Исполнилось 120 лет со дня рождения авиаконструктора Николая Камова
14.09.2022
Ровно 120 лет назад, 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) 1902 года в Иркутске родился Николай Камов — выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов марки «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
После окончания Томского технологического института в 1923 году Николай Камов стал работать конструктором на авиазаводе в Филях (будущий авиазавод № 22), затем трудился в ремонтных мастерских акционерного общества «Добролет» (прообраз «Аэрофлота»), позже работает в опытно-конструкторском бюро гидроавиации под руководством Дмитрия Григоровича. В 1929 году Николай Камов в содружестве с коллегой Николаем Скржинским создает первый в СССР успешно летавший винтокрылый летательный аппарат — автожир КАСКР-1 «Красный инженер».
В 1931-1940 годах Николай Ильич Камов работал в Отделе особых конструкций ЦАГИ, где под его руководством был создан первый в СССР боевой винтокрылый летательный аппарат — автожир-корректировщик А-7. Автожиры А-7 серийно выпускались на заводе № 290 в подмосковном поселке Ухтомский, директором и главным конструктором которого с 1940 по 1943 гг. был Н.И. Камов. Эскадрилья автожиров А-7 применялась в ходе боев под Ельней осенью 1941 года.
С 1947 г. Н.И. Камов конструирует вертолеты: одноместные Ка-8 и Ка-10, на которых была впервые в отечественной практике реализована двухвинтовая схема с соосно расположенными несущими винтами противоположного вращения. Благодаря компактности, высокой тяговооруженности, маневренности и аэродинамической симметричности, которые присущи двухвинтовой соосной схеме, вертолеты Камова снискали применение на флоте в качестве палубных вертолетов. Первым из них стал двухместный поршневой Ка-15, но наиболее известными советскими палубными вертолетами стали газотурбинные Ка-25 и Ка-27.
На основе Ка-27 позднее был создан гражданский вертолет Ка-32, модификация которого Ка-32A11BC признана в мире одним из лучших противопожарных вертолетов. Под руководством Н.И. Камова были созданы также многоцелевые вертолеты Ка-18 и Ка-26. В ОКБ Н.И. Камова была доведена до наивысшего совершенства двухвинтовая соосная схема вертолета, которую из-за присущей ей сложности не смогли освоить зарубежные авиаконструкторы.
Работы Н.И. Камова и возглавляемого им коллектива конструкторов не ограничивались вертолетами двухвинтовой соосной схемы. В ОКБ был разработан не имеющий аналогов в мировом и отечественном вертолетостроении винтокрыл Ка-22 — комбинированный винтокрылый летательный аппарат двухвинтовой поперечной схемы, сочетавший свойства самолета и вертолета. Ряд научно-исследовательских работ и нереализованных проектов ОКБ послужили основой для разработки передового по уровню примененных технических решений вертолета одновинтовой схемы Ка-62, отличающегося высоким аэродинамическим совершенством, достигнутым в том числе благодаря внедрению высокооборотного рулевого винта в кольцевом канале вертикального оперения.
Итогом деятельности Николая Ильича Камова стало создание уникальной научной и конструкторской школы отечественного вертолетостроения, высокий научно-технический потенциал которой до сих пор обеспечивает передовой уровень современных разработок АО «НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (Госкорпорация Ростех).
Так, в данный момент идут летные испытания модернизированного вертолета соосной схемы Ка-226Т «Альпинист» с повышенными возможностями по полетам в высокогорье. Кроме того, в стадии летных испытаний находится обновленный противопожарный вертолет Ка-32А11М. На нем установлена новейшая электроника, позволяющая применять его круглосуточно, новые двигатели повышенной мощности и отечественная система пожаротушения, которая впервые в мире обеспечивает тушение возгораний при минусовых температурах.
Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) — один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.
Госкорпорация Ростех — крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности — авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов») создан в 2019 году на базе АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и АО «Камов». На этих предприятиях разработаны свыше 20 основных типов вертолетов и их многочисленные модификации. АО «НЦВ Миль и Камов» проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолетов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации вертолеты «Ми» и «Ка». В состав предприятия входит объединенное опытно-конструкторское бюро, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и летно-испытательный центр.
Теги записи: Вертолеты России