На экспозиционных стендах российские и зарубежные компании представили свои достижения по всему спектру продукции и услуг для вертолетной индустрии. Среди участников выставки в этом году были 15 предприятий КРЭТ, которые продемонстрировали посетителям свои последние разработки в области БРЭО для вертолетов.

В рамках выставки специалисты «Технодинамики»рассказали о создаваемой линейке синхронных генераторов нестабильной частоты. На стенде «Технодинамики» был представлен макет синхронного генератора ГСР-90/120. Хотя предполагается, что этот агрегат будет использован на перспективном самолете МС-21, в «Технодинамике» полагают, что генераторам мощностью 60 кВт найдется применение в российских вертолетах, включая перспективные, например, российско-китайский проект AHL. Основное преимущество разработки центра проектирования холдинга «Технодинамика» заключается в отсутствии гидравлического привода постоянной частоты вращения. Вместо него использовано выпрямительное устройство в виде небольшого электронного блока.
Итальянская компания AeroSekur, специализирующаяся на выпуске спасательного оборудования для авиакосмической отрасли, представила на выставке средства спасения при посадке вертолета на воду. В частности, речь идет о баллонетах, способных поддерживать потерпевшее аварию судно на плаву, а также спасательных плотах, интегрированных в фюзеляж вертолета. Помимо этого в экспозицию были включены защищенные топливные баки, способные сохранять целостность во время больших перегрузок. Кроме того, компания представила программу обслуживания своего оборудования, в том числе план подготовки техперсонала. В настоящий момент спасательные системы AeroSekur устанавливаются на вертолеты только иностранного производства. Крупнейшими клиентами компании являются AgustaWestland и AirbusHelicopters. Из серийных машин ее оборудование устанавливается на модели AW 109, AW 139, AW189 и H175. Вертолетов, оснащенных системами AeroSekur, в России пока нет. Благодаря участию в выставке компании удалось привлечь внимание российских производителей, а также базирующихся в России эксплуатантов вертолетной техники, к продукции своей компании. Заключено несколько контрактов на поставку оборудования в Россию.

Деловая программа

В деловой программе выставки HeliRussia в этом году приняло участие свыше 600 представителей более чем 130 российских и международных компаний.
В рамках выставки состоялись конференции, круглые столы и семинары по темам «Дизайн летательных аппаратов», «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация», «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», «Авиационное бортовое оборудование», «Future transport — yesterday, today, tomorrow», «Авиаметеообеспечение полетов с посадочных площадок», «Безопасность вертолетных услуг в энергетическом секторе», «Перспективы развития ППО вертолётной техники и возможности авиаремонтных заводов Холдинга «Вертолёты России», «Новая редакция статьи 8 Воздушного кодекса. Правовое регулирование авиаработ», «Патентная компания и авиация. Или как защитить свои разработки», «Достижение высоких показателей эффективности эксплуатации ЛА за счет оптимизации сервисного обслуживания, управления складами и оборота запасных частей», «Модернизация авиатехники: выполнение нормативных требований или оптимизация расходов?», «Компьютерное моделирование виброакустики в авиа- и вертолетостроении. Оптимизация конструкции корпуса вертолета на основе виброакустического анализа» и другие мероприятия.

В этом году состоялось первое обсуждение нового направления – «Дизайн летательных аппаратов». Международный форум, который прошел при поддержке холдинга «Вертолеты России» и Союза дизайнеров России, объединил на одной площадке профессионалов в области авиационного, транспортного и промышленного дизайна, инжиниринговые компании, конструкторские бюро и представителей как российской, так и зарубежной промышленности.
В течение трех дней на международной дискуссионной площадке дизайн-форума гости и участники обсудили и пришли к общим решениям по вопросам методологии и структуризации процессов разработки дизайна ЛА.

В рамках форума «Дизайн летательных аппаратов» прошел круглый стол,посвященный вопросам дизайна (формообразование, стилистика и деталировка) салонов и элементов фюзеляжа летательных аппаратов, конференция «Модернизация летательных аппаратов – возможности дизайна», мастер-класс по дизайн-проектированию цветографического решения фюзеляжа вертолета.

21-22 мая прошла III межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация». Организаторами выступили «Ассоциация вертолетной индустрии», ООО «Мобильная Медицина» при деятельном содействии ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России, НИИ хирургии детского возраста ГБОУ ВПО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова» Минздрава России и при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В работе круглого стола «Современные технологии авиамедицинской эвакуации. Обучение персонала» приняли участие руководители и специалисты Минздрава России, МДВ РФ, органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, лечебных учреждений, учреждений скорой медицинской помощи, научные сотрудники медицинских вузов.

Большое внимание, безусловно, было приковано к круглому столу «Вертолетные площадки города Москвы и порядок их использования»,посвященному вопросам реализации государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012 – 2016 гг.» и положениям подпрограммы «Развитие новых видов транспорта» в части применения вертолетной техники. В качестве успешного выполнения данной подпрограммы был рассмотрен опыт ЗАО «Русские Вертолетные Системы» в решении административно-хозяйственных задач города и выполнения авиационных работ с использованием площадок «Москва-Сити» причал и вертопалуба «Дом Музыки».

Всем бы в небо

Стоит повториться – вертолетная техника сегодня востребована, и спрос на нее растет. Если еще 15 лет назад идея вертолетного клуба казалась мечтой или в крайнем случае экзотикой для богатых, то сегодня количество таких клубов в России приближается к сотне и продолжает расти. По мнению специалистов, снижения активности в сфере так называемой малой авиации не наблюдается. Наоборот – растет интерес, а вместе с ним и спрос на обучение, вертолетные экскурсии, лизинг, аренду вертолетной техники.

Сейчас очень популярно цитировать расхожую мудрость о двойственной природе кризиса, отраженной в китайском иероглифе: лишь с одной стороны это опасность, а с другой – всегда новые возможности. Похоже, для отечественного рынка вертолетов ( и для всей отрасли) вторая часть древней китайской мудрости справедлива как никогда.

Подготовила
Мария ЩЕРБАКОВА

Теги записи: , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ