Индия стремительно расширяет свой парк военных вертолетов

По информации индийского авиастроительного концерна Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL), в ближайшем десятилетии командование Вооруженных сил Индии планирует принять на вооружение более 1000 винтокрылых машин, при этом значительная часть из них будет разработана и произведена на индийской территории.

Как известно, индийским оборонным ведомством уже реализовываются планы по покупке 139 средних вертолетов Ми-17В-5, 15 тяжелых транспортных CH-47 Chinook и 22 ударных AH-64 Apache, предназначенных для ВВС, ВМС, Береговой охраны и Сухопутных войск страны. Одновременно индийский авиастроительный концерн HAL получил заказ на строительство 159 многоцелевых вертолетов Dhruv Mark III и 179 легких ударных машин, разработка которых ведется полным ходом.

«Рабочая лошадка» Ми-17, способная брать на борт до 26 вооруженных солдат или 4 тонны груза, состоит на вооружении индийских ВВС на протяжении нескольких десятилетий. Его новая версия В-5 значительно превосходит базовую модель по своим характеристикам, благодаря новым двигателям, роторам, лопастям и авионике. На сегодняшний день Индия получила 80 таких машин, а поставка остальных выполняется согласно утвержденного графика.

Вертолеты CH-467 Chinook закупаются для замены Ми-26 российского производства, из общего числа которых только 4-5 способны продолжать полеты. «Чинуки», производимые американским концерном Boeing, успели доказать свою пригодность для выполнения боевых миссий в ходе недавних вооруженных конфликтов в Ираке и Афганистане. После тестовых испытаний представители ВВС Индии также остались довольны возможностями этих вертолетов, способных транспортировать до 50 вооруженных бойцов или 12,7 тонн грузов.

В ходе тендера на поставку средних ударных вертолетов армейской авиации индийские военные остановили свой выбор на еще одной модели производства Boeing – AH-64 Apache. Эти машины способны работать в непосредственной близости от передовых позиций, поддерживая сухопутные подразделения огнем из стрелково-пушечного вооружения, а также ракетными ударами НУР, УР и ПТУР.

ВВС и Сухопутные войска Индии возлагают большие надежды на многоцелевой Dhruv Mark III, разработанный и производимый HAL. Каждый год индийский концерн выпускает по 36 вертолетов, что вполне удовлетворяет военных заказчиков, нуждающихся в 350 таких машинах.

В то же время командование ВМС Индии рассматривает возможность дополнительного приобретения 50 легких двухмоторных вертолетов, возможно производства AgustaWestland. Как стало известно, Dhruv не соответствуют требованиям палубного базирования из-за невозможности складывать свои композитные лопасти. Кроме этого, индийские ВМС планируют получить около 90 средних многоцелевых вертолетов, которые должны сменить на боевом дежурстве палубные Sea King. Пока объявлен тендер на 16 машин.

На базе индийского Dhruv специалистами HAL разрабатывается его утяжеленная версия – Rudra. Вертолет будет оснащен ракетно-пушечным вооружением и средствами РЭБ. Командование Сухопутных войск и ВВС Индии намерено закупить в общей сложности 76 таких машин. Также HAL руководит программой разработки легкого боевого вертолета Light Combat Helicopter (LCH). Это будет вертолет весом 5,5 тонн, созданный с применением основных динамических узлов и компонентов (роторов и коробки приводов) модели Dhruv и двигателя Shakti. В состав вооружения войдет комплект, создаваемый для вертолета Rudra. Как ожидается, LCH будет высотной машиной, способной взлетать с высоты 3000 м, стрелять из пушек на высоте до 5000 м и сбивать ракетами беспилотники на высотах до 65000 км. Из 179 планируемых к закупке машин, 65 достанутся ВВС, а 114 – Сухопутным войскам.

Еще один крупный военный заказ предусматривает поставку 384 легких многоцелевых вертолетов LUH, которые должны заменить устаревшие индийские Cheetah и Chetak. В ближайшие 15-20 лет HAL планирует выпустить более 700 таких машин, предназначенных как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

В прошлом году руководство HAL приняло решение существенно увеличить в среднесрочной перспективе долю вертолетных проектов в бизнесе компании. Если ранее они составляли всего 5-6% общего производства и объема НИОКР, то, по словам главы корпорации Ашока Наяка, в ближайшие 10 лет их доля должна возрасти до 20-25%. Причем компания уже начала поставлять вертолеты собственной постройки на экспорт, в частности в Африку.

В этой связи нельзя не отметить устремления иностранных производителей, желающих инвестировать в индийскую экономику. Например, Sikorsky Aircraft уже наладила на территории Индии выпуск кабин для S-92, а Turbomeca успешно сотрудничает с HAL по линии производства вертолетных двигателей Shakti.

Поэтому на сегодня индийский вертолетный рынок является наиболее динамично развивающимся и перспективным, что обусловливает грандиозный интерес к этому региону как российских, так западных вертолетостроительных компаний. При этом индийское руководство выработало достаточно сбалансированную стратегию закупок, предусматривающую с одной стороны – диверсификацию иностранных поставок, а с другой – развитие возможностей национальных вертолетостроителей.

ПАРТНЕРЫ АВИ